Врезка 1. Почему банк России стремится поддерживать инфляцию вблизи 4%
Успешность режима таргетирования инфляции во многом зависит от того, насколько последователен центральный банк в достижении выбранной цели по инфляции. Практика таргетирования инфляции в мире за последние более чем 30 лет свидетельствует о том, что частая корректировка цели по инфляции или частые либо продолжительные периоды отклонения инфляции от цели могут усиливать неопределенность экономических условий для населения, предприятий, участников финансового рынка и снижать доверие к проводимой денежно-кредитной политике. Соответственно, центральные банки, как правило, весьма обстоятельно подходят к выбору целевого ориентира по инфляции и его формата.
Переходя в 2015 году к режиму таргетирования инфляции, Банк России сформулировал целью денежно-кредитной политики снижение инфляции до 4% в среднесрочной перспективе и ее дальнейшее поддержание вблизи этого уровня. Подобный ориентир Банк России выбрал с учетом существовавших на тот момент особенностей ценообразования и структуры российской экономики, а также обширного опыта таргетирования инфляции в мире. Цель по инфляции вблизи 4% - это несколько выше, чем в странах с развитыми рыночными механизмами, многолетним опытом сохранения ценовой стабильности, высоким доверием к монетарным властям и низкими инфляционными ожиданиями. В таких странах цель по инфляции обычно устанавливается на уровне от 1 до 3%. Банк России оценивал, что постоянное поддержание инфляции в России вблизи этих значений мерами денежно-кредитной политики сильно затруднено из-за высоких и незаякоренных инфляционных ожиданий большого количества экономических агентов на фоне продолжительной высокой инфляции предыдущих десятилетий; недостаточной развитости рыночных механизмов и невысокой отраслевой диверсификации экономики.
Кроме указанных факторов, на выбор в пользу 4% повлияла необходимость минимизировать риски возникновения дефляционных тенденций на рынках отдельных товаров. Так, с учетом особенностей структуры российской экономики изменение цен на различные группы товаров происходит неравномерно, а в потребительской корзине довольно высока доля товаров и услуг, цены на которые могут сильно колебаться. Поэтому Банк России предполагал, что при общем уровне инфляции существенно ниже 4% мог возникать риск продолжительного снижения цен (дефляции) на рынках различных групп товаров. Дефляция, охватывающая широкий круг товаров, может привести к таким же негативным последствиям, как высокая инфляция, поскольку в ожидании снижения цен потребители будут склонны откладывать потребление на будущее, а производители - откладывать инвестиции и даже сокращать производство. Снижение внутреннего спроса в свою очередь окажет дополнительное понижательное давление на цены, раскручивая дефляционную спираль. Поэтому, чтобы выравнивание относительных цен не привело к дефляционным явлениям, Банк России с некоторым запасом установил целевой показатель прироста общего индекса потребительских цен.
В 2021 году Банк России приступил к проведению Обзора денежно-кредитной политики, чтобы комплексно оценить первые итоги таргетирования инфляции в России и степень соответствия действующих параметров денежно-кредитной политики (в том числе выбранного уровня цели по инфляции) меняющимся условиям. Изначально Банк России предполагал завершить необходимые аналитические работы и подвести итоги Обзора денежно-кредитной политики к середине 2022 года. Однако кардинальное изменение внешних условий для российской экономики в начале 2022 года фундаментальным образом повлияло на условия проведения денежно-кредитной политики в России, требуя дополнительных исследований перед принятием Банком России решений о параметрах денежно-кредитной политики по итогам Обзора денежно-кредитной политики. С учетом этого регулятор перенес сроки завершения Обзора денежно-кредитной политики с 2022 на 2023 год. Банк России, в частности, оценит, сложились ли условия для снижения цели по инфляции в российской экономике - в том числе учитывая начавшийся процесс ее структурной перестройки. По итогам Обзора денежно-кредитной политики Банк России примет взвешенное решение о формате цели по инфляции, включая ее уровень и сохраняя безоговорочную приверженность мандату по ценовой стабильности и стратегии таргетирования инфляции.
В 2021 - 2022 годах произошло значительное отклонение годовой инфляции вверх от цели. В базовом сценарии Банк России прогнозирует, что в 2023 году с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 5 - 7%, в 2024 году - вернется к цели вблизи 4%.
Хотя меры денежно-кредитной политики Банка России способны вернуть инфляцию к цели в течение 1 - 1,5 года (на горизонте влияния денежно-кредитной политики), в текущих условиях этот процесс займет больше времени. В базовом сценарии плавное возвращение годовой инфляции к цели в 2024 году отражает учет Банком России действия широкого круга факторов, часть из которых находится вне сферы влияния денежно-кредитной политики. С одной стороны, Банк России учитывает то, что в активную фазу структурной перестройки экономики в 2022 - 2023 годах будет происходить подстройка относительных цен по широкому кругу товаров и услуг, отражая адаптацию населения и бизнеса к новым условиям. С другой стороны, Банк России исходит из того, что быстрое возвращение годовой инфляции с текущих высоких уровней к цели было бы возможно только за счет чрезмерного роста волатильности выпуска и увеличения рисков последующего отклонения инфляции вниз от цели. Поэтому прогнозируемая среднесрочная траектория инфляции, по оценкам Банка России, позволит одновременно уменьшить колебания делового цикла и устойчиво стабилизировать инфляцию вблизи 4% на среднесрочном горизонте.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей