II. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий

II. Организация и проведение контрольных

(надзорных) мероприятий

7. При осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

а) выездная проверка;

б) документарная проверка.

8. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемых Ростехнадзором и его территориальными органами и подлежащих согласованию с органами прокуратуры.

9. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по следующим основаниям:

а) наличие у Ростехнадзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований;

б) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

в) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

10. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение следующими должностными лицами:

а) руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

б) заместителями руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) руководителями территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

г) заместителями руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

11. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются:

дата, время и место принятия решения;

кем принято решение;

основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

вид контроля;

фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;

объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов государственного надзора, в отношении которых проводится проверка;

наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта государственного надзора, в отношении которого проводится проверка;

вид контрольного (надзорного) мероприятия;

перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;

предмет проверки;

дата проведения проверки, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом;

перечень документов, предоставление которых организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований.

12. Информирование контролируемых лиц о совершаемых инспектором контрольных (надзорных) мероприятиях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

13. Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:

а) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.

14. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала.

15. Проверка может быть начата после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.

16. Проверки подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

17. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспектором (инспекторами) и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.

18. При проведении выездных и документарных проверок инспектором для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается инспектором.

При осуществлении видеозаписи при проведении проверки фиксируется дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений, прикладываются к акту проверки.

19. При проведении проверки, предусматривающей взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором, в том числе руководителем группы инспекторов, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

20. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

21. В случае, если проведение проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности) либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения проверки, инспектор составляет акт о невозможности проведения проверки, предусматривающей взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо.

22. В случае, указанном в пункте 21 настоящих методических рекомендаций, уполномоченное должностное лицо Ростехнадзора вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такой же проверки без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.

23. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений, производственных и иных объектов, продукции, без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, производственных и иных объектов, а также наименование, количество иные идентификационные признаки обследуемых объектов государственного надзора, имеющие значение для данной проверки.

Протокол осмотра составляется в свободной форме и содержит информацию о месте составления с указанием даты осмотра, времени начала и окончания осмотра;

б) опрос - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте проверки в случае, если полученные сведения имеют значение для данной проверки;

в) получение письменных объяснений - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.

Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления;

г) истребование документов - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации;

д) инструментальное обследование - контрольное (надзорное) действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений показателей, имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Инструментальное обследование осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования;

е) экспертиза - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках проверки в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению Ростехнадзора.

Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между контрольным (надзорным) органом и экспертом или экспертной организацией.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением;

ж) эксперимент - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в использовании тест-ситуации (объявления учебной тревоги), имитирующей возникновение аварийной ситуации на объекте государственного надзора, направленной на проверку готовности юридического лица, эксплуатирующего объекты государственного надзора, к выполнению мероприятий по ликвидации последствий аварийной ситуации на объектах государственного надзора.

В случае необходимости проведения экспертной оценки технического состояния объектов электроэнергетики, оборудования и устройств при проведении контрольного (надзорного) мероприятия приостановление эксплуатации и ввод в работу указанных объектов, оборудования и устройств осуществляются в соответствии с пунктом 16 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085 "О федеральном государственном энергетическом надзоре".

24. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

25. С 31 декабря 2023 года документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.