II. Подготовка к проведению контрольного мероприятия

2.1. При подготовке к проведению контрольного мероприятия рекомендуется изучить соответствующие положения БК РФ, законодательных и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (применительно к предмету контроля), а также, в зависимости от темы контрольного мероприятия и правового положения объекта контроля - законодательные и иные нормативные правовые (правовые) акты, регламентирующие деятельность объектов контроля (применительно к предмету контроля).

2.2. В рамках подготовки к проведению контрольного мероприятия и формирования перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе его проведения, рекомендуется с учетом темы контрольного мероприятия и правового положения объекта контроля изучить:

- положения БК РФ, регламентирующие порядок предоставления и использования средств федерального бюджета (средств из федерального бюджета);

- положения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, акта Правительства Российской Федерации о мерах по его реализации, устанавливающие размер средств, предоставляемых объекту контроля из федерального бюджета, и особенности исполнения федерального бюджета в части таких средств;

- государственные программы Российской Федерации (федеральные целевые программы, национальные проекты (федеральные, региональные проекты), которыми предусмотрено предоставление объекту контроля соответствующих средств;

- акты Правительства Российской Федерации, правовые акты федеральных органов исполнительной власти (главных распорядителей средств федерального бюджета), правовые акты субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), являющиеся основанием для предоставления объекту контроля средств из федерального бюджета и устанавливающие требования к их использованию (расходованию);

- требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, установленные Министерством финансов Российской Федерации;

- порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы объекта контроля, определенный главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится объект контроля;

- порядки составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, определенные законодательством и органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

- порядок составления плана (сметы) доходов и расходов объекта контроля;

- порядок предварительного согласования совершения объектом контроля крупных сделок;

- общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности объекта контроля;

- порядок взыскания неиспользованных остатков средств, источником которых являются средства федерального бюджета;

- положения соглашений (договоров) о предоставлении средств, источником которых являются средства федерального бюджета, в соответствующие периоды (при наличии);

- утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, планы финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения на соответствующие периоды;

- порядок предоставления информации государственным учреждением, ее размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- сведения о ранее проведенных в отношении объектов контроля контрольных мероприятиях и их результатах;

- отчеты о результатах деятельности объекта контроля и об использовании закрепленного за ним государственного имущества за соответствующие периоды.

2.3. При определении перечня вопросов проверки законности отдельных финансовых и хозяйственных операций в рамках контроля за предоставлением и использованием средств федерального бюджета, средств из федерального бюджета с учетом правового положения объекта контроля рекомендуется рассматривать в качестве основных вопросов, подлежащих изучению:

- планирование отдельных финансовых и хозяйственных операций объектов контроля;

- предоставление и использование (расходование) бюджетных средств (средств из федерального бюджета);

- использование средств на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства;

- использование средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- использование средств на создание, развитие, эксплуатацию и вывод из эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности организаций государственного сектора;

- иные вопросы при осуществлении проверки законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, относящиеся к предмету контроля.

Вопросы контрольного мероприятия определяются должностным лицом, ответственным за организацию и проведение контрольного мероприятия, исходя из целей и задач контрольного мероприятия, с учетом отбора контрольных мероприятий при планировании контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере, поступивших обращений и поручений о проведении контрольных мероприятий, а также требований правовых актов Федерального казначейства, регламентирующих вопросы осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.

2.4. При подготовке к проведению контрольного мероприятия рекомендуется учитывать необходимость осуществления в его рамках следующих действий:

- изучение форм и содержания регистрационных, учредительных, нормативных правовых, плановых, сметных, отчетных, бухгалтерских и других документов с целью установления правильности оформления и законности совершенных операций, а также соответствия деятельности учредительным документам;

- сравнение фактически отраженных в бухгалтерском (бюджетном) учете операций и данных первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

- проверка обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- проверка использования средств из федерального бюджета на содержание имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), находящегося в оперативном управлении (хозяйственном ведении) объекта контроля, эффективности расходования средств федерального бюджета, выделенных на материальное стимулирование работников объекта контроля;

- проведение контрольных обмеров (замеров) результатов выполнения работ, инвентаризации материальных ценностей (при необходимости);

- проверка достоверности и своевременности отражения произведенных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, арифметические проверки сведений, содержащихся в первичных и иных документах;

- иные мероприятия, необходимые для формирования достоверных выводов о соответствии (несоответствии) деятельности объекта контроля (применительно к предмету контроля) требованиям законодательных и иных нормативных правовых (правовых) актов, регулирующих осуществление отдельных финансовых и хозяйственных операций.

2.5. Определение перечня законодательных и иных НПА, соблюдение которых оценивается в рамках контрольного мероприятия, осуществляется с учетом необходимости установления фактов их действия в проверяемом периоде, внесения в них изменений, признания их утратившими силу и издания новых законодательных и иных НПА, регламентирующих подконтрольную сферу деятельности.