Сфера исполнительских искусств экономически убыточна по своей природе не только в России, но и во всем мире. Объективная тенденция опережающего роста расходов филармонических концертных организаций (коллективов) по сравнению с динамикой их доходов обусловливает потребность в государственной и общественной поддержке. Финансовое обеспечение концертной деятельности в области академической музыки должно быть важным инструментом реализации государственной культурной политики в регионе.
В ходе проведения бюджетной реформы государство сняло с себя бремя субсидиарной ответственности по обязательствам автономных и бюджетных учреждений культуры. Однако это не освобождает органы власти всех уровней от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственными и муниципальными концертными организациями (коллективами) своей социально-культурной миссии.
На современном этапе разработаны новые принципы поддержки деятельности концертных организаций и творческих коллективов, базирующиеся на разграничении реализуемых функций. Это должно найти отражение в подходах к формированию государственного (муниципального) задания (далее - задание) и определению величины бюджетного финансирования. Выделение финансовых средств в настоящее время осуществляется, прежде всего, в виде субсидии на выполнение задания, которое становится основным инструментом государственной культурной политики и средством ее детализации.
При формировании заданий следует исходить из того, что исполнение академической музыки является основой деятельности филармонических концертных организаций и коллективов. Нужно принимать во внимание миссию, художественную концепцию и творческие особенности каждой концертной организации и коллектива. В силу существенных различий условий, характера и направлений их деятельности необходим строго индивидуальный подход к установлению заданий для конкретных концертных организаций и коллективов даже в одном регионе.
Чрезвычайно важно учитывать особенности процесса академического музыкального исполнительства, состоящего из двух составных частей - создания и показа (распространения) художественного продукта. Специфика концертной деятельности учтена Министерством культуры Российской Федерации при разработке базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере "Культура, кинематография, архивное дело, туризм" (утвержден 20 января 2016 г.). Создание и организация показа концертов и концертных программ (далее - создание, концертные программы) отнесены к категории работ, а непосредственный показ концертных программ рассматривается как услуга. Таким образом, задание государственным и муниципальным концертным организациям на осуществление филармонической концертной деятельности должно предусматривать разделение на две части - работы по созданию концертных программ и услуги по их показу населению. При выборе показателей, включаемых в задание, нужно иметь в виду, что создание художественного продукта уникально и практически не поддается измерению, а деятельность по его показу носит системный характер и может быть выражена в конкретных показателях, прежде всего, в числе слушателей концертов академической музыки.
Выполнение установленного задания предполагает отдельную финансовую поддержку, как создания художественного продукта, так и его доведения до слушателей. Если не будет финасироваться создание художественного продукта, то это может привести к потере творческих сил в регионе. Отсутствие финансовой поддержки распространения художественного продукта не позволит сформировать эффективную систему привлечения слушателей. Концертные организации, совмещающие в своей деятельности функции создания (или сохранения) художественного продукта и функции по его распространению, должны получать финансовую поддержку учредителя с учетом всех осуществляемых ими функций. Внедрить в России рыночные механизмы распространения художественного продукта в сфере академической музыки позволит увязка величины субсидии, выделяемой на показ концертных программ, с числом их слушателей.
В структуре бюджетного финансирования должно найти отражение различие условий и характера деятельности базового и выездного коллективов. Бюджетные средства базовым творческим коллективам должны выделяться, прежде всего, на создание художественного продукта, а выездным коллективам - на его показ. Размер субсидии на организацию показа концертных программ может различаться в зависимости от их содержания. Объем и структура расходов и доходов организаций от показа программ, состоящих из популярных произведений, и программ, включающих современные сочинения, будут разными. То же касается площадок для организации показа программ выездных коллективов: залы, в которых филармоническая концертная деятельность отсутствует, потребуют больших затрат на организацию концерта, чем залы, у которых есть постоянный филармонический зритель.
К коллективам, входящим в состав филармоний, необходимо применять те же принципы расчета величины финансирования, что и для самостоятельных коллективов, определяя объем работ по созданию и услуг по показу концертных программ для каждого коллектива в отдельности. Это позволит соотнести их итоговые результаты и выровнять экономические условия функционирования.
Важное значение для установления учредителем адекватных показателей деятельности и выстраивания эффективной системы бюджетного финансирования имеет участие региона в проведении Всероссийского мониторинга творческой и финансово-хозяйственной деятельности концертных организаций и коллективов (п. 9 Плана мероприятий по реализации Концепции). Объектами мониторинга должны стать показатели оказываемых услуг, к оценке которых следует шире привлекать профессиональных экспертов.
Использование новых принципов и инструментов бюджетного финансирования позволит выстроить более прозрачную систему экономических отношений между учредителями и концертными организациями (творческими коллективами), повысить эффективность распределения бюджетных средств.
В региональных программах необходимо предусмотреть меры по финансированию социально-значимых проектов, направленных на сохранение и развитие творческого потенциала в области академической музыки. В соответствии с установленными на региональном уровне приоритетами органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут направлять бюджетные средства:
- на проведение музыкальных фестивалей и конкурсов;
- расширение гастрольной деятельности ведущих коллективов;
- предоставление государственных заказов на создание новых музыкальных произведений;
- выделение грантов творческим коллективам и музыкальным деятелям, работающим в регионе (на конкурсной основе);
- поддержку средств массовой информации, освещающих события в музыкальной жизни региона;
- разработку и реализацию программ дополнительного профессионального образования работников концертных организаций и коллективов;
- осуществление прикладных научных исследований по актуальным проблемам концертной деятельности в области академической музыки и др.
Огромное значение имеют бюджетные инвестиции, направленные на формирование современной материально-технической базы концертной деятельности (строительство новы и реконструкцию действующих филармонических концертных залов, строительство или покупку служебного жилья, приобретение сценического оборудования и музыкальных инструментов). Снизить финансовую нагрузку на региональные бюджеты позволит привлечение частных капиталов при условии предоставления соответствующих государственных гарантий в рамках развития государственно-частного партнерства.
В региональной программе должны быть предусмотрены меры, направленные на финансовую поддержку частных концертных организаций и творческих коллективов, музыкальных агентств. Наиболее приемлемой формой такой поддержки является проектное финансирование.
Органам местного самоуправления, выступающим учредителями муниципальных концертных организаций и творческих коллективов, следует оказывать им финансовую поддержку на аналогичных принципах.
Доля бюджетных средств в общем объеме поступлений концертных организаций и творческих коллективов всегда будет оставаться преобладающей. Однако следует шире внедрять в их деятельность технологии фандрейзинга, привлекать дополнительные финансовые ресурсы путем:
- увеличения собственных доходов за счет расширения аудитории концертов академической музыки (в связи с осуществлением комплекса мер, направленных на музыкальное просвещение населения; повышением художественного уровня и обеспечением разнообразия концертных программ; улучшением материально-технических условий их показа; использованием современных способов продвижения музыкального продукта и др.);
- активизации работы со спонсорами, благотворителями и меценатами, формирования фондов целевого капитала;
- создания попечительских советов, клубов друзей и т.п., оказывающих, в том числе и финансовую поддержку.
Полученные внебюджетные средства нужно направлять на поддержание инфраструктуры концертной деятельности в области академической музыки, в том числе материально-технической; расширение объема и повышение качества предоставляемых услуг; материальное стимулирование работников.
Наряду с мерами по привлечению финансовых ресурсов следует предусматривать меры, направленные на повышение эффективности их расходования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей