2. Повышение эффективности производства, реформа предприятий - подлинное решение проблемы платежеспособности
2. Повышение эффективности производства,
реформа предприятий - подлинное решение проблемы
платежеспособности
Сохранение нереформированных структур на уровне отдельных предприятий, неэффективность управления ими являются сегодня главным препятствием для роста капитальных вложений в экономике России. Этот же фактор мешает достижению высокой конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках, а следовательно, лишает такие предприятия источников притока финансовых средств, порождая неплатежи со стороны предприятий, неспособных реализовать свою продукцию.
Нехватка ресурсов для инвестиционных целей в России - одно из проявлений структурного кризиса, обусловивших низкий платежеспособный спрос на продукцию инвестиционного назначения. В целом финансовые ресурсы в экономике есть, причем в количестве, достаточном для инвестиционного подъема. Эти средства имеются и у предпринимательских структур, и у населения. Однако они уходят либо во внешний сектор, включая и нелегальный отток капитала за рубеж, либо в теневую экономику. По официальным данным, размер теневой экономики в России достиг 25% ВВП. Размер теневых доходов населения оценивается Госкомстатом России в 25% от легально получаемых.
Решение этих проблем без улучшения финансового состояния предприятий и организаций реального сектора экономики невозможно. А оно, как показывают итоги первой половины 1997 г., остается одной из основных проблем российской экономики. И кризис неплатежей в свою очередь обостряет эту проблему.
За время проведения реформы нынешний кризис неплатежей стал уже третьим. Первый ("шоковый") протекал с 1992 г. по первую половину 1993 г. В этот период неплатежи стали реакцией предприятий на необходимость адаптироваться к резкому росту цен после их либерализации. В определенной мере поддерживая уровень выпуска продукции, неплатежи способствовали росту инфляции издержек, приводили к сжатию платежеспособного спроса и обесценению оборотных средств. Снижение уровня неплатежей было достигнуто за счет централизованных зачетов, сопровождавшихся кредитной эмиссией и неизбежным увеличением инфляции.
Для "кризиса ликвидности" (1993 - 1995 гг.) были характеры ужесточение бюджетных ограничений, усиление зависимости производства от наличия собственных средств, превращение неплатежей в ограничитель выпуска продукции. Кризис был обусловлен в основном неплатежами простаивавших и убыточных предприятий. Его структурная природа стала выявляться все отчетливее.
Текущий "кризис самофинансирования", начавшийся в конце 1995 г., количественно и качественно отличается от предыдущих и, видимо, приближается к своему пику. Нынешний подъем волны неплатежей происходит на фоне снижения темпов инфляции.
Рассматривая эту проблему, следует признать, что неплатежи в российской экономике вызваны целым комплексом взаимосвязанных причин, их порождающих, важнейшими среди которых являются:
- неэффективность многих предприятий, являющихся источником цепочки неплатежей, и недостаточная задействованность процедур банкротства для их отсечения;
- неэффективное управление предприятиями, и прежде всего финансовое;
- отсутствие у неэффективных предприятий ресурсов для пополнения оборотных средств;
- неразвитость финансовых рынков (в том числе рынка долгов) и используемых финансовых инструментов;
- высокие ставки банковского кредита;
- неполное выполнение государством своих финансовых обязательств, что в основном является следствием принятия нереальных бюджетов;
- несовершенство налоговой системы, низкая налоговая дисциплина и недостаточная требовательность к налогоплательщикам со стороны государства.
Последовательно рассматривая указанные причины возникновения и сохранения кризиса неплатежей в российской экономике, следует отметить следующее.
Низкий коэффициент использования производственных мощностей, проявляющийся в падении эффективности основных фондов, и неэффективное использование трудовых ресурсов оказывают существенное влияние на рост производственных издержек. Следствием этих процессов стало нарастание избыточных затрат, а следовательно, резкое снижение уровня рентабельности.
Несоответствие издержек производства конкурентному уровню цен в условиях спросовых ограничений предприятия пытаются компенсировать увеличением объема бартерных операций, сокращением выпуска продукции, наращиванием объемов неплатежей, прежде всего налоговых и по оплате труда.
Недоимка по платежам в консолидированный бюджет составила 133,9 трлн. руб. (16,5% к ВВП).
По предварительным данным, задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему в мае увеличилась более чем на 7%.
На 1 мая 1997 г. объем неплатежей по выдаче средств на заработную плату составил 36,7 трлн. рублей. Говоря о дефиците самофинансирования, необходимо отметить, что несмотря на то, что неплатежи по выдаче средств на заработную плату (на примере промышленности) составляют только 5% просроченной кредиторской задолженности, их объем почти достиг величины полученной прибыли в отрасли за 3 месяца, тогда как в конце 1995 г. в среднем по промышленности неплатежи по заработной плате составляли около 70% месячной балансовой прибыли.
Основными причинами этого по-прежнему являлись:
- отсутствие средств на расчетных счетах налогоплательщиков;
- отвлечение средств в дебиторскую задолженность;
- осуществление расчетов между поставщиками и покупателями путем бартерных сделок.
Вместе с тем необходимо отметить, что основная масса задолженности по оплате труда и по налоговым платежам в бюджет приходится на узкий круг крупнейших, достаточно прибыльных предприятий нефтегазовой, автомобильной и металлургической промышленности. Это говорит о том, что для одних предприятий неплатежи - средство выживания, для других - средство решения проблем развития и реорганизации. Многие предприятия осуществляют инвестиции фактически за счет бюджета и зарплаты своих рабочих.
Таким образом, нереформированность внутренней структуры производства на уровне предприятия выступает важнейшей причиной неплатежей с его стороны.
Для компенсации опережающего роста материальных затрат по сравнению с ценами на готовую продукцию предприятия прибегают к относительному превышению кредиторской задолженности над дебиторской. В основных отраслях реального сектора превышение кредиторской задолженности над дебиторской достигло 46% дебиторской задолженности, в том числе в промышленности - 53%, сельском хозяйстве - 3,6 раза, транспорте - 12,6%, строительстве - 21%. В промышленности наибольшее значение данного показателя отмечено в отраслях: угольной - 108%, цветной металлургии - 116%, лесного комплекса - 157%, легкой - 142%.
Просроченная задолженность по обязательствам предприятий и организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства, включающая кредиторскую задолженность и задолженность по кредитам банков и займам, на 1 мая 1997 г. достигла 660,8 трлн. руб., составив 26,9% к ВВП (в годовом выражении), что на 9,5 процентного пункта превысило уровень соответствующего периода 1996 г. (17,4%). За январь - апрель 1997 г. кредиторская задолженность возросла в 1,2 раза, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - в 1,7 раза.
Просроченная дебиторская задолженность за истекший период 1997 г. возросла в 1,2 раза, составив 410,7 трлн. руб., или 54% от общего объема данной задолженности.
В промышленности продолжается концентрация неплатежей в отраслях ТЭК и машиностроении. На долю неплатежей этих отраслей в соответствующих видах задолженности приходится 63,3% просроченной задолженности поставщикам, 68,1% неплатежей в бюджет, 73,7% просроченной задолженности покупателей.
Произошли резкие сдвиги в структуре финансовых потоков от промышленности к транспорту, превратившемуся в основного вынужденного кредитора. Так, если в конце 1995 г. промышленность обеспечивала около 70% нетто - кредита (сальдо неплатежей поставщиков и покупателей), то на 1 мая 1997 г. ее доля упала до 33%, а доля транспорта возросла с 11 до 62%, главным образом за счет нефте- и газопроводов.
На 1 мая 1997 г. в структуре просроченной кредиторской задолженности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошли некоторые изменения - при снижении доли неплатежей поставщикам (с 48,9 до 47,5%) возрос удельный вес неплатежей во внебюджетные фонды (с 15,7 до 18,2%). Уровни неплатежей в бюджет (с 21,9 до 21,8%) и по выдаче средств на заработную плату (с 5,6 до 5,8%) остались практически неизменными.
Что касается проблем, связанных с поддержанием оборотных средств предприятий на уровне, необходимом для их хозяйственной деятельности, то в условиях сокращения инфляционной прибыли неплатежи стали выполнять функцию восполнения недостатка доходов, а следовательно, собственных средств. В этих условиях кредиторская задолженность в основном покрывала разрыв между снижающимися доходами предприятий и потребностью в финансировании прироста оборотных активов.
В этих условиях кредиторская задолженность выступает основным источником формирования оборотных средств. На конец апреля 1997 г. на ее долю приходилось 83,7%, на задолженность по полученным кредитам банков и займам - 10,3%, доля собственных средств составила 6%. На 1 мая прошлого года удельный вес кредиторской задолженности в источниках формирования оборотных средств составлял 71,5%, задолженности по полученным кредитам банков и займам - 11,7%, собственных средств - 16,8%.
Просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций основных отраслей экономики на 1 мая 1997 г. увеличилась по сравнению с соответствующим показателем 1996 г. в 2 раза и составила 634,3 трлн. руб., или 57% от общей суммы данной задолженности; при этом по-прежнему 84% неплатежей приходится на негосударственный сектор экономики.
Таким образом, неплатежи во многом являются свидетельством и результатом неэффективности целого ряда производств, а широкое распространение неплатежей как специфической формы расчетов между предприятиями способствует удержанию на плаву наиболее неэффективных из них, не имеющих перспективы.
Очевидно, что выход из сложившейся ситуации может осуществляться лишь в новой производственной структуре. При этом проводимые структурные преобразования должны приводить к вытеснению не только продуктов, не пользующихся спросом, но и неэффективных производств. В российской же экономике этот процесс только начался и коснулся лишь отдельных сфер производства, например, конверсии оборонных отраслей. В целом пока существенно ухудшается структура промышленности (рост и без того высокой доли топливно - энергетических и сырьевых отраслей, увеличение ресурсоемкости продукции, деградация наукоемких производств и т.п.). Серьезные структурные изменения требуют, естественно, длительного периода времени. Однако основным импульсом активизации их в наши дни может быть "запуск" процесса банкротств недееспособных предприятий.
Следует отметить, что в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост" намечен комплекс мер по коренному реформированию хозяйственной деятельности, практическая реализация которых должна оказать самое непосредственное воздействие на состояние платежей между предприятиями. В частности, в программе определено, что преимущества при распределении государственных инвестиций на конкурсной основе, возможность реструктуризации долгов бюджету и внебюджетным фондам, а также другие формы государственной поддержки (снижение налога на прибыль, право на ускоренную амортизацию, получение отдельных налоговых льгот и т.д.) смогут иметь только те предприятия, которые будут отвечать определенным критериям эффективности их деятельности.
Среди них определены такие, как ведение реестра акционеров независимым регистратором (для акционерных обществ), переход на международные стандарты бухгалтерского учета, отсутствие текущей задолженности по оплате налогов, переход на уплату НДС и акцизов по методу отгрузки, а также, что особенно важно в настоящее время, существенное сокращение неденежных форм расчетов вплоть до полного отказа от бартера.
Кроме того, предусмотрено разработать систему экономических нормативов, аналогичных устанавливаемым Банком России для коммерческих банков, которые позволят более объективно оценивать результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятий.
При этом наряду со стимулированием реформирующихся предприятий намечено ужесточить санкции к предприятиям, допускающим неплатежи, неуплату налогов, активнее будет задействован механизм банкротства. Для снижения остроты данной проблемы необходимо обеспечить создание действенной судебной процедуры для быстрого удовлетворения исков между поставщиком и покупателем, а также системы принуждения к исполнению судебных решений. Здесь должна быть повышена роль арбитражных судов как средства разрешения хозяйственных споров.
При этом в качестве приоритетного направления в совершенствовании процедур банкротства предусмотрено развитие законодательных, а не внесудебных процедур. Последнее особенно важно потому, что сегодня механизм банкротства неэффективно функционирующих предприятий работает крайне неудовлетворительно; несовершенно и законодательство в этой области. В частности, существенное негативное воздействие на систему платежей и взаиморасчетов оказывает процедура длительного замораживания средств в процессе осуществления банкротства предприятий.
В сложившихся в настоящее время условиях банковские организации могут сыграть ключевую роль в реструктуризации накопленной задолженности предприятий, помогая им в разрешении проблемы неплатежей. Банки, выступающие основными кредиторами предприятий, должны были бы создавать и возглавлять клубы кредиторов таких предприятий. Государственные органы, в первую очередь Федеральное управление по делам несостоятельности, деятельность которого сегодня сосредоточена на получении недоимки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, могут активно привлекать банки - кредиторы предприятий к процедурам реорганизации и санирования фирм и акционерных обществ. Формальное банкротство таких предприятий выступает лишь в качестве одного из инструментов санационной процедуры, направленной на смену неспособных управляющих. Оно вело бы к фактическому пролонгированию кредиторской задолженности предприятий.
Уже сегодня многими предприятиями принимаются меры по оформлению дебиторской задолженности векселями. Осуществляется продажа долгов (цессия). Данная работа может быть усилена и ускорена целенаправленными действиями клубов кредиторов.
Следует отметить, что выпуск векселей первоначально инициировался в результате нехватки оборотных средств предприятий. Неплатежи заставляли предприятия прибегать к векселям главным образом в тех случаях, когда отсутствуют другие способы уплаты своих долгов.
Сегодня кредиторы могут использовать векселя в качестве физического инструмента защиты своих прав. Регулирование вексельного обращения осложняется тем, что установление государством прямых административных ограничений на операции с векселями противоречит законодательству Российской Федерации. Поэтому невозможно установить ограничения сверх тех, которые разрешены международным договором Российской Федерации (Женевской вексельной конвенцией). Центральный банк Российской Федерации установил нормативы ликвидности и нормативы обязательных резервов для кредитных организаций по вексельным обязательствам.
В этих условиях очень важной становится роль профессиональных специализированных организаций, обеспечивающих условия деятельности на рынке путем самоорганизации участников.
Участникам вексельного рынка необходимо установить правила и стандарты проведения операций с векселями, обеспечивающие эффективную деятельность на вексельном рынке, организовать контроль за их соблюдением, обеспечить защиту прав участников вексельного рынка, а также обеспечить координацию деятельности всех участников вексельного рынка.
Создание технологичных стандартов вексельного рынка позволит унифицировать правила работы на вексельном рынке, правила совершения и исполнения сделок с векселями.
В настоящее время Ассоциацией участников вексельного рынка (АУВЕР), созданной 15 октября 1996 г., разработаны проекты стандартов выпуска и погашения векселей, а также обращения векселей. Основные стандарты выпуска, обращения и погашения векселей определяются Женевскими вексельными конвенциями. Участники Ассоциации устанавливают для себя в рамках конвенций дополнительные ограничения, которые облегчат и упростят обращение векселей, позволят избежать трудностей, связанных с предъявлением векселей к платежу, осуществлением платежа по векселю, совершением протеста, осуществлением права регресса. Кроме этого, данные стандарты будут содержать подробные требования к форме векселя, что позволит снизить количество обращающихся векселей с дефектом формы.
Одной из первостепенных задач Ассоциации является создание технологической инфраструктуры вексельного рынка, призванной повысить эффективность его функционирования. Инфраструктура будет формироваться из профессиональных участников рынка, и основными элементами ее будут являться вексельный депозитарий, вексельная расчетная палата, организатор вексельной торговли, а также вексельная информационная система.
В решении проблемы неплатежей наиболее актуален вопрос о поиске эффективных инструментов воздействия на изменение финансовых потоков в российской экономике, направленных на привлечение капитала в реальный сектор экономики. В этой связи, по мнению Банка России, представляет практический интерес предложение о создании механизма пополнения оборотных средств предприятий за счет краткосрочных финансовых источников. Таким источником мог бы стать выпуск краткосрочных облигаций, при разработке механизма размещения которых следовало бы использовать опыт организации рынка ГКО. Таким образом, речь идет о появлении нового вида ценных бумаг, которые можно условно назвать "коммерческими" и выпуск которых носит эмиссионный характер. При этом такие бумаги будут иметь, с одной стороны, черты векселя, с другой - облигации.
Эффективность использования подобного вида ценной бумаги связана с тем, что ее появление позволяет в определенной мере удовлетворить интересы обеих сторон инвестиционного процесса. Это прежде всего относится к инвесторам, которые готовы вкладывать свои временно свободные ресурсы капитала в быстро реализуемые проекты. В то же время удовлетворяется спрос предприятий на ресурсы, необходимые для краткосрочного финансирования оборотного капитала.
В свою очередь создание и развитие рынка этого нового вида ценных бумаг требует формирования принципиально новой системы оценки финансового положения предприятий как потенциальных кредитозаемщиков и возможных эмитентов такого вида "коммерческих" ценных бумаг. В связи с этим Банк России начал принимать меры по разработке такой системы. С 1997 г. началась реализация в Банке России проекта "Центр мониторинга предприятий ("Enterprise Monitor Center, Phase 2")", осуществляемого в рамках программы TACIS, финансируемой Комиссией Европейских Сообществ (КЕС). Дальнейшее его развитие невозможно без привлечения ресурсов коммерческих банков и их ассоциаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей