3. Проведение анализа на предмет отнесения субсидии к категории запрещенных субсидий

На данном этапе проведения анализа необходимо определить, относится ли рассматриваемая субсидия к категории запрещенных субсидий.

3.1 (пункт Алгоритма N 3.1). В рамках настоящего пункта рассматривается вопрос выявления субсидий, увязанных с результатами вывоза промышленного товара с территории государства-члена, предоставляющего субсидию, на территорию любого другого государства-члена.

Предоставление таких субсидий в соответствии с нормами Соглашения и Договора о ЕАЭС запрещено.

В случае отсутствия прямого указания на требование по вывозу субсидируемой продукции в акте, в соответствии с которым предоставляется субсидия, возможно воспользоваться следующим методом установления факта увязки субсидии с результатами вывоза промышленного товара с территории субсидирующего государства-члена - провести анализ на предмет того, смогло бы предприятие-бенефициар получить субсидию в случае отсутствия вывоза промышленного товара за пределы территории субсидирующего государства-члена.

Так, например, субсидия предоставляется предприятиям, осуществляющим вложения в модернизацию производственных мощностей. В этой связи возможна реализация двух механизмов поддержки:

1. Субсидия предоставляется только экспортерам, осуществляющим вложения в модернизацию производственных мощностей. Таким образом, в отсутствии вывоза промышленного товара предприятие не имеет доступа к рассматриваемой субсидии;

2. Субсидия предоставляется всем предприятиям, осуществляющим вложения в модернизацию производственных мощностей, вне зависимости от того, вывозится ли продукция предприятия за рубеж или продается на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена.

В случае если в рамках программы поддержки реализуется механизм N 1, субсидия является запрещенной вывозной субсидией, так как при отсутствии вывоза промышленного товара с территории субсидирующего государства-члена предприятие не имело бы доступа к бюджетным средствам.

В случае если в рамках программы поддержки реализуется механизм N 2, субсидия не может быть отнесена к категории запрещенных вывозных субсидий, так как получение бюджетных средств не увязано с последующим вывозом промышленных товаров предприятием-субсидиантом.

Сам факт того, что субсидия предоставляется хозяйствующему субъекту, осуществляющему вывоз, не может служить основанием для того, чтобы считать ее вывозной субсидией (в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения и раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС).

Так, получение на практике доступа к рассматриваемой программе по модернизации промышленного сектора предприятиями, являющимися экспортоориентированными или экспортерами, не делает указанную субсидию вывозной до тех пор, пока критерий вывоза промышленных товаров не станет административным требованием, выполнение которого необходимо для участия в программе поддержки.

Однако, для того чтобы избежать злоупотребления указанным положением на практике, положения статьи 4 Соглашения и раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС предусматривают так называемые де-факто вывозные субсидии. Так, в рамках Соглашения и Договора о ЕАЭС под увязыванием понимается, в том числе, наличие фактов, свидетельствующих о том, что предоставление субсидии, не будучи юридически обусловлено результатами вывоза промышленных товаров с территории субсидирующего государства-члена, в действительности связано с фактическим или ожидаемым экспортом или экспортной выручкой.

Пример: де-юре субсидия предоставляется всем предприятиям, осуществляющим вложения в модернизацию производственных мощностей, вне зависимости от того, вывозится ли продукция предприятия за рубеж или продается на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена.

При этом на практике за 5 лет реализации программы поддержки доступ к бюджетным средствам получали только предприятия-экспортеры, кроме того, выявлены случаи отказа в предоставлении субсидии предприятиям, осуществляющим вложения в модернизацию производственных мощностей, т.е. в целом соответствующим требованиям программы субсидирования, но не экспортирующим выпускаемую продукцию за рубеж.

В отношении указанного пункта Пояснений необходимо также отметить, что вопрос рассмотрения программ поддержки экспорта государств-членов в качестве вывозных субсидий в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС не является урегулированным в связи с отсутствием единого подхода в государствах-членах к определению понятий "экспорт" и "вывоз" применительно к взаимной торговле государств-членов.

Таким образом, в случае отсутствия в акте, в соответствии с которым предоставляется субсидия, четкого указания на территориальную направленность вывоза субсидируемых промышленных товаров все меры поддержки экспорта, подпадающие под определение вывозной субсидии в понимании пункта 1.1 статьи 4 Соглашения и пункта 9 раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС, могут быть отнесены к категории запрещенных вывозных субсидий.

3.1.1 (пункт Алгоритма N 3.1.1). В соответствии с общим принципом, зафиксированным в пункте 1.1 статьи 4 Соглашения и пункте 9 раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС, предоставление производителям промышленных товаров субсидий, получение которых увязано с результатами вывоза таких товаров с территории субсидирующего государства-члена на территорию любого другого государства-члена (вывозные субсидии), запрещено.

Однако запрет на предоставление прямых вывозных субсидий в соответствии с положениями Соглашения и Договора о ЕАЭС имеет весьма широкое изъятие, в соответствии с которым запрет на прямое субсидирование производства промышленных товаров на экспорт сопровождается возможностями по финансированию продаж произведенной отечественной продукции на зарубежных рынках при условии, что такая практика соответствует положениям о процентных ставках Договоренности по официальным экспортным кредитам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - Договоренность ОЭСР) в соответствии с пунктом 10 Приложения N 1 к Соглашению и подпунктом 10 пункта 14 раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС.

Договоренностью ОЭСР предусмотрено установление минимальных процентных ставок на уровне коммерчески ориентированной процентной ставки (CIRR), устанавливаемой Секретариатом ОЭСР и пересматриваемой на ежемесячной основе.

Кроме того, в случае предоставления государственной поддержки экспортной сделки путем ее страхования и (или) гарантирования, основным критерием допустимости поддержки в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС является взимание премий, достаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов или убытков по программам гарантирования или страхования экспортных кредитов, страхования или гарантирования от увеличения стоимости экспортных промышленных товаров или валютных рисков (пункт 9 Приложения N 1 к Соглашению и подпункт 9 пункта 14 раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС).

В целях корректной классификации субсидий в рамках настоящего пункта Пояснений необходимо различать два понятия:

1. государственный (официальный) экспортный кредит - кредит, направленный на создание более льготных условий финансирования экспортной сделки;

2. льготный кредит под производство промышленных товаров на экспорт - это кредит, направленный на возмещение части затрат экспортера по кредиту, взятому на производство экспортной продукции.

Так, Соглашение и Договор о ЕАЭС, аналогично положениям Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, предусматривают ограничение субсидирования производства промышленных товаров на экспорт, но позволяют поддерживать спрос на национальную промышленную продукцию путем обеспечения льготных условий финансирования экспортной сделки (льготирование процентной ставки по кредитам на поставку промышленного товара на экспорт, предоставление государственного страхования и гарантирования экспортных сделок).

Важно отметить, что нормы Договоренности ОЭСР, также как и положения Соглашения и Договора о ЕАЭС, не содержат четкого и однозначного определения понятия "экспортный кредит". Между тем, приведенное выше разграничение понятий государственный (официальный) экспортный кредит и льготный кредит под производство промышленных товаров на экспорт возможно вывести из определения понятия экспортный кредит, принятого в международной торговой практике.

Так, определение понятия экспортный кредит представлено, в частности, в методической работе по вопросам продвижения экспорта с учетом правил ВТО, выполненной Центром международной торговли (ITC) в 2009 году (Export Promotion and the WTO: A Brief Guide. // ITC. Geneva. 2009).

В соответствии с указанной методической работой, экспортный кредит существует в случае предоставления более льготных по сравнению с рыночными условий финансирования поставки экспортного промышленного товара.

Экспортный кредит, как отмечается в методической работе, в независимости от формы предоставления поддержки, всегда преследует одну цель - продвижение произведенной экспортной продукции на зарубежных рынках.

В соответствии с классификацией, приведенной в статье 5 Договоренности ОЭСР, финансовая поддержка экспорта может предоставляться в следующих формах:

1. гарантирование или страхование рисков при заключении экспортных сделок;

2. прямая государственная финансовая поддержка в виде:

а) кредитования (финансирования) и рефинансирования экспортных сделок;

б) возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам;

3. комбинация перечисленных выше мер.

Базовым принципом рассматриваемой Договоренности ОЭСР является осуществление поддержки на условиях, максимально близких к рыночным: за предоставление субсидии в форме государственных гарантий или страхования экспортных контрактов государством должна взиматься плата за оказание соответствующих услуг; субсидирование ставок кредитования должно реализовываться таким образом, чтобы итоговая процентная ставка не была ниже определенного устанавливаемого положениями Договоренности ОЭСР минимального порогового значения (рассчитывается по формуле, приводимой в Договоренности ОЭСР с учетом множества критериев, в частности, оценке подлежит фактор странового и политического рисков).

Таким образом, положения Договоренности ОЭСР устанавливают ряд ограничений в области определения допустимых процентных ставок по экспортным кредитам, размеров авансовых платежей, максимально возможного размера государственной поддержки. Кроме того, Договоренность ОЭСР предусматривает взимание премии за риск при предоставлении государственной гарантии, устанавливая минимальный размер такой премии.

Пример: страны - члены ВТО активно используют вышеобозначенные инструменты в целях поддержки отечественных экспортеров промышленной продукции.

Во многих странах, активно экспортирующих продукцию на внешние рынки, созданы специализированные экспортно-кредитные агентства (Eximbank - США, COFACE - Франция, SACE - Италия, ЭКСАР - Россия) - структуры, предоставляющие различного рода льготы покупателям отечественной продукции на внешних рынках.

Кроме того, в целях нефинансовой поддержки экспорта большинство стран - членов ВТО, являющихся крупными экспортерами промышленной продукции, используют государственную поддержку при организации ярмарочно-выставочной деятельности, предоставлении консалтинговых услуг, а также различные меры торгово-политической поддержки продвижения промышленных товаров на внешние рынки (например, система работы за рубежом торговых представительств Российской Федерации).

3.2 (пункт Алгоритма N 3.2). Помимо запрета на предоставление вывозных субсидий, положения статьи 4 Соглашения и раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС налагают прямой запрет только на один вид государственной поддержки, а именно: предоставление субсидий, увязанных с использованием промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена.

В качестве иллюстрации к указанному пункту можно привести следующие примеры: обязательства производителя конечной продукции, получающего субсидию, закупать определенную долю отечественного сырья и (или) комплектующих (в частности, таким образом могут действовать программы по привлечению инвесторов, стимулированию запуска производства и (или) его локализации на территории субсидирующего государства-члена); программы субсидирования потребителей отечественной промышленной продукции (например, льготный кредит, предоставляемый потребителям на закупку бытовой техники отечественного производства).

Для того чтобы установить факт увязки субсидии с использованием промышленных товаров, происходящих с территории государства-члена, предоставляющего субсидию (в случае отсутствия такого требования в акте, в соответствии с которым предоставляется субсидия), можно воспользоваться методом, аналогичным указанному в пункте 3.1 настоящих Пояснений (анализ на предмет того, смогло бы предприятие-бенефициар (потребитель - физическое лицо) получить субсидию в случае несоответствия требованию по использованию промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена).

По аналогии с определением вывозных субсидий, в случае анализа наличия замещающих субсидий, положения статьи 4 Соглашения и раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС предусматривают так называемые де-факто замещающие субсидии.

Так, в рамках указанного раздела под увязыванием понимается, в том числе, наличие фактов, свидетельствующих о том, что предоставление субсидии, не будучи юридически обусловлено результатами использования промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена, в действительности связано с соблюдением указанного требования.

Пример: де-юре субсидия предоставляется судоходным компаниям и пароходствам на обновление парка морских и речных судов (вне зависимости от страны происхождения закупаемого судна).

При этом на практике за 10 лет реализации программы поддержки на льготных условиях не было закуплено ни одного импортного судна, кроме того, были выявлены случаи отказа в предоставлении субсидии компаниям на закупку судов импортного производства (в отсутствии юридически зафиксированных ограничений).

3.3 (пункт Алгоритма N 3.3). Помимо напрямую запрещенных вывозных и замещающих субсидий, рассмотренных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих Пояснений, положения статьи 4 Соглашения и раздела III "Запрещенные субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС предусматривают также запрет на предоставление специфических субсидий, результатом выделения которых является нанесение ущерба отрасли национальной экономики любого государства-члена, за исключением того, которое эту субсидию предоставляет.

При этом под ущербом в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Соглашения и пунктом 2 раздела I "Общие положения" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС понимается материальный ущерб отрасли национальной экономики, угроза причинения материального ущерба отрасли национальной экономики или существенное замедление создания отрасли национальной экономики.

В отличие от процедуры доказательства наличия вывозной или замещающей субсидии (необходимо доказать наличие в программе поддержки элементов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих Пояснений) процедура определения наличия запрещенной специфической субсидии требует доказательства факта того, что вследствие предоставления субсидии какому-либо другому государству-члену был нанесен ущерб.

В связи с тем, что доказательство нанесения ущерба возможно только в рамках проведения специализированного расследования, предварительный анализ в рамках пункта 3.3 настоящих Пояснений не позволяет прийти к какому-либо однозначному выводу в части классификации субсидии и может представлять собой единственно оценку рисков в связи с предоставлением субсидии для субсидирующего государства-члена при принятии решения о реализации той или иной меры поддержки.