2.5 Экспертное сопровождение практики инициативного бюджетирования

Важную роль в разработке, реализации и анализе результатов практики ИБ играет ее экспертное сопровождение. Оно может осуществляться проектными центрами ИБ субъектов Российской Федерации, ЦИБ НИФИ Министерства финансов Российской Федерации, а также имеющими соответствующий опыт независимыми специалистами (далее также - Консультант). Помощь муниципальным образованиям может оказываться рабочими группами или ПЦ ИБ регионов, а помощь регионам - ЦИБ.

Экспертное сопровождение позволяет при разработке практики учесть многолетний российский и международный опыт и наилучшим образом адаптировать его к субъекту реализации практики ИБ, избежать ошибок и сделать практику ИБ максимально эффективной.

В зависимости от регионального и местного контекста субъект реализации практики ИБ сам принимает решение об объеме и направлениях деятельности в рамках ИБ, где он нуждается в экспертной поддержке. В частности, поддержка может быть предоставлена по следующим направлениям: разработка порядка реализации практики ИБ, включая подготовку Операционного руководства практики, обучение участников ИБ, информирование, мониторинг практики ИБ и разработка информационной системы управления.

Разработка порядка реализации практики ИБ: Привлечение Консультанта уже на этом этапе позволяет рабочей группе более предметно обсудить порядок реализации практики со всеми заинтересованными сторонами и выбрать оптимальную модель практики ИБ. В частности, это включает в себя:

- определение и согласование основных параметров практики;

- выбор и согласование основных элементов практики;

- разработка методологи, в том числе: детальная проработка и описание процессов на всех этапах реализации практики;

- содействие в разработке НПА и методических документов, включая Операционное руководство.

Обучение участников ИБ. Обучение представителей всех вовлеченных в разработку и реализацию практики ИБ сторон - органов местного самоуправления, ТОСов, общественных организаций, волонтеров, инициативных групп - играет ключевую роль в обеспечении ее эффективности. План проведения обучающих мероприятий (объем, график, участники, методика, необходимые материалы, логистика и т.д.) разрабатывается рабочей группой ИБ совместно с Консультантом. При этом учитывается местная специфика и разработанный порядок реализации практики. Так, для практик с относительно простым дизайном, реализуемых в небольших муниципалитетах, обучение может включать обучающие семинары в начале разработки практики ИБ и после завершения, и "обучение в процессе работы" в течение периода реализации практики. Для практик со сложным дизайном, реализуемых на уровне субъекта Российской Федерации, территориальной агломерации или большого города, обучение может проводиться в несколько этапов (например, проведение дополнительного тренинга/инструктажа перед основными этапами реализации практики в дополнение к основному обучению) и с несколькими группами обучаемых:

- "Тренинг для тренеров", целью которого является подготовка специалистов, которые могут в дальнейшем самостоятельно обучать представителей всех групп участников практики;

- представителей муниципальных образований, включая членов рабочей группы и конкурсной комиссии;

- представителей инициаторов проектов: инициативных групп, ТОСов, НКО, а также представителей уязвимых групп;

- общественников, волонтеров (включая организации, представляющие уязвимые группы населения и волонтерские организации).

В процессе обучения особое внимание обращается на механизмы вовлечения населения и, в частности, социально уязвимых групп.

Для каждой группы обучаемых, Консультантом совместно с рабочей группой/проектным центром разрабатывается (или дорабатывается) план проведения тренингов и пакет обучающих материалов.

Учитывая географию субъекта реализации практики, тренинг может быть организован по нескольким группам муниципальных образований или территорий. Кроме того, некоторые из обучающих мероприятий могут проводиться в форме вебинаров.

Информирование. В зависимости от регионального и местного контекста Консультант может частично или полностью участвовать в следующих работах:

- Содействие в разработке и реализации медиа плана;

- Информирование организаций-партнеров и широкой общественности на этапе разработки дизайна практики;

- Планирование, организация и проведение мероприятий по информированию широкого круга участников ИБ на разных этапах реализации практики;

- По завершении каждого цикла практики содействие в организации и проведении информационных мероприятий по результатам ее реализации. В частности, это могут быть конференции или семинары с приглашением всех заинтересованных сторон (муниципальный, региональный, федеральный и международный уровень), а также публикации в СМИ и специализированных изданиях, выпуск брошюр и методических рекомендаций.

Мониторинг практики ИБ и проведение исследований. Консультант может оказать содействие субъекту реализации практики ИБ в мониторинге и анализе результатов реализации практики, в подготовке рекомендаций по ее дальнейшему развитию, а также в разработке и проведении исследований, касающихся реализации практики.

- Мониторинг практики ИБ. Содействие рабочей группе может быть оказано в разработке системы мониторинга (ключевые критерии эффективности, методики оценки благополучателей, механизмы сбора и анализа информации) и отчетности, а также в обучении специалистов администрации субъекта реализации практики ИБ, которые будут непосредственно осуществлять мониторинг. Кроме того, в сотрудничестве с рабочей группой Консультант может проанализировать результаты мониторинга и подготовить рекомендации, направленные на дальнейшее развитие дизайна практики в последующие годы его реализации.

- Проведение исследований, оценка социально-экономических эффектов ИБ. В сотрудничестве с рабочей группой Консультант может подготовить рекомендации по целесообразности проведения исследований, связанных с реализацией ИБ, и, в частности, исследования воздействия реализуемых практик, разработать техническое задание на проведение исследования, а также оказать содействие в выборе организации, которая проведет исследования и в мониторинге ее работы. На основе полученных результатов совместно с рабочей группой могут быть подготовлены рекомендации, направленные на дальнейшее развитие практики.

Разработка Информационной системы управления (ИСУ). Для сложноорганизованных практик, когда необходимость в обмене информацией и обработке больших массивов данных и/или в случае разбросанности участвующих в практике территорий, может потребоваться компьютерная информационная система управления. ИСУ - это программное обеспечение, предназначенное для сбора, обработки, хранения и выдачи информации, касающейся всех аспектов реализации практики ИБ. В первую очередь, это касается практик, реализуемых на уровне субъекта Российской Федерации, территориальной агломерации или большого города. Консультант может быть привлечен к работам по разработке и использованию таких систем. Такие работы могут включать в себя содействие в выборе платформы/программной среды; подготовку технического задания для разработчиков ИСУ, техническую помощь в тестировании ИСУ, а также содействие в разработке и сопровождении интернет портала практики ИБ или соответствующей страницы на сайте муниципального образования.

Текущее консультирование. Консультант может оказывать экспертное сопровождение в онлайн режиме (электронные письма, вебинары, консультации по телефону или с использованием мессенджеров и т.д.), оперативно отвечая на возникающие вопросы и давая рекомендации направленные на повышение эффективности практики.