См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

2. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора

2. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний

инфраструктурного сектора

В период с 2000 по 2015 годы цены и тарифы на товары и услуги инфраструктурных организаций увеличивались темпами, существенно превышающими инфляцию. Так, цены на газ выросли в 15 раз (в 2,5 раза выше инфляции), тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки грузов - в 10 раз (в 1,7 раза выше инфляции), тарифы на водоснабжение и теплоснабжение - в 28 раз (в 4,7 раза выше инфляции).

Применяемые в предшествующий период методы регулирования сформировали затратную модель деятельности инфраструктурных компаний, нацеленную на извлечение краткосрочной выгоды от использования располагаемых активов, рост капитальных вложений в денежном выражении и отсутствие работающих механизмов контроля их эффективности. Это неизбежно привело к сверхинфляционному росту тарифов без улучшения качества и обновления действующих производственных мощностей сектора инфраструктуры.

Во всех регулируемых отраслях и организациях сохраняется тренд на старение инфраструктуры. Например, в коммунальном секторе (водоснабжение и теплоснабжение) ежегодные темпы обновления основных фондов составляют лишь 1,5 - 2% в течение последних 10 лет, что существенно ниже темпов обновления, которые необходимы для устойчивого снижения износа коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, включаемые в тарифы инвестиционные источники не направляются в необходимом объеме на обновление существующей инфраструктуры и ее поддержание в нормативном состоянии. Это, помимо отсутствия работающих механизмов контроля на всех этапах исполнения инвестиционных программ, связано с невозможностью долгосрочного планирования деятельности субъектов инфраструктуры.

Базовым подходом к установлению макроэкономических ограничений тарифов должен стать принцип долгосрочной (не менее 5 лет) индексации тарифов с ориентацией на уровень прогнозной инфляции с применением отраслевых коэффициентов эффективности ("инфляция минус"). В 2017 году такой принцип предполагается интегрировать в систему тарифного регулирования инфраструктурных компаний.

Другим регуляторным механизмом, который необходимо внедрить в 2017 году является контроль целевого использования инвестиционных ресурсов на обновление основных фондов. Осуществление такого контроля возможно через задание ключевых показателей деятельности, связанных с обновлением основных фондов регулируемых компаний.

Реализация предложенных механизмов призвана качественно повысить результативность тарифного регулирования инфраструктурных компаний, обеспечив сдерживание роста тарифов и устойчивость функционирования инфраструктуры.