IV. Паспорт безопасности ММПЛ

Паспорт безопасности ММПЛ является информационно-справочным документом, который составляется комиссией в целях отражения состояния антитеррористической защищенности ММПЛ и перечня необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в ММПЛ. При заполнении паспорта безопасности целесообразно использовать имеющийся опыт разработки паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, порядок которого установлен приказом МЧС России от 25 октября 2004 г. N 484.

Паспорт безопасности составляется комиссией после проведения обследования и категорирования ММПЛ в 5 экземплярах по утвержденной Требованиями форме.

При присвоении паспорту безопасности соответствующего грифа секретности следует руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

Конкретный член комиссии, составляющий паспорт безопасности, определяется ее руководителем.

С учетом того, что в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" обязанность по выполнению и обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) возложена на заинтересованные физические и юридические лица, рекомендуется паспорт безопасности составлять правообладателю (собственнику ММПЛ).

Поскольку территориальными органами МВД России являются подразделения (управления, отделы, отделения) органов внутренних дел, сформированные, в том числе, для выполнения задач на конкретных территориях (город, район, иное муниципальное образование), согласование паспортов безопасности ММПЛ должно проводиться с соответствующим территориальным органом МВД России, на территории обслуживания которого расположено ММПЛ.

При этом территориальным органам МВД России рекомендуется осуществлять согласование паспорта безопасности с учетом информации, содержащейся в рапорте представителя территориального органа МВД России, принимавшего участие в обследовании и категорировании ММПЛ, и в прилагаемом к паспорту безопасности соответствующем акте, в следующих случаях:

соответствия антитеррористической защищенности ММПЛ предъявляемым Требованиям;

включения в раздел паспорта безопасности ММПЛ, содержащий выводы и рекомендации, перечня мер по приведению антитеррористической защищенности ММПЛ согласно предъявляемым Требованиям.

С учетом сроков, отведенных на согласование паспорта безопасности ММПЛ после его составления, рекомендуется организовать взаимодействие с правообладателем ММПЛ по его доработке.

После согласования паспорта безопасности руководителями территориальных органов безопасности, МВД и МЧС России все экземпляры паспорта передаются для утверждения руководителем комиссии.

После утверждения по одному экземпляру паспорта безопасности направляются в территориальные органы безопасности, МВД и МЧС России, правообладателю ММПЛ, один экземпляр остается на хранение в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации (администрации муниципального образования).

В случаях, если правообладатель не имеет возможности хранения своего экземпляра паспорта безопасности, хранение данного экземпляра осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (администрацией муниципального образования).

Хранение экземпляров паспортов безопасности ММПЛ, поступивших в территориальный орган МВД России, организуется с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение режима секретности, а также порядок обращения с документами, имеющими гриф ограниченного доступа. При этом целесообразно предусмотреть возможность оперативного их использования в служебной деятельности.

При заполнении 2 раздела паспорта безопасности ММПЛ отражается количество расположенных на территории ММПЛ объектов, их назначение (административное, производственное, складское, др.), толщина стен и материал, из которого они сделаны (бетон, кирпич, дерево, др.), этажность, количество входов (выходов).

В сведениях о технической укрепленности и организации охраны объектов отражается их инженерно-техническое оснащение (основное и дополнительное ограждение периметра, ворота, калитки, оборудование, пересекающие ограждение периметра водопропуски, воздушные трубопроводы, подземные коллекторы и т.д.), технические средства охранной и тревожной сигнализации (защита периметра территории, защита персонала объекта), силы и средства охраны объектов.

Детальное значение непосредственной близости к ММПЛ Требованиями не определено. При заполнении 3 раздела паспорта безопасности ММПЛ указываются, как правило, объекты, которые непосредственно примыкают к территории ММПЛ, а также объекты, которые влияют на антитеррористическую защищенность конкретного ММПЛ в силу своей специфики.

При отражении характеристики объекта, расположенного в непосредственной близости к ММПЛ, по видам значимости и опасности, учитываются показатели риска для ММПЛ при совершении террористического акта в отношении объекта. Особую опасность представляют ядерно- и радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, биологически опасные объекты, гидротехнические сооружения, места размещения отходов и другие.

Достаточность мероприятий по защите критических элементов и опасных участков ММПЛ оценивается на основе выводов о выполнении установленных требований к антитеррористической защищенности, задач по физической защите и предотвращению террористического акта.

При заполнении 4 раздела паспорта безопасности ММПЛ рекомендуется отражать ближайшие к ММПЛ доступные транспортные коммуникации.

Критериями для оценки социально-экономических последствий террористического акта является прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта, а также прогнозируемый размер экономического ущерба.

Также для оценки масштабов террористических актов возможно учитывать классификацию, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304.

При заполнении раздела 7 паспорта безопасности следует отражать участки или элементы, на которых наиболее велик риск совершения террористических актов в силу их особенностей (например, наибольшей уязвимости), а также возникновения обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации.

Выводы о надежности охраны и способности противостоять попыткам совершения террористических актов и иным противоправным действиям (раздел 13 паспорта безопасности) осуществляются на основании полноты выполнения мероприятий, указанных в разделах 10, 11, 12 паспорта безопасности ММПЛ.

Паспорт безопасности ММПЛ составляется комиссией, в состав которой входят также представители территориального органа безопасности, территориальных органов МЧС России и МВД России, обладающие необходимыми навыками и умениями для оценки социально-экономических последствий террористического акта и достаточности мероприятий по защите критических элементов и опасных участков ММПЛ.

Масштаб плана-схемы ММПЛ определяется произвольно, с учетом читаемости объектов, обозначенных на плане-схеме.

Срок разработки паспорта не определен, а срок его согласования составляет 30 дней с момента разработки.

Исходя из системного анализа положений Требований, актуализация паспорта безопасности ММПЛ осуществляется в порядке, установленном для его разработки.

Инициатором актуализации паспорта безопасности является комиссия либо ее отдельные члены, в том числе правообладатель ММПЛ.