См. "Методические рекомендации для предпринимателя 3.0 "Что делать, если банк ограничил операции по счету".

ЖЕЛТАЯ ЗОНА

КОММЕНТАРИИ

ВОПРОС:

Я нахожусь в кабинете интернет-банка и не могу совершить платеж/перевести денежные средства. Статус конкретной операции <*> - "отказано". Операция не проведена? Я предположил, что банк заблокировал мой счет. Что происходит?

<*> У вас могут запросить любые документы (в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ).

ОТВЕТ:

Возможно, вам отказали в проведении конкретной операции или ограничили (лимитировали) ДБО. Ваши средства не заморозили (заблокировали), потому что замораживание (блокирование) - это другое (см. раздел "Термины").

СЕЙЧАС банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности операции.

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентами самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов).

Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу.

ВОПРОС:

Если банк запросил документ(ы), то как срочно мне нужно их представить?

ОТВЕТ:

Для разрешения возникших у банка вопросов по операции или по заявлению на заключение договора банковского счета (вклада) банку нужно получить необходимые и запрашиваемые у вас документы относительно конкретной операции и целей заключения договора. Постарайтесь представить их в срок, установленный банком. Если документы не представлены в срок (или вы не уведомили банк о сроках представления), банк может отказать в проведении операции или заключении договора и направить сообщение в Росфинмониторинг.

Подразделение по работе с клиентами (потенциальными клиентами) обслуживающего вас банка может пригласить вас для устной беседы и попросить пояснения по представленным вами документам.

ВОПРОС:

Банк не запросил документы, и операция не проведена/договор банковского счета (вклада) не заключен. Что это означает?

<*> При принятии решения об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада) на основании Федерального закона N 115-ФЗ банк направляет клиенту уведомление об отказе и соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.

ОТВЕТ:

Это означает, что, возможно, банк принял решение отказать вам в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада) в связи с возникновением у него подозрений, что целью совершения операции/заключения договора с банком является ОД/ФТ <*>. Возможны иные основания непроведения операции (см. раздел "Основные причины ограничения проведения операций по счету, или Почему платежное поручение не исполнено банком").

ВОПРОС:

Что делать, если я вижу, что операция до сих пор не проведена/договор банковского счета (вклада) не заключен?

При этом я:

- представил все документы, которые запросил банк;

- не представил документы, которые запросил банк;

- банк не запрашивал документы.

Подразделение по работе с клиентами (потенциальными клиентами) обслуживающего вас банка может пригласить вас для устной беседы и попросить пояснения по представленным вами документам.

ОТВЕТ:

Вам необходимо ВЫЯСНИТЬ причины отказа, банк обязан предоставить информацию о причинах принятия решения об отказе в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. После получения информации о причинах отказа, если банк не запросил документы, вам необходимо направить в банк документы об отсутствии оснований для принятия им решения об отказе (по своему усмотрению).

В соответствии с пунктом 13.1-1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ банк обязан сообщить причины принятия решения об отказе в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения. Согласно Методическим рекомендациями Банка России от 22.02.2019 N 5-МР банку рекомендовано представлять клиенту информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.