Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6. Меры по поддержке производства

6.1. Промышленная политика

Для усиления мер по преодолению бюджетного кризиса предлагается снизить финансовое бремя, лежащее на производстве.

Ключевая проблема производственной сферы сегодня - это недостаток ликвидности, неплатежи и долги, бартер и денежные суррогаты, низкий уровень монетизации, унаследованный от периода высокой инфляции и финансовой стабилизации.

Для ее решения необходимо увеличить кредитование экономики и снизить процентную ставку по ссудам. Сегодня объем кредитных вложений в экономику составляет 12 процентов ВВП, тогда как нормальное соотношение - 100 процентов. Именно поэтому не рассасываются неплатежи, растут долги предприятий. Попытки решить проблему путем введения всеобщего взаимозачета, замораживания или списания долгов и печатания денег к успеху не приведут.

Между тем реализация мер, облегчающих финансовое положение предприятий и способных содействовать снижению процентных ставок, приведет к оживлению в экономике, росту доходов и налоговых поступлений, повышению уровня монетизации и, как следствие, к снижению процентных ставок по кредитам.

Надо только иметь в виду, что высокий уровень ставок сегодня обусловлен не только спросом на деньги, но и высокими рисками кредитов и инвестиций в российские предприятия. Это связано с тем, что значительная доля предприятий не производит конкурентоспособную продукцию с приемлемыми издержками, не располагает управлением, отвечающим требованиям рынка. Поэтому в лучшем случае процентная ставка для конечного заемщика в ближайшие годы будет на 8 - 10 пунктов выше, чем доходность ГКО.

В сложившихся условиях поддержка производства может осуществляться по трем основным направлениям:

снижение налогового бремени;

снижение цен и тарифов в отраслях естественных монополий, сокращение перекрестного субсидирования;

снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не по вине предприятий.

Снижение налогового бремени предусмотрено проектом Налогового кодекса Российской Федерации. В случае его принятия для реальной сферы налоговое бремя снизится на 1,5 - 2 процента ВВП. В дальнейшем планируется продолжить линию на снижение ставок налогообложения при увеличении собираемости налогов.

Будут предприняты меры по упорядочению системы мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации. Это позволит разбронировать материальные ценности мобилизационного резерва и сократить затраты на поддержание невостребуемых мобилизационных мощностей, что приведет к улучшению финансового положения предприятий.

6.2. Снижение цен и тарифов в отраслях

естественных монополий

С 15 июня 1998 г. снижены на 25 процентов тарифы на грузовые железнодорожные перевозки грузов (уголь, нефть сырая, мазут, руда), составляющих 36 процентов объема перевозок.

Намечается осуществить дополнительное снижение оптовых цен на газ и тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей до 50 процентов при условии их оплаты "живыми деньгами".

Смысл этой меры состоит в том, что в последние годы цены на продукты и услуги естественных монополий ушли вперед по сравнению с возможностями потребителей рассчитываться в денежной форме. В итоге железные дороги, газовая промышленность и электроэнергетика сосредоточили у себя большую часть накопленной дебиторской задолженности. Расчеты "живыми деньгами" с потребителями внутри России составляют у них:

РАО "Газпром" - 12 процентов

РАО "ЕЭС России" - 13 процентов

МПС по внутренним грузовым сообщениям - 31,2 процента.

Цены при расчетах денежными суррогатами или по бартеру существенно завышаются, а начисленные налоги не уплачиваются.

Снижение цен и тарифов, даже значительное, при условии оплаты "живыми деньгами" будет стимулировать рост монетизации экономики, спроса на деньги, не нанося ущерба сбору налогов.

В 1997 году были приняты решения о скидках цен и тарифов в этих отраслях при условии оплаты "живыми деньгами" по решению поставщика. В основном за счет этого РАО "Газпром" за 6 месяцев поднял денежную составляющую в расчетах с 7 до 12 процентов. Предлагаемый порядок отличается тем, что право выбора будет принадлежать потребителю.

Предлагается снизить также в 3 раза валютную составляющую тарифа за прокачку нефти по нефтепроводам.

Указанные меры хотя и повысят напряженность финансового положения в отраслях естественных монополий, позволят существенно снизить издержки в других отраслях промышленности, прежде всего нефтяной и нефтеперерабатывающей, химической, черной и цветной металлургии, а также в бюджетной сфере.

6.3. Реструктуризация задолженности предприятий

В настоящее время задолженность предприятий перед бюджетами всех уровней и внебюджетными государственными фондами по заработной плате, поставщиками и банками достигла примерно 1 трлн. рублей. На многих предприятиях их долги нередко многократно превышают годовые объемы реализации продукции и большей частью стали безнадежными. Особое значение при этом играют бюджеты всех уровней, ставшие своего рода генераторами неплатежей. Для оживления экономики потребуется осуществить меры по развязке долговой проблемы при том, что списание или прощение долгов, особенно со стороны государства, недопустимо, поскольку подрывает налоговую и финансовую дисциплину, в настоящее время и так чрезвычайно слабую.

Решения Правительства Российской Федерации о порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, об ускоренной процедуре банкротства, об обращении взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету и о пересчете пеней уже создали определенную правовую базу.

Представляется необходимым осуществить ряд мер, которые позволили бы продвинуться в решении проблемы неплатежей и долгов и стимулировать снижение процентных ставок.

Предлагается внести следующие уточнения в порядок реструктуризации задолженности предприятий в федеральный бюджет:

выделять отдельной строкой в балансе предприятий долги на 1 января 1998 г.;

инициатива реструктуризации может исходить от налоговых органов или Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;

в случае неисполнения принятых обязательств, особенно по текущим платежам, подвергать предприятие предусмотренным санкциям, включая арест дебиторской задолженности, ускоренную процедуру банкротства и др.;

в случае своевременного исполнения принятых обязательств соглашение о реструктуризации может предусматривать меры по увеличению периода отсрочки уплаты долгов.

6.4. Структурные реформы

В числе мер, направленных на поддержку отечественных производителей, улучшение их финансового положения, создание благоприятных условий для сокращения неплатежей, бартера и денежных суррогатов, предлагается:

внести изменения в порядок налогообложения при реализации продукции по цене ниже себестоимости и основных фондов ниже балансовой стоимости, чтобы, не подрывая налоговую дисциплину, дать возможность предприятиям избавляться от неликвидов, реализовать неиспользуемое оборудование, устранить искусственное завышение цен, созданное вследствие применения бартера и денежных суррогатов;

отменить счет недоимщика или изменить режим его использования таким образом, чтобы устранить мотивы проведения расчетов, минуя этот счет, применения бартера и расчетов наличными деньгами;

изменить порядок начисления амортизации и оценки основных фондов с тем, чтобы дать возможность предприятиям снизить издержки. Имеется в виду разрешить считать установленные нормы амортизации предельными и дать возможность предприятиям начислять амортизацию по более низким нормам, а балансовую стоимость основных фондов, определенную в итоге многолетних индексаций, переоценивать в сторону понижения. Для естественных монополий будет определен особый порядок оценки основных фондов.

Для сокращения неплатежей предприятий естественных монополий в бюджеты всех уровней необходимо:

строгое соблюдение всеми бюджетополучателями жестких лимитов потребления энергии, тепла и газа;

организация прямого финансирования закупок бюджетополучателями топливно - энергетических ресурсов через систему федерального казначейства;

изменение взаимоотношений между федеральной и региональными энергетическими комиссиями, обеспечение единства тарифной политики в топливно - энергетическом комплексе;

ускорение темпов сокращения перекрестного субсидирования (в том числе в сфере жилищно - коммунального хозяйства), введение федеральных стандартов соотношений между оптовой ценой на газ, тепло, энергию и отпускными ценами для населения;

введение во всех региональных компаниях электроэнергетики раздельного финансового учета затрат на производство, передачу и распределение электроэнергии, а также затрат на добычу, транспортировку и ведение иной хозяйственной деятельности.

Будут усилены защитные меры на внутреннем рынке, в том числе при импорте продовольствия, снижены ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование и запасные части к нему, не производимые в России и не имеющие отечественных аналогов.

В сложившихся условиях потребуется выработка дополнительных эффективных мер по поддержке российского экспорта. Следует отметить, что указанные меры, особенно по снижению цен и тарифов, будут являться стимулом для увеличения экспорта. Требует решения вопрос о гарантиях по экспортным кредитам.

С точки зрения преодоления финансового кризиса будут иметь важное значение структурные реформы, осуществляемые в более продолжительные сроки. Прежде всего, речь идет о мерах, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и прозрачность российских предприятий и тем самым снизить риски в экономике.

В этих целях предлагается:

осуществить переход на международные стандарты бухгалтерского учета (до конца года будет введено не менее 10 международных стандартов из 22, предусмотренных в двухлетнем плане);

уже в 1998 году ввести ежеквартальную финансовую отчетность по международным стандартам крупнейших российских компаний - основных эмитентов;

укрепить независимый аудит и государственный финансовый контроль;

обеспечить защиту прав меньшинства акционеров, в том числе от перекачки активов в материнские (дочерние) компании.

Намечено принять ряд федеральных законов о гарантировании банковских вкладов, о банкротстве кредитных организаций, о борьбе с легализацией незаконно полученных доходов. Будут предприняты меры по упорядочению системы налогообложения операций с ценными бумагами, введен надзор за финансово - промышленными группами, возглавляемыми банками на консолидированной основе.

Правительство Российской Федерации также намерено развивать законодательную и институциональную базу частной собственности на землю и недвижимость. Будут разработаны и внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов о государственных муниципальных землях, о государственном земельном кадастре, об оценке земли и о землеустройстве. Будут приняты меры по внедрению единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.