Преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих развитие человеческого капитала и гражданского общества
Преобразование социально-экономических институтов,
обеспечивающих развитие человеческого капитала
и гражданского общества
В сфере здравоохранения планируется принятие проекта федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", предметом правового регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с донорством органов, комплексов органов, частей органов человека и их трансплантацией. Законом будут определены права и обязанности доноров, реципиентов, медицинских работников, медицинских организаций, установлен баланс права и законных интересов доноров и реципиентов, созданы правовые и организационные условия донорства органов человека и их трансплантации, установлен порядок учета органов, доноров и реципиентов.
С целью урегулирования процессов разработки, производства, хранения и медицинского применения донорских тканей человека в прогнозный период планируется принятие проекта федерального закона "Об обращении тканевых трансплантатов".
С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 180-ФЗ "О биомедицинских клеточных продуктах", регулирующий отношения, возникающие в связи с разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, производством, контролем качества, реализацией, применением, хранением, транспортировкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, уничтожением биомедицинских клеточных продуктов, предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний или состояний пациента, сохранения беременности и медицинской реабилитации пациента, а также регулирующий отношения, возникающие в связи с донорством биологического материала в целях производства биомедицинских клеточных продуктов. Реализация закона даст мощный импульс развитию биомедицинских технологий и биомедицины.
В 2017 году планируется завершить работу над проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами", которым будут предусмотрены меры по защите прав граждан, страдающих психическими расстройствами, в том числе создание для этих целей специальной службы.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены нормы, направленные на установление с 2017 года порядка финансового обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, что позволит повысить доступность указанных видов ВМП для граждан, установить прозрачный механизм прямого финансового обеспечения ВМП, оказываемой в федеральных государственных учреждениях, из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также сохранить софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП.
Кроме того, установлено, что утверждаемый Минздравом России порядок формирования перечня видов ВМП будет включать в себя в том числе предельные сроки, по истечении которых виды ВМП включаются в базовую программу ОМС. Это позволит определить процедуру пересмотра перечня видов ВМП, а также временные рамки включения тех или иных методов ВМП в базовую программу ОМС с учетом их растиражированности.
С 2017 году вступают в действие нормы закона, в соответствии с которыми организация обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, антивирусными лекарственными препаратами, а также лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, - противотуберкулезными лекарственными препаратами отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья. При этом установлено, что обеспечение лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели. В целях реализации указанного полномочия будет осуществляться ведение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, что позволит перейти к модели определения потребности в указанных лекарственных препаратах на основе персонифицированного учета пациентов. Переход к централизованным закупкам лекарственных препаратов повлечет за собой снижение их стоимости и увеличение охвата ВИЧ-инфицированных антиретровирусной терапией.
В связи с тем что Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено увеличение с 1 января 2017 г. минимального размера уставного капитала страховых медицинских организаций, осуществляющих медицинское страхование, с 60 млн. до 120 млн. рублей, повысится финансовая ответственность страховых медицинских организаций за результаты их деятельности, на более высоком уровне будет организована защита прав застрахованных.
В соответствии со статьей 30 Договора о Евразийском экономическом союзе продолжится формирование общего рынка лекарственных средств, что подразумевает гармонизацию и унификацию требований законодательства государств-членов и принятие единых правил в сфере обращения лекарственных средств.
В прогнозный период будет осуществляться переход на общие правила производства, контроля качества лекарственных средств, маркировки лекарственных препаратов, надлежащей клинической практики, надлежащей дистрибьюторской практики, надлежащей практики фармаконадзора. Это будет способствовать повышению конкуренции на фармацевтическом рынке и снижению цен на лекарственные препараты.
До 2018 года будет проведена экспертиза всех зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов по определению их взаимозаменяемости, с 1 января 2018 г. указанная информация будет включена в Государственный реестр лекарственных средств, что позволит значительно повысить качество лечения, создаст предпосылки для выведения из обращения клинически неэффективных и малоэффективных лекарственных препаратов для медицинского применения.
В среднесрочный период будет осуществляться дальнейшее совершенствование правовых условий для развития российской системы образования, позволяющих эффективно применять соответствующие нормы на практике.
Продолжится реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295.
Будет также осуществляться реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы предусматривается реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества образования на всех его уровнях - с дошкольного образования до высшего образования, а также дополнительного образования детей и взрослых, формирование системы непрерывного образования.
Среди основных направлений развития образования в том числе предусматриваются:
развитие дошкольного и дополнительного образования детей, в том числе негосударственного сектора, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
реализация программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы";
обеспечение доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование);
поддержка талантливой молодежи;
совершенствование структуры образовательных организаций высшего профессионального образования с учетом проведения ежегодного мониторинга эффективности деятельности вузов, а также приоритетов социально-экономического развития, продолжение реализации программ поддержки ведущих вузов по улучшению их позиций на мировом рынке образовательных услуг;
окончательный переход организаций образования на нормативно-подушевое финансирование;
создание эффективных механизмов обновления качества образования, в том числе профессионального образования, с учетом потребности инновационного развития экономики страны, развитие непрерывного образования;
разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с учетом профессиональных стандартов, в том числе с активным привлечением к этой работе объединений работодателей;
продолжится развитие математического и инженерного образования.
Кроме того, будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы.
Обеспечение системных изменений по основным направлениям развития культуры России будет осуществляться в рамках работы по подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Среди ключевых нормативных правовых актов, которые будут подготовлены в среднесрочной перспективе, следует отметить проекты федеральных законов:
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования оборота информационной продукции, способной нанести вред здоровью и (или) развитию детей";
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в части совершенствования порядка включения музейных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации);
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и статьи 9 и 12.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части изменения периодичности подготовки государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации с ежегодного на один раз в три года);
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" (в части представления одновременно с обязательным экземпляром документов и его электронной копии, предназначенной для постоянного хранения).
Основным приоритетом в сфере культуры будет по-прежнему являться реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы. Реализация ее мероприятий позволит осуществить качественное развитие сферы культуры и сформировать необходимый потенциал для эффективного функционирования сферы культуры в среднесрочной перспективе. Это позволит оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, обеспечить доступность всех слоев населения России к широкому разнообразию культурных благ и услуг, обеспечить сохранность и развитие объектов культурного и исторического наследия народов России, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.
Кроме того, основным приоритетом будет являться реализация Стратегии государственной культурной политики до 2030 года.
В сфере физической культуры и спорта в прогнозный период продолжится работа по борьбе против применения допинга в спорте. Предстоит внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнения, направленные на усиление ответственности тренеров, специалистов по спортивной медицине и иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушения антидопингового законодательства. Указанные меры будут способствовать повышению престижа Российской Федерации на международной арене в рамках борьбы с допингом.
Реализация жилищной политики в период 2017 - 2019 годов будет продолжена в соответствии с задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ), механизмы реализации которых предусмотрены в государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323.
Перед Правительством Российской Федерации поставлена задача достижения в период с 2018 по 2020 год ряда показателей, отражающих повышение доступности жилья и улучшение жилищных условий. Достижение этих показателей позволит осуществить переход жилищной сферы (в частности, жилищного рынка) к качественно новому состоянию и решить жилищные проблемы большинства российских граждан.
Указом предусматривается снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет, а также обеспечение до 2020 года предоставления доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия. Достижение первого показателя, отражающего повышение ценовой доступности жилья, внесет свой вклад в достижение остальных показателей развития жилищной сферы.
При этом в прогнозный период Правительство Российской Федерации будет уделять значительное внимание вопросам, решение которых направлено на достижение целей Указа и государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации":
развитие арендного жилья, в том числе жилья для некоммерческого найма, что позволит увеличить доступность жилья для нанимателя и понизить стоимость проживания;
создание действенных механизмов строительства инфраструктуры под жилищную застройку, что позволит значительно повысить привлекательность земельных участков для инвесторов;
реализация стратегии по поддержке индустрии строительных материалов, что позволит снизить стоимость возведения жилья посредством снижения стоимости исходных строительных материалов;
предоставление земли федерального значения по "голландским аукционам", что позволит увеличить темпы строительства и понизить стоимость возводимого жилья.
Наряду с перечисленными мерами запланирована реализация ряда иных мер, также способствующих достижению целей, намеченных Указом.
В целях улучшения комфортности проживания в городах и сельской местности, а также поддержки платежеспособного спроса на жилье намечена реализация следующих мер:
решение задачи переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, реализация мероприятий, направленных на создание и запуск механизмов расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года;
использование средств материнского капитала на оплату первоначального взноса при предоставлении кредита на строительство или приобретение жилья без ограничения срока на оплату обязательств по кредиту, включая не только оплату основного долга и процентов, но и первоначального взноса;
завершение программ по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих;
реструктуризация ипотечных жилищных кредитов для лиц, оказавшихся в затруднительном материальном положении.
В сфере миграции с учетом задач обеспечения устойчивого экономического развития, проведения модернизации российской экономики, перехода ее на инновационный путь развития, дальнейшего улучшения миграционной составляющей инвестиционного и делового климата в Российской Федерации будет продолжена работа по созданию условий и механизмов для привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе, а также мер по оперативному обеспечению российской экономики необходимой рабочей силой.
Этому будет способствовать реализация Плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах (второй этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
На основе мониторинга правоприменительной практики привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных работников будут выработаны предложения по совершенствованию миграционной политики в части привлечения высококвалифицированных специалистов, а также иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в целях осуществления преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в образовательных и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах.
Продолжится работа по совершенствованию механизмов реализации государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, направленных на стимулирование переселения участников указанной государственной программы и членов их семей в места с низким уровнем безработицы, на территории с предполагаемым строительством новых производственных объектов, территории приоритетного вселения, в первую очередь характеризующиеся сокращением численности населения, а также реализующие экономические и инвестиционные проекты, имеющие общенациональное значение.
Будут актуализированы региональные программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, субъектами Российской Федерации, входящими в состав Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в части внедрения комплекса мер по повышению миграционной привлекательности территорий вселения в целях привлечения квалифицированных специалистов, научных работников, студентов, перспективной молодежи и соотечественников, желающих заниматься сельскохозяйственным производством.
Кроме того, принятие Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации в 2016 - 2020 годах также позволит разработать меры, направленные на стимулирование миграционного притока в дальневосточные регионы.
Будут разработаны и приняты нормативные правовые акты, направленные на модернизацию институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, включая введение упрощенного порядка их получения отдельными категориями иностранных граждан, длительно осуществляющими трудовую деятельность в Российской Федерации. Будет введена балльная система отбора мигрантов для получения ими вида на жительство в Российской Федерации.
Продолжится работа по совершенствованию механизма подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан.
Получит развитие организованный набор рабочей силы из стран, с которыми установлен безвизовый порядок въезда-выезда для удовлетворения потребностей российской экономики. Организованный набор будет способствовать оптимизации численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, через привлечение иностранных граждан на рабочие места, заявленные российскими работодателями, обеспечит адресное трудоустройство иностранных граждан на рабочие места, преимущественно не востребованные российскими гражданами.
На основе ежегодно проводимого мониторинга реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в том числе трудоустройства на территориях приоритетного привлечения трудовых ресурсов, будут улучшены механизмы предоставления поддержки субъектам Российской Федерации, участвующим в данных программах.
Институциональные преобразования в сфере оплаты труда, рынка труда будут осуществляться по следующим направлениям.
В прогнозный период будет разработан и принят федеральный закон, предусмотренный статьями 133 и 421 Трудового кодекса Российской Федерации, который установит порядок доведения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения субъектов.
Будут приняты изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающие уточнения порядка и сроков выплаты пособий по безработице, направленные на исключение злоупотреблений при получении пособия по безработице, а также существенно увеличивающие размер данного пособия для отдельных категорий граждан.
В рамках реализации Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в прогнозный период будет принят федеральный закон, который будет регулировать правоотношения, возникающие между юридическими лицами, а также юридическими и физическими лицами в случаях предоставления труда работников (персонала) организациями, не являющимися частными агентствами занятости.
Будет продолжено принятие мер по развитию независимой системы оценки качества профессиональной подготовки работников, а также их компетенций. В частности, предусматривается продолжение разработки профессиональных стандартов, создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Будет продолжена реализация государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения". С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель государственной программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
предотвращение роста напряженности на рынке труда;
привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.
В прогнозный период будут приняты нормативные правовые акты, направленные на реализацию Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", предусматривающие дальнейшее совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда.
Будет разработана государственная программа "Безопасный труд", в которой будет предусмотрено создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Одной из задач, которую необходимо решить для достижения указанной цели, является повышение заинтересованности работодателей и работников в обеспечении безопасного труда и сохранения жизни.
В прогнозный период в целях совершенствования пенсионной системы будут осуществляться мероприятия, предусмотренные Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, в том числе:
совершенствование механизма формирования доходов на финансирование страховых пенсий, исходя из сложившегося уровня обязательств и их индексации;
проведение детального анализа и на его основе широкое обсуждение с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения;
совершенствование механизма досрочного выхода на пенсию отдельных категорий работников;
совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета и расширение информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с органами исполнительной власти и организациями с целью повышения эффективности управления в системе обязательного пенсионного страхования;
стимулирование развития корпоративных пенсионных программ, в том числе внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих освобождение плательщиков страховых взносов от уплаты дополнительных взносов для финансирования досрочных пенсий по условиям труда в случае уплаты ими соответствующих взносов в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Меры по улучшению положения детей в Российской Федерации и защите их прав будут реализовываться в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, в том числе путем реализации комплекса мер Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей