Рекомендации по реализации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивающих образовательные программы профессионального обучения
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ОСВАИВАЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Прохождение профессионального обучения регламентируется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (далее - Порядок N 292).
При организации процесса профессионального обучения лиц с ментальными нарушениями необходимо учитывать положения, отраженные в письме Минпросвещения России от 11 февраля 2019 г. N 05-108 "О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости" (вместе с "Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (далее - Разъяснения)).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Согласно части 2 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Как указано в Разъяснениях, предоставление профессионального обучения осуществляется при наличии необходимых условий. Данные условия могут быть созданы как самой образовательной организацией, либо с использованием ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ).
В реализации программы с использованием сетевой формы могут участвовать организации, обладающие необходимой инфраструктурой для реализации части такой программы, обеспечивающей прохождение профессионального обучения.
На основании части 10 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе N 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ).
Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) осуществляется на основе адаптированных основных программ (далее - АОП) профессионального обучения. Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
В соответствии с приказом Минпросвещения России N 104 от 17 марта 2020 г. "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", приказа Минпросвещения России от 25 марта 2010 г. N 125 "О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", в связи с усилением санитарно-эпидемиологических мер все профессиональные образовательные организации должны осуществить перевод образовательного процесса на дистанционную форму обучения.
При переводе процесса профессионального обучения лиц с ментальными нарушениями необходимо учитывать следующие моменты.
Учебные и практические занятия, проводимые с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в дистанционном режиме, имеют коррекционную направленность что подразумевает:
- более низкий уровень сложности учебного материала;
- пошаговую форму подачи материала;
- разработку индивидуальных заданий с учетом возможностей обучающегося;
- организацию обязательной обратной связи с мастером производственного обучения, преподавателем;
- сопровождение (консультации) педагога-психолога, социального педагога тьютора.
При этом перед специалистами стоит не только задача формирования соответствующих профессиональных компетенций, но и осуществление коррекционно-развивающих мероприятий.
Лицам с нарушениями интеллекта безусловно требуется более длительный период для освоения тех или иных трудовых навыков. Поэтому срок реализации адаптированных образовательных программ профессиональной подготовки может быть пролонгирован.
Большинство обучающихся с нарушением интеллекта, осваивающих АОП профессиональной подготовки, имеют проблемы в познавательном и эмоциональном и социальном развитии, у многих из них есть поведенческие проблемы. В связи с этим в штатное расписание введены должности педагога-психолога, социального педагога, тьютора.
Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях определены функциональные обязанности указанных специалистов:
- деятельность тьютора заключается в индивидуальной и групповой работе с обучающимися как в образовательном процессе (в том числе, при переходе на дистанционное обучение), так и в процессе социализации. Тьютор проводит дополнительные индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного и практического материала, объяснения и подкрепления содержания учебных дисциплин;
- работа педагога-психолога заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья;
- социальный педагог выявляет потребности обучающихся и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.
На каждого обучающегося с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) может быть разработан индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ). ИОМ обеспечивает создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Такая индивидуализация направлена на то, чтобы преодолеть несоответствие между уровнем, задаваемым образовательной программой и реальными возможностями обучающегося. Другими словами, освоение образовательной программы осуществляется на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. ИОМ разрабатывается и утверждается специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации. Реализация ИОМ может осуществляться с использованием различных форм и технологий обучения, в том числе в рамках дистанционного обучения.
Необходимо учитывать, что АОП профессионального обучения включает обязательное прохождение обучающимся практики, форма проведения которой устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. В этой связи необходимо продумать индивидуализацию практики, например, посредством включения тьюторского сопровождения в процесс формирования и развития навыков производственной работы по профессии.
Рекомендуемый режим занятий обучающегося в период дистанционного обучения:
- первая половина дня: сочетание теоретической и практической работы;
- вторая половина дня: дополнительное образование и досуг;
- вечер: досуг и выполнение домашнего задания.
Для каждой группы составляется электронное расписание, в котором преподавание дисциплин чередуется и проводится с применением технологий:
- дистанционного обучения (дисциплины, которые требуют постоянного очного внимания и разъяснения мастера производственного обучения);
- электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
При реализации программы практики в рамках дистанционного режима обучения необходимо предусмотреть:
- ведение дневника наблюдений;
- выполнение практических заданий;
- выполнение тестовых заданий;
- ознакомление с материалом посредством просмотра видеоконтента, размещенного на канале Youtube или на специально разработанном сайте.
Важное о занятии в дистанционном формате:
продолжительность занятия не более 30 минут;
структура: объяснение мастера производственного обучения; интерактивные задания; самостоятельное изучение;
содержание: корректируется с учетом продолжительности, структуры урока и технологии обучения.
Предусмотрены обязательные перерывы с физминуткой (3 - 5 минут), гимнастикой для глаз (2 - 3 минуты).
Примерная структура занятия и вариативность (общая продолжительность с учетом физминутки и гимнастики для глаз не более 35 минут):
1. Коррекционное упражнение, объяснение учителем - 10 минут; работа с учебником/тетрадью - 10 минут.
2. Интерактивные задания - 20 минут; тестирование - 10 минут; коррекция знаний - 5 минут; задания для самостоятельной подготовки с комментариями - 5 минут.
Для создания групповых видеочатов могут быть использованы платформы Google Класс, Zoom.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей