2. Порядок проведения проверки противопожарного состояния судна

2. Порядок проведения проверки противопожарного

состояния судна

2.1. Осмотр противопожарного состояния судна рекомендуется начинать с проверки наличия документов, отражающих пожарную безопасность судна. При этом необходимо проверить:

2.1.1. Судовое свидетельство на годность плавания Российского Речного Регистра, акт освидетельствования судна Регистром, а также допуск Регистра на перевозку опасных грузов, в том числе принимаемого к погрузке.

2.1.2. Пожарно-контрольный формуляр судна (там, где он имеется), полноту и качество его заполнения (после проверки документации).

2.1.3. Акт проверки противопожарного состояния судна (при плановых осмотрах), Свидетельство государственного надзора за пожарной безопасностью на судах смешанного "река-море" плавания (Приложение 2).

2.1.4. Оперативный план пожаротушения (для пассажирских водоизмещающих судов и судов смешанного "река-море" плавания), разработанный применительно к особенностям данного судна на основе типового плана судовладельца и утвержденный капитаном судна.

2.1.5. Документы о прохождении экипажем противопожарной подготовки, обучения по выживанию и действиям в аварийных ситуациях:

- о противопожарной подготовке командного и рядового состава всех судов по программам, утверждаемым Минтрансом России (для комсостава срок 3 года, для рядового - ежегодно);

- об обучении членов аварийных партий работе в изолирующих дыхательных аппаратах (срок 5 лет).

При отсутствии специальных дыхательных аппаратов для тренировки в судовых условиях проводятся ежегодные тренировки на учебно-тренажерном судне (УТС) или береговых центрах (БЦ);

- об обучении командного и рядового состава судов смешанного "река-море" плавания методам выживания и действиям в аварийных ситуациях (в т.ч. борьбе с пожарами) на УТС или береговом центре в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных актов (один раз в 5 лет);

- о прохождении обучения и допуске назначенных членов экипажа к работе с газоанализаторами (для судов, где газоанализаторы требуются);

- о прохождении обучения экипажей судов смешанного "река-море" плавания по транспортировке опасных грузов (требования COJIAC-74, Правила МОПОГ) - срок 2 года;

- о наличии отметок о прохождении инструктажа членами аварийной партии при перевозке конкретного опасного груза;

- о прохождении обучения по безопасности нефтяных танкеров (срок 5 лет). Выдается сертифицированным УТЦ.

2.1.6. Журнал учета противопожарного инструктажа и прохождения пожаро-технического минимума экипажем судна (на рабочем месте, повторный (ежегодно), внеплановый (при перевозке пожаровзрывоопасного груза, проведения огневых работ и т.п.).

2.1.7. Документы на изолирующие дыхательные аппараты (формуляры (паспорта), учетные карточки) на судах, где эти приборы предусмотрены нормами снабжения.

2.1.8. Документы на членов экипажа, допущенных к работе в изолирующих дыхательных аппаратах (документ о прохождении обучения, медицинское заключение о годности к работе в кислородных изолирующих аппаратах (подтверждается ежегодно), приказ (распоряжение) капитана судна о допуске членов экипажа к работе в изолирующих дыхательных аппаратах; об образовании аварийной партии (группы), о назначении командира аварийной партии и ответственных за техническое состояние аппаратов, личные карточки членов экипажа, допущенных к работе в изолирующих дыхательных аппаратах).

2.1.9. Акт о проверке соответствия нормам заряда в баллонах станции углекислотного пожаротушения и порошковых огнетушителей в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (рекомендуемая форма акта и спецификационный вес заряда в ручных углекислотных огнетушителях приведены в Приложениях 3 и 4).

2.1.10. Паспорт (сертификат) на огнетушащий состав для системы объемного жидкостного пожаротушения (при ее наличии). Акт о продувке воздухом трубопроводов и распылителей этой системы.

2.1.11. Паспорт (сертификат) на пенообразователь. Акт химического анализа пенообразователя (выдается химлабораторией, имеющей соответствующий допуск органов пожарного надзора, ежегодно перед выпуском флота в эксплуатацию, при круглогодичной навигации - два раза в год).

2.1.12. Инструкция завода-изготовителя по применению стационарных систем пожаротушения, имеющихся на судне (в отдельной папке на ГКП в рулевой рубке).

2.1.13. Акт о гидравлическом испытании пожарных рукавов системы пожаротушения (составляется ежегодно перед сдачей судна в эксплуатацию, а на судах, работающих круглогодично - после зимней работы. Рекомендуемая форма приведена в Приложении 5). Акт опрессовки трубопроводов системы водяного пожаротушения.

2.1.14. Судовое расписание по общесудовой тревоге при пожаре (при движении судна и на стоянках), в котором проверить назначение лиц судового экипажа, отвечающих за пуск в действие стационарных противопожарных систем и осуществляющих герметизацию судна (закрытие дверей и люков, выключение вентиляции и закрытие заслонок воздуховодов) в соответствии с судовым планом пожаротушения; наличие в стояночном расписании записи номеров телефонов для вызова подразделений пожарной охраны, соответствие указанных в расписании фамилий лицам, находящимся на вахте.

2.1.15. Электротехнический журнал (акты замера сопротивления изоляции сети и потребителей, проверка надежности работы электрической защиты электроприводов пожарных насосов и пожарной сигнализации).

2.1.16. Личные карточки инструктажа и проверки знаний членов экипажа по правилам пожарной безопасности.

2.1.17. Документы на электрогазосварочную аппаратуру (при ее наличии):

- приказ судовладельца о предоставлении капитану права на использование аппаратуры, выдачи разрешения на проведение электросварочных работ;

- приказ (распоряжение) капитана о порядке организации и проведения огневых работ на судне силами экипажа, ремонтной бригадой теплохода технической помощи или берегового подразделения; о назначении ответственного за проведение этих работ и исполнителей их из числа членов экипажа; о прохождении этими лицами пожарно-технического минимума;

- квалификационное удостоверение сварщика, исполнителя работ;

- талоны по технике пожарной безопасности к квалификационным удостоверениям.

2.1.18. Документы на паяльную лампу (при ее наличии): паспорт, эксплуатационный журнал (формуляр), проверка на герметичность (один раз в месяц), гидравлическое испытание (один раз в год).

2.1.19. Отметки в вахтенном журнале о еженедельных обходах судна капитаном и обходов судна вахтенной службой пассажирских судов в установленные сроки.

2.1.20. При перевозке опасных грузов по внутренним водным путям проверяется:

- акт о пригодности судна к перевозке данного опасного груза, составленный комиссией в составе представителей порта и судовой администрации с участием Российского Речного Регистра и пожарно-профилактической службы порта;

- накладная на перевозку опасного груза;

- предписание по порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасным грузом, прилагаемое грузоотправителем к накладной (только на грузы, на которые предусмотрено это требование "Правилами перевозки опасных грузов"), способам устранения всех возможных вредных последствий от разрушения транспортной тары, утечки, россыпи и разлива груза, мерам по тушению пожара и противопоказаниям по применению средств тушения, защите от вредного воздействия продуктов горения и оказания первой медицинской помощи.

Предписание не требуется для ЛВЖ средней и низкой опасности (группы 3112, 3113, 3212, 3213, 3312, 3313), для легковоспламеняющихся твердых веществ без дополнительных видов опасности (группы 4111, 4112, 4113) и прочих опасных веществ класса 9;

- запись о проведении инструктажа с членами экипажа по свойствам опасного груза, условиям обращения с ним;

- приказ или распоряжение капитана о мерах пожарной безопасности при грузовых операциях и перевозке данного опасного груза, о назначении лица, ответственного за безопасную погрузку и выгрузку этого груза;

- запись в судовом журнале о готовности судна к погрузке и перевозке опасного груза.

2.1.21. При перевозке опасных грузов в упаковке на судах смешанного "река-море" плавания проверяется:

- свидетельство Регистра о соответствии конструкции и оборудования судна для перевозки опасного груза (для судов, построенных после 01.09.84) или акт Регистра о соответствии конструкции и оборудования судна для перевозки опасного груза (для судов, построенных до 01.09.84);

- свидетельство о выполнении правил МОПОГ на отправку опасного груза или декларация (сертификат) на опасный груз, которые должны быть выданы грузоотправителем;

- отметки в журнале учета инструктажа о прохождении членами аварийной партии (группы) дополнительного инструктажа по действиям в аварийных ситуациях, способам ликвидации аварии, применению автономных дыхательных аппаратов;

- приказ или распоряжение капитана об организационно-технических мероприятиях по пожарной безопасности и мерах техники безопасности;

- исполнительный грузовой план и манифест (список) опасных грузов, составленный портом;

- карты технологического режима перевозки опасного груза;

- карта корректировки плана пожаротушения;

- записи в судовом журнале о готовности судна к перевозке опасного груза в данном рейсе и о контроле состояния перевозимого опасного груза.

2.1.22. При перевозке опасных грузов на судах смешанного "река-море" плавания навалом проверяется:

- свидетельство Регистра о пригодности судна для перевозки навалочных грузов, а также опасных грузов;

- декларация о грузе, содержащая достоверную и полную информацию обо всех опасных свойствах груза, позволяющая обеспечить его безопасную перевозку, составляемая грузоотправителем;

- сертификат о характеристике груза на момент погрузки, представляемый на судно грузоотправителем;

- справка об отборе проб груза, выдаваемая на судно грузоотправителем;

- манифест (люковая записка) опасных перевозимых в данном рейсе грузов, составляемая администрацией судна;

- акт о готовности судна к погрузке после выгрузки опасных навалочных грузов.

2.1.23. Документы на нефтеналивных судах:

- акт ОТК об испытании герметичности и непроницаемости обшивки корпуса, переборок, люковых крышек, систем и арматуры трубопроводов с электрокабелями во взрывоопасных помещениях и пространствах; об испытании переборок насосного отделения. Акт о гидравлическом испытании грузовых рукавов;

- записи в судовых документах о результатах периодических проверок исправности дыхательных клапанов и огнепреградителей в соответствии с Руководством по технической эксплуатации танкеров;

- техническая инструкция о порядке выполнения работ по погрузке и выгрузке нефтепродукта, утвержденная судовладельцем;

- руководство по технической эксплуатации танкеров. Наличие записей в машинном журнале о результатах периодических проверок систем: газоотводной, инертных газов, пожаротушения, искрогашения, вентиляции насосного отделения;

- контрольный журнал замеров содержания концентрации паров нефтепродуктов (углеводородов) в контролируемых отсеках и помещениях нефтеналивного судна.

2.1.24. Наличие в судовом (вахтенном) журнале записей о проведении учебных пожарных тревог (ежемесячно, на пассажирских - два раза в месяц).

2.2. После проверки документов, отражающих пожарную безопасность судна, проводится обследование противопожарного состояния судна, судовых помещений и оборудования, проверяется соблюдение противопожарного режима на судне, выборочно проводится проверка знаний требований пожарной безопасности, готовность экипажа к действиям по локализации и ликвидации пожара в случае его возникновения, а также по эвакуации людей. Проверка, как правило, должна завершаться проведением общесудовой тревоги по борьбе с пожаром.

2.3. Порядок и очередность проверок могут быть разными, но при этом должны быть проверены:

2.3.1. Система пожарной сигнализации и сигнализации предупреждения в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации судового электрооборудования, которая должна быть постоянно включена как на ходу, так и на стоянке.

2.3.2. Станции пожаротушения, аккумуляторные и агрегатные для радиостанций или для аварийного освещения, а также помещения аварийных источников энергии, где обратить особое внимание на свободу доступа, наличие необходимых противопожарных средств, отсутствие посторонних предметов, жидкостей и газов, наличие на наружной двери аккумуляторного помещения соответствующей надписи, работу вентиляции, использование специальных фонарей или переносных светильников взрывозащищенного исполнения, отсутствие электронагревательных приборов.

2.3.3. В жилых, общественных и служебных помещениях:

- наличие в рулевой рубке и на переборках в коридорах каждой палубы на видных местах схем эвакуации людей;

- свобода доступа, отсутствие загромождений проходов и выходов;

- целостность и плотность прилегания закрытий к судовым конструкциям, отсутствие нештатных отверстий на переборках и палубах;

- наличие только штатного отопления;

- отсутствие на электрооборудовании посторонних предметов, временной электропроводки;

- отсутствие взрывчатых, легковоспламеняющихся и других опасных в пожарном отношении веществ и материалов, промасленной одежды;

- наличие плафонов на светильниках, состояние штепселей, выключателей;

- состояние противопожарных дверей, заслонок на воздуховодах, их исправность, наличие указателей "Открыто", "Закрыто";

- отсутствие нештатной электроаппаратуры (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, вентиляторы, холодильники и др.), а также бытовых электронагревательных приборов;

- отсутствие наклеек на обшивке переборок кают из горючих материалов (обои, изделия из бумаги, картона и т.п.), наличие в коридорах экипажа расписаний по тревогам, в каютах - каютных карточек;

- хранение медикаментов, кислорода и материалов в санитарной каюте (амбулатории). Легкогорючие медикаменты и материалы должны храниться отдельно от легковоспламеняющихся жидкостей, вдали от нагревательных приборов, кислород - вне медицинских помещений;

- наличие в помещениях душевых, бань и умывальников светильников в водозащитном исполнении.

2.3.4. В камбузах, хлебопекарнях и других пищеблоках: наличие инструкции об их работе, предупредительных аншлагов; очищенность от сажи, жира и других наслоений камбузных плит, дымоходов, искрогасителей и надплитных зонтов, возможную утечку газа на судах с газовыми плитами; отсутствие подтеков топлива, наличие поддонов, исправность запорного клапана на топливной цистерне - в камбузах, работающих на жидком топливе; наличие постоянного наблюдателя за работой плиты, хлебопекарни и других нагревающихся агрегатов; отсутствие скопления мучной пыли на стенках, выступах, деталях и оборудовании, отсутствие легковоспламеняющихся жидкостей и промасленной ветоши, сушки одежды, полотенец, салфеток и т.п. в помещениях пищеблока; закрытие камбузной двери и иллюминаторов, открывающихся на грузовую палубу и на палубы, примыкающие к грузовой, наличие и исправность огнетушителей.

2.3.5. В саунах, оборудованных по специальному проекту, согласованному с Регистром, наличие и действие сигнальных ламп, расположенных на щите управления электрокамином и в ближайшем судовом коридоре, которые должны включаться одновременно с подачей питания на электрокамин, автоматики, регулирующей температуру, а также отсутствие горючих предметов на электрокамине и в непосредственной близости от него.

2.3.6. В судовых сушилках: отсутствие одежды, обуви, уложенной для просушки непосредственно на защитные кожухи обогревательных приборов, просушки промасленной одежды навалом, сушки одежды после ее чистки растворителями и работы с легковоспламеняющимися жидкостями.

2.3.7. В гладильных помещениях: наличие специально оборудованных столов, заземленных на корпус судна, и подставок для утюгов, утюгов с исправными терморегуляторами, безразъемным включением их через пакетный выключатель, сигнальной лампы включения утюгов (у входа в помещение), а также инструкции по пользованию гладильной.

2.3.8. В судовых кладовых: правильность хранения веществ и материалов, отсутствие хранения навалом влажного и промасленного брезента, тросов из растительных материалов, ветоши и рабочей одежды, а в судовых кладовых, предназначенных для хранения горючих жидкостей и газов, наличие электроосвещения и электроприборов во взрывобезопасном исполнении, исправность приточно-вытяжной вентиляции. Хранение красок и лаков в металлических плотно закрытых емкостях, установленных на негорючие стеллажи.

2.3.9. В бельевых кладовых: отсутствие влажного белья, хранящегося навалом, а также соприкосновения белья с отопительными и осветительными приборами.

2.3.10. В помещении инсинератора: отсутствие твердых отходов и мусора, предназначенных для сжигания.

2.3.11. В помещении для демонстрации фильмов: надежность крепления мебели, наличие двух выходов, состояние светильников, указывающих выходы, отсутствие ковров и ковровых дорожек.

2.3.12. При наличии на судне баллонов со сжиженным газом проверить их хранение в соответствии с требованиями Регистра.

2.3.13. В машинных помещениях:

- отсутствие горючих жидкостей под сланями;

- хранение чистой и промасленной ветоши (пакли) в отдельных металлических ящиках и расходных смазочных материалов в плотно закрывающихся металлических шкафах и ящиках;

- герметичность контура машинных помещений, защищаемых объемными средствами пожаротушения (световых люков, дверей, иллюминаторов);

- плавное закрывание и плотное прилегание крышек световых люков и дверей;

- надежное действие приспособлений для закрытия люков извне машинных помещений;

- исправное состояние закрытий кольцевых пространств вокруг дымовых и выхлопных труб в контуре кожуха трубы;

- наличие металлических щитков для закрытия иллюминаторов световых люков;

- исправность заслонок и задвижек вентиляционных труб;

- закрытие запорных кранов на мерительных трубках топливных и масляных емкостей;

- исправность сигнализации по верхнему уровню на переливных и сточных междудонных цистернах;

- наличие устройства для тушения запальников (при ручном розжиге котла), а также соответствующей предупредительной надписи о необходимости вентилировать котел перед его розжигом;

- правильность хранения спецодежды (в развешенном виде в металлическом шкафу, установленном вне машинного помещения);

- герметичность сальников компрессора, запорной арматуры и соединений труб в рефрижераторных отделениях;

- исправность искрогасителей главных и вспомогательных двигателей (где они имеются по проекту судна);

- соответствие изоляции установленным нормам (по судовому акту); отсутствие временно проложенных кабелей и нештатного оборудования; состояние светильников, выключателей, штепсельных соединений, наличие защитных колпаков, состояние электрораспределительных щитов, отсутствие нештатных предохранителей, плавких вставок; готовность к работе АДГ;

- целостность изоляции на переборках, поверхностях механизмов, оборудования и трубопроводах, а также металлических кожухов, предотвращающих попадание на нагретые участки топлива и масел;

- исправность уплотнений в местах прохода через переборки кабелей, трубопроводов, механических приводов. Отсутствие на переборках отверстий, не предусмотренных конструкцией;

- отсутствие подтеков из топливных и масляных цистерн, расположенных в МО, самодельных устройств для удержания в открытом состоянии дистанционных приводов быстрозапорных клапанов; работоспособность установленных вне машинного помещения приводов аварийной остановки механизмов в МО, а также приводов систем пожаротушения;

- исправность системы предупредительной сигнализации о введении в действие системы объемного тушения пожара;

- наличие и исправное состояние пожарного инвентаря;

- исправность связи с рулевой рубкой и станциями пожаротушения;

- наличие и состояние в механической мастерской вытяжной вентиляции над местом опрессовки форсунок; емкости с плотно закрывающимися крышками для сбора топлива, вытекающего из опрессуемой форсунки, защитного прозрачного колпака, отсутствие утечного топлива на столе пресса, состояние светильников местного освещения.

2.3.14. Противопожарные системы:

2.3.14.1. Система водотушения:

- содержание в постоянной готовности к немедленному действию в соответствии с технической документацией: работоспособность основного, запасного и аварийного пожарных насосов, возможность запуска их с поста управления в МО и из рулевой рубки. По показаниям манометра убедиться, что насосы создают спецификационный напор;

- подача воды к пожарным кранам, расположенным на палубах, при температуре наружного воздуха ниже 0 °C;

- свобода доступа к пожарным кранам, защита их от повреждений, наличие надписей на шкафах, выгородках и переборках;

- исправность трубопроводов системы, спускных пробок, сальников, пожарных кранов, маховиков и уплотнительных колец. Наличие маркировки на пожарных кранах, а также снабжение их быстросмыкающейся головкой-заглушкой (на открытой палубе);

- наличие на судах смешанного "река-море" плавания соединительных гаек рукавов и водяных стволов, изготовленных из материала, стойкого к воздействию морской среды (бронза, латунь и т.п.);

- состояние пожарных рукавов, их размещение, маркировка и уход за ними; наличие пожарных стволов и присоединение их к пожарным рукавам на пассажирских судах, в машинных помещениях, надстройках и других закрытых помещениях.

2.3.14.2. Система пенотушения:

- соответствие запаса пенообразователя норме, установленной Регистром;

- исправность дозатора или смесителя;

- наличие воздушно-пенных стволов и размещение их около кранов, куда подается готовая смесь воды с пенообразователем;

- исправность пеногенераторов. Пенообразующая сетка, соединительные головки и уплотнительные прокладки не имеют повреждений;

- наличие труб-удлинителей на нефтеналивных судах смешанного "река-море" плавания для пеногенераторов, предназначенных для тушения пожара в грузовых танках, длиной 4 м.

2.3.14.3. Система углекислотного тушения:

- в помещении станции углекислотного тушения на видном месте вывешена схема с указанием пусковых устройств и охраняемых помещений, а также краткая инструкция по эксплуатации системы;

- исправность системы вытяжной и приточной вентиляции;

- опломбирование устройства для открытия клапанов баллонов или приводов управления клапанами.

2.3.14.4. Система жидкостного тушения:

- наличие акта о зарядке системы специальными береговыми подразделениями;

- проведение занятий с экипажем судна о приемах работы с системой, токсичных свойствах огнетушащего состава и мерах безопасности;

- наличие в помещении станции объемного тушения схемы системы пожаротушения с указанием пусковых устройств и охраняемых помещений, а также краткая инструкция по вводу системы в действие.

2.3.15. Противопожарное снабжение:

- обеспечение свободного доступа к предметам противопожарного снабжения;

- наличие маркировки пожарных рукавов и огнетушителей;

- проведение гидравлических испытаний пожарных рукавов;

- проведение взвешивания углекислотных огнетушителей. Наличие акта;

- наличие подвешенного на ручке химических пенных огнетушителей сертификата с указанием даты зарядки и фамилии лица, производившего зарядку;

- наличие на каждый воздушно-пенный и порошковый огнетушитель формуляра (паспорта) с записью о проведенных проверках;

- укомплектованность переносных пенных комплектов деталями в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, наличие акта химической лаборатории о пригодности пенообразователя;

- наличие и хранение в специальном ящике в легкодоступном месте берегового соединения международного образца для приема воды с берега (на судах смешанного "река-море" плавания);

- наличие металлических ящиков с песком и совковой лопатой (совком) в соответствии с требованиями Регистра;

- наличие комплектов пожарного инструмента (топор пожарный, лом пожарный, багор пожарный) в соответствии с нормами Регистра и размещение его на штатных металлических щитах в легкодоступных местах;

- наличие пожарных ведер на открытых палубах в суппортах, окрашенных в красный цвет, надписей "пожарные" и растительных линей достаточной длины;

- наличие покрывал для тушения пламени (кошма), удовлетворяющих требования Регистра;

- наличие комплектов снаряжения для пожарного (пожарный шлем, защитная одежда, сапоги, перчатки из неэлектропроводного материала, переносной аккумуляторный фонарь безопасной конструкции, пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород, дыхательный аппарат типа, одобренного органами пожарной охраны, канат длиной не менее 30 м и специальный пояс, испытанные береговым предприятием, на что имеется акт, который хранится в соответствии с установленными требованиями);

- наличие дыхательных аппаратов одобренного типа, укомплектованных в соответствии с паспортом (инструкцией) завода-изготовителя, проверенных в специализированных береговых мастерских в соответствии с установленными сроками (1 раз в 6 месяцев), а также наличие давления в баллонах аппаратов в пределах, определенных паспортом (инструкцией).

Перечень и сроки проверок судовых противопожарных конструкций, оборудования, систем, сигнализации и снабжения приведены в Приложении 6.

2.3.16. Противопожарный режим на судне:

- наличие в рулевой рубке и на видных местах в коридорах жилых помещений планов расположения на каждой палубе: постов управления, защищаемых помещений, огнезадерживающих и огнестойких конструкций, пожарных кранов, пожарного снабжения; средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей; системы вентиляции с указанием расположения заслонок и опознавательных номеров, обслуживающих каждую зону.

Вместо указанных планов эти сведения могут быть изложены в брошюре (буклете). Брошюру должно иметь каждое лицо комсостава и один экземпляр хранится в аварийной папке в рулевой рубке. Второй комплект планов или брошюра должен постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном пенале, окрашенном в красный цвет;

- наличие копий инструкций о порядке пользования установками пожаротушения в аварийной папке в рулевой рубке;

- наличие маркировки противопожарных закрытий, трубопроводов систем пожаротушения, противопожарного снабжения и мест их хранения в соответствии с Наставлением по борьбе за живучесть судов;

- наличие расписаний по заведыванию, установленных приказом (распоряжением) капитана судна;

- наличие двух комплектов ключей от дверей всех помещений и хранение второго комплекта;

- места для курения, установленные приказом (распоряжением) капитана, их оборудование;

- свободное состояние проходов, основных и запасных выходов, трапов, подходов к средствам пожаротушения;

- количество эвакуационных выходов, их размеры, условия освещения и обеспечения незадымленности, а также протяженность путей эвакуации в соответствии с нормами Регистра;

- размещение информации о путях эвакуации людей (схемы, указатели и т.п.);

- обязанности членов экипажа, ответственных за эвакуацию пассажиров из конкретных помещений на пассажирских судах. Предусмотрение этих обязанностей в судовых расписаниях по тревогам;

- наличие в пассажирских каютах каютной карточки, в которой указывается необходимая информация для пассажиров (значение сигналов тревог, обязанности и место сбора пассажиров данной каюты по тревогам, номер и место нахождения спасательного средства). Каютные карточки заполняются на русском, а при перевозках иностранных туристов, и на английском языках или языке находящихся на борту пассажиров.

2.3.17. Хранение пиротехнических средств.

Хранение пиротехнических средств должно отвечать требованиям Регистра (плотно закрывающиеся металлические шкафы или ящики со стеллажами (полками), исключающими трение и удары ракет, их смещение при крене судна. На дверце шкафа укрепляется опись содержимого. Шкаф должен быть опломбирован. На шкаф или ящик должна быть нанесена соответствующая надпись.

2.3.18. При осмотре судов, предназначенных для перевозки пожаро-взрывоопасных грузов (кроме наливных), необходимо проверить:

- наличие средств индивидуальной защиты работающих, рекомендованных для соответствующих грузов, специальных огнетушащих средств, а также средств для сбора пожаро-взрывоопасных грузов при разливе их или россыпи и их дегазации;

- снабжение судна электрофонарями и ультракоротковолновыми приемопередающими станциями во взрывозащищенном исполнении;

- дополнительное снабжение к нормам Регистра судов смешанного "река-море" плавания, перевозящих пожаро-взрывоопасные грузы: переносные огнетушители общей вместимостью не менее 12 кг сухого порошка или другого огнетушащего средства; два автономных дыхательных аппарата, работающих на сжатом воздухе, с запасными заряженными баллонами к дыхательным аппаратам, четырьмя полными комплектами защитной одежды, стойкой к химическому воздействию перевозимого груза;

- наличие переносных приборов для измерения температуры груза, а также температуры, относительной влажности и состава воздуха помещений (в случае, если эти системы на судне не предусмотрены).

2.3.19. При осмотре нефтеналивного судна необходимо проверить:

- наличие специально обученных членов экипажа для осуществления контроля за состоянием концентрации паров углеводородов и назначенных приказом (распоряжением) капитана судна;

- выставление предупредительных надписей на видных местах и у трапа "Не курить", "Посторонним вход запрещен";

- снабжение судна переносными мягкими кранцами и канатами, исключающими искрообразование;

- наличие инструкции, определяющей порядок работ по погрузке и выгрузке нефтепродукта, разработанной для каждого типа нефтеналивного судна и утвержденной судовладельцем;

- отсутствие в корпусе нефтеперекачивающих станций нефтепродуктов (за исключением бункеровочных и зачистных), кроме смазочного масла и топлива, необходимого для их работы;

- получение капитаном (шкипером) судна от грузоотправителя сведения о наименовании нефтепродукта, температуре вспышки паров, температуре застывания, температуре и плотности нефтепродукта до начала погрузки;

- прекращение работы камбузов, использующих твердое и жидкое топливо, при подходе судна к причалу и у причала;

- наличие специальной инструкции для подогрева высоковязких парафинистых нефтей, разработанной владельцем судна и грузоотправителем;

- оборудование судна устройствами антистатического заземления для отвода статического электричества согласно требованиям Регистра;

- наличие в акте приемки судна в эксплуатацию величины сопротивления изоляции электрической цепи судового заземляющего устройства (не должно превышать 100 Ом);

- исправность системы инертных газов;

- исправность действия заслонок на воздухопроводах насосного отделения, отсутствие под сланями утечного груза;

- состояние дыхательных клапанов грузовых танков;

- отсутствие протечек груза через сальники привода клапанов грузовой системы;

- отсутствие посторонних предметов на открытой палубе в районе грузовых танков;

- соответствие материала ручных замерных устройств, пробоотборников, используемого инструмента во взрывоопасных зонах требованиям искробезопасности;

- использование переносных фонарей только во взрывобезопасном исполнении;

- исправность системы вентиляции пламяпрерывающей арматуры, состояние освещения в насосном отделении, отсутствие утечного груза в подсланевом пространстве.

2.3.20. При осмотре пассажирских судов, находящихся в эксплуатации и стоящих в качестве гостиниц, необходимо проверить:

- наличие плана расстановки судов у причала, который утверждается владельцем причала по согласованию с бассейновой судоходной инспекцией, органом пожарного надзора на речном транспорте;

- наличие оперативного плана пожаротушения, разработанного владельцем причала и согласованного с местными органами ГПС МВД России;

- состояние пожарных подъездов и береговых гидрантов;

- ведение наблюдения за пультом пожарной сигнализации;

- исправность и работоспособность телефонной и/или радиосвязи с пожарной охраной ГПС МВД России и/или диспетчером порта (причала);

- наличие на борту не менее 2/3 членов экипажа;

- ведение учета проживающих на судне;

- наличие откорректированных планов эвакуации проживающих с распределением кают между членами экипажа, отвечающими за эвакуацию из них людей;

- возможность экстренной эвакуации проживающих через трапы, устанавливаемые в открываемые проходы в леерном ограждении палуб (не менее 2-х трапов с главной и 2-х трапов со второй палуб);

- состояние контроля за пропуском людей на судно;

- наличие записей в журнале о проведении противопожарных обходов судна в ночное время членами экипажа (не реже одного раза в час);

- постоянное наличие на борту не менее 3-х членов экипажа, подготовленных для работы в воздушно-изолирующих приборах;

- отсутствие производства огневых, окрасочных и других огнеопасных работ при наличии на борту проживающих.

Ввод судна в эксплуатацию, а также его вывод, определяются приказом судовладельца.