Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.

Государственные финансы

По итогам 2018 г. в бюджетной системе впервые с 2012 г. наблюдался профицит, при этом в первом полугодии 2019 г. профицит продолжил увеличиваться (рис. 3.40). Его формирование было обусловлено опережающим ростом доходов (10,8% г/г) по сравнению с увеличением расходов (4,5% г/г). Происходило увеличение как нефтегазовых доходов (на 4,7%), так и ненефтегазовых доходов (на 12,7%) в связи с увеличением базовой ставки НДС и ростом финансового результата деятельности организаций в первой половине 2019 года. В августе 2019 г. 12-месячный скользящий ненефтегазовый дефицит бюджетной системы снизился до 4,5% ВВП (за 2018 г. - 5,8%).

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

(% ВВП)

Рис. 3.40

00000075.png

Источники: Росказна, расчеты Банка России.

Макроэкономические эффекты бюджетной политики. Бюджетная политика в январе - августе 2019 г. вносила сдерживающий вклад в совокупный спрос. Об этом свидетельствует рост поступлений по ненефтегазовым доходам, в первую очередь НДС, и медленное исполнение расходов, в том числе на национальные проекты. В частности, расходы расширенного правительства на капитальные вложения в январе - августе 2019 г. в номинальном выражении оказались на 0,8% ниже, чем в аналогичном периоде 2018 года. В III - IV кварталах 2019 г., по оценкам Банка России, бюджетная политика начнет оказывать поддержку внутреннему спросу, бюджетный импульс выйдет в положительную область в поквартальном сопоставлении. Это связано с сезонностью исполнения расходов бюджетной системы, ожидаемым ускорением расходов на реализацию национальных проектов и других мер, направленных на достижение национальных целей. При этом ожидается перенос части неизрасходованных средств в 2019 г. на первое полугодие 2020 года. В целом в 2019 г. бюджетная политика, по оценкам Банка России, будет носить сдерживающий характер.

Национальные проекты. На финансирование национальных проектов и "Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г." в январе - августе из федерального бюджета было направлено 813 млрд руб., что составляет 46% запланированных бюджетных ассигнований на 2019 г. (рис. 3.41). Наибольший уровень исполнения расходов отмечается по национальным проектам "Здравоохранение", "Демография" и "Культура" (62, 62 и 54% соответственно), наименьший - по национальным проектам "Цифровая экономика" и "Экология" (11 и 17% соответственно). Увеличение объемов бюджетных расходов во втором полугодии 2019 г. может иметь проинфляционный эффект в конце 2019 - начале 2020 года.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РАСХОДОВ ПО НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ В 2019 ГОДУ

(накопленным итогом, млрд руб.)

Рис. 3.41

00000076.png

Источники: Росказна, расчеты Банка России.

Государственный долг. Благоприятная рыночная конъюнктура и новый формат проведения аукционов по размещению ОФЗ (без ограничения объема предложения) позволили разместить облигации в объеме, превышающем планы по их выпуску. В частности, в первом полугодии 2019 г. было размещено ОФЗ на 1371 млрд руб., что составляет 130,6% от плана. Несмотря на высокий спрос, объем рыночного размещения ОФЗ за III квартал составил 268 млрд руб., или 89% от плана, что свидетельствует о желании Минфина России минимизировать стоимость заимствований.