Адаптация контрольно-оценочных средств для проведения процедуры оценки достижений обучающихся с ментальными нарушениями и РАС

Адаптация контрольно-оценочных средств для проведения

процедуры оценки достижений обучающихся с ментальными

нарушениями и РАС

Для ряда обучающихся лучше всего подходят адаптированные тестовые работы. Степень адаптации учебного материала зависит от уровня развития обучающегося.

Принципы использования адаптированных учебных заданий:

1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости.

В зависимости от особенностей обучающегося адаптация может быть, как минимальной, так и значительной. Таким образом, условно разделяем ее на несколько уровней: первый уровень - это минимальная адаптация, последующие уровни (второй и/или третий) - адаптация более значительная.

2. Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться.

3. Адаптация задания распространяется преимущественно на уровень сложности заданий и/или их объем.

Способы адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий включают:

1. Адаптацию инструкции к заданию, подразумевающую:

разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;

замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;

дублирование устных инструкций письменными.

2. Адаптацию ответов к заданию.

Также необходимо учитывать, что ответы, предлагаемые в тестах, должны быть изложены кратко, по возможности не содержать пространных формулировок. Значительной трудностью для многих обучающихся с РАС является выбор правильного ответа, так как очень часто обучающемуся проще самому ответить на вопрос, чем определить, что из написанного правильно, а какой ответ неверный. Наибольшую сложность представляет не сам тест, а заполнение оценочных бланков, которое может потребовать проведения дополнительной работы. При адаптации контрольной работы могут быть предусмотрены следующие варианты:

- вписывание отдельных букв;

- вписывание только ответов в примеры;

- решение задач, занесенных в схему;

- возможность опоры на образец и т.д.

3. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.

В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у обучающихся с РАС часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими студентами. В этом случае обучающемуся с РАС можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется.

При необходимости промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы с целью оценивания уровня освоения программного материала.

Мероприятия текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для обучающихся с РАС, при необходимости, могут быть проведены с применением дистанционных образовательных технологий.