III. Категорирование ММПЛ

Под категорированием ММПЛ понимается его отнесение к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта (абзац 1 пункта 6 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов, далее - Правила).

Целью категорирования является установление дифференцированных требований к обеспечению безопасности ММПЛ.

Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), на территории которого расположено ММПЛ.

В Требованиях не содержится дополнительных критериев, позволяющих дифференцировать степень угрозы совершения террористического акта. Полагаем, что таким критерием может выступать количество совершенных на территории ММПЛ террористических актов (предпринятых попыток совершения) в течение последних 12 месяцев <17>.

---------------------------------

<17> Данный критерий, например, закреплен в пункте 8 требований к антитеррористической защищенности объектов спорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 202.

Критериями для оценки социально-экономических последствий террористического акта является прогнозируемое количество пострадавших и погибших в результате террористического акта, а также прогнозируемый размер экономического ущерба.

Для оценки прогнозируемых масштабов террористических актов учитывать классификацию, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Поскольку степень угрозы совершения террористического акта, согласно пункту 10 Требований, не влияет на категорию ММПЛ, она учитывается при принятии решения о присвоении ММПЛ категории выше или ниже в зависимости складывающейся в районе расположения обстановки.

Межведомственная комиссия по обследованию ММПЛ (далее - комиссия) создается решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ, руководство деятельностью комиссии осуществляют названные должностные лица либо уполномоченные ими лица.

Из отдельных субъектов Российской Федерации в МВД России поступают обращения о целесообразности наделения полномочиями по созданию комиссий и руководству их деятельностью не глав муниципальных образований, а глав местных администраций.

Вместе с тем вопросы определения полномочий руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований по созданию комиссий по обследованию ММПЛ и руководству их деятельностью не входят в компетенцию МВД России.

При этом необходимо учитывать, что глава местной администрации может быть наделен данными полномочиями в случае, если им является глава муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Вопросы организации деятельности комиссий, не урегулированные Требованиями и иными нормативными правовыми актами (в том числе определение перечня документов по ее образованию и разработка типового положения), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно исходя из потребностей правоприменительной практики <18>.

----------------------------------

<18> Например, постановлением Главы города Шадринска - Главы Администрации города Шадринска от 23 июля 2015 г. N 66 (Курганская область) утверждено Положение о межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей, расположенных в пределах территории муниципального образования - город Шадринск.

Рекомендуется создавать комиссию как постоянно действующий координационный орган, который:

- обследует и категорирует ММПЛ;

- составляет акты обследования и категорирования ММПЛ;

- составляет паспорт безопасности ММПЛ и проводит его актуализацию;

- осуществляет плановые и внеплановые проверки выполнения требований к антитеррористической защищенности ММПЛ;

- вносит предложения правообладателю по совершенствованию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ и устранению выявленных недостатков;

- привлекает, при необходимости, к работе представителей собственников объектов, которые располагаются в границах ММПЛ либо в непосредственной близости к нему.

Комиссия, как правило, состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В состав комиссии включаются:

правообладатели (собственники) ММПЛ или лица, использующие ММПЛ на ином законном основании;

представители территориального органа безопасности;

представители территориального органа МВД России;

представители территориального органа МЧС России;

представители структурных подразделений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.

При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах ММПЛ либо в непосредственной близости к нему.

Собственник ММПЛ или лицо, использующее ММПЛ на ином законном основании, привлекается в состав комиссии на период проведения обследования и категорирования конкретного ММПЛ. Представители территориального органа безопасности, территориальных органов МВД России и МЧС России могут привлекаться в состав комиссии на весь период ее функционирования.

Председатель комиссии осуществляет руководство ее деятельностью, определяет повестку дня, сроки и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, инициирует и проводит заседания комиссии, подписывает акты обследования и категорирования ММПЛ и другие документы, касающиеся исполнения полномочий комиссии.

Заместитель председателя комиссии в отсутствие председателя комиссии осуществляет его полномочия.

Секретарь комиссии ведет делопроизводство по вопросам осуществления деятельности, оформляет протоколы заседаний, результаты работы, обеспечивает сохранность документов, связанных с работой, организует взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД России и МЧС России при проведении обследований и составлении паспортов безопасности ММПЛ, контролирует своевременность их актуализации. Также рекомендуется закреплять за секретарем комиссии полномочия по заполнению актов обследования и паспортов безопасности ММПЛ. Секретарем комиссии целесообразно назначать представителя исполнительного органа государственной власти (муниципального образования) субъекта Российской Федерации, исходя из того, что возложенный на него объем работы в комиссии потребует освобождения от служебных обязанностей по основному месту работы (службы).

Члены комиссии в соответствии с их компетенцией принимают участие в работе комиссии, выполняют поручения председателя комиссии или его заместителя в пределах компетенции органа (учреждения), который они представляют в составе комиссии.

В целях формирования комиссий ММПЛ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления целесообразно направлять в территориальные органы безопасности, территориальные органы МВД России и МЧС России письма о выделении сотрудников для участия в работе создаваемой комиссии.

При поступлении информации о формировании комиссии, руководителем территориального органа МВД России определяется кандидатура представителя для включения в состав комиссии, о которой информируется инициатор мероприятия.

В состав комиссии рекомендуется включать наиболее подготовленных представителей территориальных органов МВД России, имеющих опыт проведения обследований различных объектов (территорий) на предмет состояния их антитеррористической защищенности.

Участие представителя территориального органа МВД России в категорировании ММПЛ предусматривает следующие этапы:

подготовка к участию в категорировании;

участие в проведении категорирования;

оформление результатов категорирования;

информирование руководства территориального органа МВД России о результатах участия в категорировании.

В ходе подготовки к участию в категорировании целесообразно предварительно изучить информацию об ММПЛ, ознакомиться с составленными ранее актами комиссионных обследований (при их наличии), документами, подтверждающими устранение ранее выявленных недостатков.

Участие представителя территориального органа МВД России в проведении категорирования осуществляется в рамках полномочий, обязанностей и прав, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

В ходе проведения обследования и категорирования ММПЛ определяется:

расположение на местности;

занимаемая площадь;

конфигурация периметра: общая протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости);

режим работы, наличие пропускного и внутриобъектового режимов и их обеспечение;

наличие потенциально опасных участков и критических элементов;

характеристика непосредственно прилегающей местности, наиболее вероятные пути проникновения посторонних лиц;

характеристика имеющихся инженерно-технических средств охраны и их состояние (ограждение, видеонаблюдение, оповещение и управление эвакуацией, освещение, охранная сигнализация, пожарная сигнализация и другое).

При проведении обследования и категорирования ММПЛ сотрудник территориального органа МВД России обращает особое внимание на:

реализацию организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ;

соответствие инженерно-технической укрепленности ММПЛ предъявляемым Требованиям, ее достаточность для обеспечения надежной охраны;

полноту устранения недостатков, ранее выявленных при обследованиях ММПЛ и технических осмотрах инженерно-технических средств охраны, установленных на ММПЛ;

принятие правообладателем мер по повышению уровня защищенности ММПЛ путем модернизации (замены), установки дополнительных инженерно-технических средств и технических средств охраны;

работоспособность технических средств охраны, организацию их эксплуатационно-технического обслуживания.

В целях информирования руководства территориального органа МВД России о результатах участия в категорировании ММПЛ с указанием присвоенной категории и выявленных несоответствий (недостатков) в антитеррористической защищенности данного ММПЛ предъявляемым Требованиям представителю территориального органа МВД России следует готовить соответствующий рапорт.

В целях планирования проведения обследования ММПЛ целесообразно разрабатывать план-график проведения обследований и плановых проверок на текущий календарный год, который согласовывается с членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Правообладателям ММПЛ рекомендуется заблаговременно готовить проект акта обследования с заполнением разделов, относящихся к их компетенции.

Расчет количества людей на территории ММПЛ определяется эмпирическим путем и не требует разработки методики проведения мониторинга. Подсчет количества людей в течение нескольких дней дает представление о средней ежедневной численности посетителей ММПЛ, который является одной из составляющих при осуществлении категорирования этого ММПЛ. Сведения о максимальной вместимости ММПЛ можно получить, например, из справок о проводимых ранее в ММПЛ мероприятиях.

Мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории ММПЛ представляет собой систему наблюдений, осуществляемых комиссией на постоянной основе (не менее 3-х дней) посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о наполняемости (количестве людей в определенное время) и пропускной способности указанных мест.

Нормативными правовыми актами методика мониторинга одновременного пребывания, передвижения людей на территории ММПЛ не определена.

Применяя на практике пункт 11 Требований, следует учитывать плановое максимальное количество людей в соответствии с техническими характеристиками ММПЛ, максимальное фактическое количество людей в рабочий, выходной и праздничный день.

Плановое максимальное количество людей определяется исходя из специфики ММПЛ с учетом действующих правил и стандартов, например "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утвержден приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390.

Так, если принимать площадь, занимаемой одним человеком, равной 0,5 м2, на территории площадью 50 м2 одновременно могут находиться при определенных условиях, например, при проведении культурно-зрелищного мероприятия (без учета занимаемой площади под сцену и другие объекты), 100 человек.

Пропускная способность ММПЛ определяется с учетом его площади, а также скорости и плотности потока людей. При этом скорость и плотность потока можно разделить на низкие (до 3 км/час и до 1 чел/м2 соответственно), средние (от 3 до 5 км/час и 1 чел/м2 соответственно) и высокие (свыше 5 км/час и более 2 чел/м2 соответственно).

Таким образом по территории шириной 2 м и длиной 25 м (площадь 50 м2) со средней скоростью (4 км/ч) и при средней плотности (1 чел/м2) за одну минуту пройдет 132 человека, при этом одновременно будет находиться 50 человек максимально.

Для мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории ММПЛ могут применяться фотоэлектронные световые барьеры, акустические сенсорные напольные панели, радарные установки, фото- и видеокамеры, аэрофотосъемка, турникеты, счетчики, инфографические счетчики и другие технические устройства.

Учитывая, что разработка типовой формы акта обследования и категорирования ММПЛ не предусмотрена Правилами, а форма акта не регламентирована нормативными правовыми актами Российской Федерации, считаем возможным предложить комиссии составлять акт произвольной формы.

При этом рекомендуется включить в него сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении ММПЛ соответствующей категории, а также следующие разделы:

общие сведения об ММПЛ, его наименование, характеристика территории;

организация и состояние работы по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ, меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

организация охраны ММПЛ;

организация пропускного режима;

выводы о состоянии антитеррористической защищенности ММПЛ;

рекомендации и перечень мер по приведению антитеррористической защищенности ММПЛ в соответствие Требованиям.

В отдельных субъектах Российской Федерации форма акта обследования ММПЛ утверждена актами органов исполнительной власти (например, приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 6 июля 2015 г. N 568 "Об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей").

Работа по правильности и полноте составления актов обследования, их утверждению может быть организована через секретаря комиссии.

После утверждения актов по одному экземпляру акта передается в территориальные органы безопасности, МВД и МЧС России. Один экземпляр предоставляется правообладателю ММПЛ.