Приложение. Организационно-методические рекомендации по проведению экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Приложение

к письму Минобрнауки России

от 06.04.2016 N ВК-781/09

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА НА ВЛАДЕНИЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ, ЗНАНИЕ

ИСТОРИИ И ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1>

--------------------------------

<1> Разработаны Методической комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке методического обеспечения проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и контрольных измерительных материалов для его подготовки и проведения.

Настоящие методические рекомендации по проведению экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации (далее - Рекомендации) разработаны в рамках исполнения Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с целью унификации организационных и методических принципов проведения экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - региональный комплексный экзамен), а также с целью применения единых научно-методических подходов и сопоставимых контрольных измерительных материалов при проведении комплексного экзамена.

1. При проведении регионального комплексного экзамена на региональном уровне субъектам Российской Федерации следует придерживаться следующих принципов:

1.1. Ориентированность системы регионального комплексного экзамена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в российское общество.

1.2. Единая форма и порядок проведения процедуры регионального комплексного экзамена на всей территории субъекта Российской Федерации.

1.3. Научная обоснованность контрольных измерительных материалов, применяемых при проведении экзамена.

1.4. Разумная сопоставимость контрольных измерительных материалов, используемых на уровне субъекта Российской Федерации, с контрольными измерительными материалами, разработанными на федеральном уровне.

1.5. Соответствие нормативных актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих проведение регионального комплексного экзамена, нормативным актам федерального уровня.

1.6. Наличие механизмов контроля региональной системы проведения регионального комплексного экзамена.

2. Для обеспечения соответствия системы регионального комплексного экзамена вышеперечисленным принципам органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует принять следующий комплекс мер организационного характера:

2.1. Определить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также должностное лицо, ответственные за реализацию полномочий субъекта Российской Федерации в сфере проведения регионального комплексного экзамена, установленных федеральным законодательством.

2.2. Разработать проекты нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, регламентирующих проведение регионального комплексного экзамена, в соответствии с пунктом 1.5 настоящих Рекомендаций.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.2. Обеспечить проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам регионального комплексного экзамена в Минобрнауки России либо в профессиональных экспертных организациях.

2.3. Определить уполномоченную организацию, осуществляющую методическое сопровождение проведения регионального комплексного экзамена (методический центр).

2.4. Обеспечить разработку локальных актов уполномоченных организаций, участвующих в решении комплекса вопросов по организации и проведению регионального комплексного экзамена.

3. При разработке проектов нормативных актов субъекта Российской Федерации следует обратить внимание на необходимость регулирования следующих вопросов:

3.1. Установить критерии отбора организаций, проводящих региональный комплексный экзамен, в соответствии с пунктом 1.5 настоящих Рекомендаций.

3.2. Поручить проведение регионального комплексного экзамена только образовательным организациям.

3.3. Определить единую форму и порядок проведения регионального комплексного экзамена на территории субъекта Российской Федерации, включая спецификацию, структуру экзаменационных заданий, нормативное время проведения регионального комплексного экзамена, количество субтестов и заданий в них.

3.4. Определить технические требования, порядок и срок выдачи документа о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

3.5. Создать региональную систему учета документов о прохождении регионального комплексного экзамена либо обеспечить подключение организаций, проводящих региональный комплексный экзамен, к существующей системе учета.

3.6. Определить органы государственной власти субъекта Российской Федерации или организации, уполномоченные контролировать соблюдение методических и организационно-технологических условий проведения регионального комплексного экзамена.

3.7. Установить требования к квалификации и компетенциям лиц, осуществляющих проведение регионального комплексного экзамена.

3.8. Разработать и утвердить инструкции по проведению регионального комплексного экзамена для лиц, проводящих региональный комплексный экзамен на территории субъекта Российской Федерации.

3.9. Определить цену либо ценовой диапазон проведения регионального комплексного экзамена на территории субъекта Российской Федерации.

3.10. Регламентировать создание и использование контрольных измерительных материалов, применяемых в субъекте Российской Федерации, с ориентацией на федеральные требования и типовые тесты к региональному комплексному экзамену.

3.11. Организовать систему обучения и повышения квалификации задействованных педагогических и административных работников.

3.12. Создать систему подготовки иностранных граждан к региональному комплексному экзамену.

4. При разработке локальных нормативных актов уполномоченных организаций по вопросам проведения регионального комплексного экзамена следует обратить внимание на необходимость регулирования следующих вопросов:

4.1. Создание специальных подразделений и назначение ответственных сотрудников в организациях, уполномоченных организовывать и проводить региональный комплексный экзамен (центр, департамент, комиссия и т.п.).

4.2. Определение органа, осуществляющего проведение регионального комплексного экзамена (комиссия, комитет и т.п.), и разработка регламента его работы.

4.3. Подготовка документов, регламентирующих проведение регионального комплексного экзамена (регламенты, порядки, расписания, инструкции для иностранных граждан и т.п.).

4.4. Определение порядка учета и выдачи документов.

4.5. Создание системы подготовки иностранных граждан к региональному комплексному экзамену.

5. Рекомендуемая структура организации проведения регионального комплексного экзамена:

5.1. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

- разрабатывает нормативную базу в области проведения регионального комплексного экзамена в субъекте Российской Федерации;

- обеспечивает создание системы учета документов о прохождении регионального комплексного экзамена и обмена сведениями о них;

- определяет уполномоченный методический центр;

- определяет перечень организаций, уполномоченных на проведение регионального комплексного экзамена;

- создает систему контроля за проведением регионального комплексного экзамена.

5.2. Уполномоченный методический центр:

- создает инструкцию по проведению регионального комплексного экзамена;

- создает регламент проведения регионального комплексного экзамена;

- определяет нормативное время проведения регионального комплексного экзамена;

- определяет спецификацию, структуру контрольно-измерительных материалов регионального комплексного экзамена с ориентацией на федеральные стандарты и требования;

- определяет порядок разработки и утверждения контрольно-измерительных материалов;

- определяет перечень требований к разработке контрольно-измерительных материалов для проведения регионального комплексного экзамена (рекомендуемый перечень требований - в приложении 1).

5.3. Организация, уполномоченная на проведение регионального комплексного экзамена:

- организует проведение регионального комплексного экзамена; проводит региональный комплексный экзамен;

- осуществляет подготовку иностранных граждан к региональному комплексному экзамену.

5.4. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации или организации, уполномоченные контролировать соблюдение методических и организационно-технологических условий проведения регионального комплексного экзамена:

- осуществляют контроль за выдачей документов о прохождении регионального комплексного экзамена;

- осуществляют контроль за проведением регионального комплексного экзамена.

К разработке методических аспектов, а также для экспертизы контрольно-измерительных материалов целесообразно привлекать профессиональные организации/организации профессиональных сообществ (например, Российское общество преподавателей русского языка и литературы) либо федеральные или региональные университеты, обладающие подтвержденным опытом в методике преподавания русского языка как иностранного, обучении иностранных граждан и их социокультурной адаптации в Российской Федерации. Также рекомендуется использовать учебно-методическую базу, подготовленную в рамках проведения комплексного экзамена на федеральном уровне (приложение 2).

Контроль за проведением регионального комплексного экзамена целесообразно осуществлять с привлечением профильных профессиональных ассоциаций и общественных объединений.