Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

33.7. Содержание обучения в 6 классе

33.7. Содержание обучения в 6 классе.

33.7.1. Тематическое содержание речи.

00000098.wmz. Путешествие. Лето, летние месяцы, летняя погода. Различные виды транспорта. Поездка в вепсское село Шелтозеро. Летний отдых на море. Туризм, туристическое снаряжение, поход в лес, правила безопасного отдыха на природе. Lauk. Магазин. Продукты питания: мясо, рыба, овощи, фрукты, бакалея, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия и так далее. Хранение продуктов, приготовление пищи, рецепты, инструкции. Продуктовый магазин, покупки. Tal'v. Зима. Зима в Карелии. Зимняя погода. Зимние забавы и виды спорта: хоккей, коньки, лыжи, сноуборд, катание с горок. Новый год, семейные и школьные традиции празднования новогоднего праздника. Новогодние подарки родным и друзьям. Новогоднее угощение, правила поведения за столом. Поход в зимний лес, наблюдения за природой, животные карельского леса. Sebranik. Друг. Мой друг (возраст, внешность, характер, привычки и увлечения). Дружбе надо учиться. Что мы делаем вместе. 00000099.wmz. Школа. Наша школа: учебные классы, актовый зал, спортивный зал, библиотека, столовая, спортивная площадка. Расписание занятий, учебные предметы. Школьная форма. Правила поведения в школе. Занятия после уроков: кружки художественного творчества, спортивные секции. Дорога в школу, правила дорожного движения, дорожная безопасность. 00000100.wmz. Россия. Российская Федерация: географическое положение, население, природа, полезные ископаемые. Города России: Москва, Санкт-Петербург. Путешествие по вепсской земле. Старинное вепсское село Шокша. Традиционный вепсский праздник "Древо жизни". Kalevala. Калевала. Биография Элиаса Леннрота - создателя поэмы "Калевала". Карельские и финские эпические песни как основа "Калевалы". Нина Зайцева - переводчик "Калевалы" на вепсский язык. Иллюстраторы "Калевалы". Калевальские мифы о сотворении мира. Pereh. Семья. Семья, состав семьи, внешность, характер и занятия членов семьи. Близкие и дальние родственники. Семейное древо, родословная. Традиционная вепсская семья. 00000101.wmz. Еда, угощение. День рождения, праздничный обед, покупка продуктов питания, приготовление праздничных блюд, сервировка стола. Здоровое питание, полезные и вредные продукты. Посещение кафе, меню, заказ блюд, правила поведения за столом.

33.7.2. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника, диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 5 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, плана и (или) иллюстраций, фотографий. Объем монологического высказывания - 7 - 8 фраз.

Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное. При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных аудиотекстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1,5 минут.

Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему (основную мысль), главные факты (события), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу текста), игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова в контексте. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умения находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию. Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа, отрывок из художественного произведения, в том числе рассказ, сказка, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, сообщение личного характера, объявление, кулинарный рецепт, стихотворение, несплошной текст (таблица). Объем текста (текстов) для чтения - 250 - 300 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений, написание электронного сообщения личного характера в сооответствии с нормами неофицильного общения. Объем письма - до 70 слов, создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, иллюстраций. Объем письменного высказывания - до 70 слов.

33.7.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи. Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа). Объем текста для чтения вслух - до 95 слов.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в вепсском языке нормы лексической сочетаемости. Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. Объем: около 750 лексических единиц для продуктивного использования (включая 650 лексических единиц, изученных ранее) и около 800 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 750 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций вепсского языка. Различные структурные типы словосочетаний (субстантивные, адъективные, глагольные, наречные) с учетом вида подчинительной связи: согласования, управления, примыкания. Основные коммуникативные типы простых предложений на основе моделей (речевых образцов): повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Общий вопрос, специальные вопросы с вопросительными словами, альтернативный вопрос. Неполные вопросительные предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурно-семантические типы простых предложений в вепсском языке на основе моделей (речевых образцов): интранзитивное предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное предложение, результативная конструкция с транслативом, результативная конструкция с элативом, предикативное предложение, предложения с семантикой состояния, кванторное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различных типов, сложноподчиненные предложения с придаточным в функции определения, в функции объекта, в функции обстоятельства. Различные типы односоставных предложений: определенно-личные односоставные предложения, обобщенно-личные предложения, безличные предложения. Личные формы глагола в функции сказуемого простого предложения, модальные глаголы в составе сказуемого. Существительное, местоимение в функции подлежащего. Номинатив и партитив грамматического субъекта. Придаточное предложение в функции субъекта. Согласование подлежащего и сказуемоего в лице и числе. Различные типы определений: согласованное определение, генитивное определение. Номинатив, партитив и генитив предикатива. Объект в различных падежных формах: аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе множественного числа (номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным, партитив объекта в отрицательных предложениях. Аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа, обстоятельство, выраженное наречием, конструкциями с предлогами и послелогами, обстоятельство в форме эссива и транслатива. Падежные формы существительных и прилагательных, относящихся к различным типам склонения, одноосновные и двуосновные имена. Формы множественного числа существительных, прилагательных, местоимений в номинативе и косвенных падежах. Падежные формы именных частей речи: партитив множественного числа, генитив множественного числа, формы множественного числа внутренне-местных и внешне-местных падежей. Формы эссива, комитатива, абессива, транслатива, терминатива. Различные местоимения с учетом особенностей их склонения по падежам и числам: указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения. Различные формы склонения указательных, вопросительных, относительных, определительных, отрицательных, неопределенных местоимений. Степени сравнения прилагательных: компаратив, суперлатив, в том числе в различных падежных формах единственного и множественного числа. Формы простого претерита (имперфекта) глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы перфекта глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы повелительного наклонения глаголов, императива (утвердительные и отрицательные формы единственного и множественного числа). Формы презенса, имперфекта, перфекта возвратного спряжения. Формы презенса кондиционала (утвердительные и отрицательные формы). Формы 1 и 2 причастий актива, формы причастия пассива. Формы иллатива, инессива, элатива III инфинитива. Глаголы вепсского языка с учетом их управления. Формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1000000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение. Различные предлоги, послелоги и союзы.

33.7.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в питании и проведении досуга, этикетные особенности посещения гостей). Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Карелия: знакомство с государственной символикой (флагом), некоторыми национальными символами, традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года, Дня матери и других), с особенностями образа жизни и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми). Развитие умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на вепсском языке, правильно оформлять свой адрес на вепсском языке (в анкете, формуляре), кратко представлять Россию и Республику Карелия, кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и Республики Карелия (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании), наиболее известные достопримечательности, кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах).

33.7.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой догадки, в том числе контекстуальной. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.