Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

70.10. Содержание обучения в 9 классе

70.10. Содержание обучения в 9 классе.

70.10.1. Общие сведения о языке.

Хакасский язык и языки мира. Понятие о языковой норме и ее признаки. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы хакасского языка.

70.10.2. Язык и речь.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение). Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование (выборочное, ознакомительное, детальное), чтение (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое).

Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием собственного жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.

Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) хакасского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Приемы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.

70.10.3. Текст.

Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.

Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.

Работа с текстом.

70.10.4. Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности современного хакасского языка: разговорная речь, функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы.

Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.

Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей современного хакасского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Основные изобразительно-выразительные средства хакасского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

70.10.5. Система языка.

70.10.5.1. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Классификация сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Сложносочиненное предложение. Понятие о сложносочиненном предложении, его строении. Виды сложносочиненных предложений. Средства связи частей сложносочиненного предложения: союзы, союзные слова, частицы.

Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными смысловыми отношениями между частями.

Употребление сложносочиненных предложений в речи. Грамматическая синонимия сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами.

Нормы построения сложносочиненного предложения и постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения.

Типы сложноподчиненных предложений по структуре: синтетические и аналитические. Место придаточной части по отношению к главной.

Способы связи главной и придаточной частей с помощью союзов, союзных слов, послелогов, аффиксов.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между структурами. Сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемостными, определительными и дополнительными, обстоятельственными (времени и места, образа и степени действия, причины и цели, условия и уступки).

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с соподчинением и последовательным подчинением). Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Грамматическая синонимия сложноподчиненных предложений и других типов сложных предложений.

Нормы построения сложноподчиненного предложения и постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений.

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений.

Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Типы сложных предложений с разными видами связи. Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью и постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании.