4. При рассмотрении дел по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органам при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта должны приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты

4. При рассмотрении дел по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органам при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта должны приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты.

Апелляционной коллегией была рассмотрена жалоба на решение УФАС, которым ООО "С" признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем совершения действий по установлению и поддержанию монопольно высокой цены на уголь марки "А" (Антрацит) в 2018 году в размере 3509 рублей/тонна, в 2019 году в размере 3660 рублей/тонна, в 1 квартале 2020 года в размере 3843 рублей/тонна.

ООО "С" осуществляет добычу и оптовую реализацию топливно-энергетических полезных ископаемых, в том числе каменного угля.

Согласно аналитическому отчету УФАС, составленному по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой торговли углями энергетическими марок: "Д", "Ж", "Б", "А" (поставляемыми для использования в профессиональных целях) на территории М. области по итогам 2018 - 2019 годов и 1 квартала 2020 года, на рынке оптовой торговли углем марки "А" доминирующее положение занимает ООО "С", доля которого на указанном рынке составила более 50% в каждый из данных периодов.

УФАС были установлены следующие действия ООО "С" по завышению цены на уголь марки "А" (Антрацит) в период 2018 - 2019 годов и 1 квартала 2020 года:

- поддержание цены в 2018 году в размере 3509 рублей/тонна, в связи с чем рентабельность в указанный период составила 106,9% (при этом среднеотраслевая рентабельность в 2018 году - 31,4%), что в 3,4 раза превысило среднеотраслевую рентабельность;

- повышение цены в 2019 году по сравнению с ценой 2018 года на 4,3% (до 3660 рублей/тонна), в связи с чем рентабельность составила 43,3% (при этом среднеотраслевая рентабельность в 2019 году - 12,9%), что в 3,3 раза превысило среднеотраслевую рентабельность;

- повышение цены в 1 квартале 2020 года по сравнению с ценой 2019 года на 5% (с 3660 рублей/тонна до 3843 рублей/тонна), в связи с чем рентабельность в указанный период составила 105,5%;

- завышение расходов по статьям: товарно-материальные ценности, оплата труда, страховой тариф отрасли, амортизация, услуги сторонних организаций, которые превысили фактические расходы, понесенные ООО "С";

- задвоение расходов по статье "управленческие расходы", что выразилось в дублировании услуг, оказываемых управляющей компанией ООО "С", и услуг, оказываемых ООО "Т", по ведению бухгалтерского и налогового учета Заявителя.

По результатам анализа материалов дела и решения Апелляционной коллегией установлено, что ООО "С" не представлено в УФАС планового расчета себестоимости по статьям затрат и прибыли на единицу продукции ввиду отсутствия такого расчета.

На основании изложенного, жалоба была оставлена Апелляционной коллегией без удовлетворения (решение от 08.06.2021 N СП/50746/21 <6>).

--------------------------------

<6> https://br.fas.gov.ru/ca/pravovoe-upravlenie/17d6ada1-654e-444b-be4f-49d47608a223/