4. Проведение анализа на предмет отнесения субсидии к категории субсидий, подпадающих под общие исключения

На данном этапе проведения анализа необходимо установить, возможно ли отнесение рассматриваемой специфической субсидии, искажающей торговлю, к категории субсидий, подпадающих под общие исключения в связи с исключительными обстоятельствами их предоставления.

4.1 (пункт Алгоритма N 4.1). В целях установления возможности предоставлять субсидию без каких-либо ограничений ввиду того, что она относится к общим исключениям, на первом этапе необходимо проанализировать, чем обусловлено введение рассматриваемой меры.

Так, субсидия может подпадать под категорию общих исключений, если она вводится в исключительных обстоятельствах и ее введение обусловлено необходимостью защиты: общественной морали, общественного правопорядка и государственной безопасности; жизни или здоровья людей, животных и растений; национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности; прав на интеллектуальную собственность; а также истощаемых природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления (в соответствии со статьей 9 Соглашения и разделом VI "Общие исключения" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС).

Пример: государство предоставляет жителям населенного пункта, пострадавшим в результате землетрясения, средства на строительство нового жилья, включая финансирование части затрат на закупку необходимых строительных материалов и оборудования. Ввиду отсутствия развитой инфраструктуры и системы общественного транспорта пострадавшим предоставляются также компенсации на закупку новых автотранспортных средств взамен пострадавших в результате стихийного бедствия.

Иными словами, в рамках данного пункта рассматриваются меры, введение которых обусловлено четко обозначенными причинами социально-экономического характера.

4.2 (пункт Алгоритма N 4.2). Проведение анализа только на предмет обстоятельств введения меры является недостаточным для того, чтобы установить возможность отнесения субсидии к категории общих исключений. Существует также необходимость анализа возможных экономических целей введения меры.

Так, субсидия может быть отнесена к категории общих исключений только в случае, если целью ее введения не является ограничение ввоза промышленных товаров с территории других государств-членов и она не носит дискриминационного характера.

Пример: государство предоставляет жителям населенного пункта, пострадавшим в результате землетрясения, средства на строительство нового жилья, включая финансирование части затрат на закупку необходимых строительных материалов и оборудования. Ввиду отсутствия развитой инфраструктуры и системы общественного транспорта пострадавшим предоставляются также средства на закупку новых автотранспортных средств взамен пострадавших в результате стихийного бедствия (ситуация аналогичная случаю, приведенному в предыдущем пункте). При этом средства выделяются при условии закупки на бюджетные деньги строительных материалов, оборудования и автотранспортных средств отечественного производства.

В рассматриваемом случае мера направлена на решение не только социальных, но и торгово-экономических задач. Целью введения меры является, в том числе, ограничение ввоза товаров с территории других государств-членов (импортозамещение), следовательно, она носит дискриминационный характер и не может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения.