Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

67.9. Содержание обучения в 8 классе

67.9. Содержание обучения в 8 классе.

67.9.1. Тематическое содержание речи.

Трос тодэм нянь уг куры (Знания хлеба не просят). Пиналысен ке 00003790.wmz дышетскы, пересьмыса уд дышы ни (Учиться никогда не поздно). 00003791.wmz адямиез котькин 00003792.wmz (Умелец у всех на виду). Ас шаердэ яратытэк, мукетсэ уд дышы гажаны (Люби и уважай свой край). Интыяд ке 00003793.wmz сылы - кытчы ке но вуод (Путешествуя, познается мир). Сцена вылын - зэмос улон (Театр - это жизнь). Дунне котьмалэсь 00003794.wmz (Весь мир не охватить руками).

67.9.2. Речевые умения.

67.9.2.1. Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников, вербальная или невербальная реакция на услышанное.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему или основную мысль и главные факты или события в воспринимаемом на слух тексте, прогнозировать содержание текста по началу текста, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста или текстов для аудирования - до 2 минут.

67.9.2.2. Говорение.

67.9.2.2.1. Диалогическая речь.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести: диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций или иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета.

Объем диалога - до 7 реплик со стороны каждого собеседника.

67.9.2.2.2. Монологическая речь.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование или сообщение;

рассуждение;

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного или прослушанного текста;

краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, планов, вопросов или иллюстраций, фотографий, таблиц.

Объем монологического высказывания - 9 - 10 фраз.

67.9.2.3. Чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему или основную мысль, главные факты или события, прогнозировать содержание текста по заголовку или началу текста, последовательность главных фактов или событий, умение игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова.

Чтение с пониманием нужной или запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию.

Чтение с полным пониманием предполагает полное и точное понимание информации, представленной в тексте, в эксплицитной (явной) форме.

Чтение несплошных текстов (таблиц, схем) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), стихотворение, отрывок из художественного произведения, в том числе рассказа, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, схема).

Объем текста или текстов для чтения - 350 - 500 слов.

67.9.2.4. Письменная речь.

Создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, таблицы, прочитанного или прослушанного текста (объем высказывания - до 110 слов);

составление плана к основному содержанию текста;

написание сообщений информационного характера: объявление, рекламный проспект, буклет;

письменное изложение своего отношения к поступкам героев, аргументируя свое мнение по нравственной проблеме прочитанного текста;

письменная характеристика литературного персонажа;

написание электронного сообщения в соответствии с нормами неофициального общения.

Объем письменного высказывания - до 110 слов.

67.9.3. Языковые знания и навыки.

67.9.3.1. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при обращении, запятой в сложноподчиненных предложениях.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

67.9.3.2. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Соблюдение интонации сложноподчиненного предложения.

Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: диалог (беседа), рассказ, стихотворение, сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера.

Объем текста для чтения вслух - до 110 слов.

67.9.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в удмуртском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем около 1481 лексических единиц для продуктивного использования, включая 1375 лексических единиц, изученных ранее.

Образование сложных существительных способом словосложения.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Интернациональные слова.

Диалектные слова, архаизмы.

67.9.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных синтаксических конструкций удмуртского языка.

Главные и второстепенные члены предложения.

Сложноподчиненные предложения с изъяснительным придаточным.

Сложноподчиненные предложения с определительным придаточным.

Сложноподчиненные предложения с уступительным придаточным.

Сложноподчиненные предложения с условным придаточным.

Сложноподчиненные предложения с придаточным места.

Сложноподчиненные предложения с придаточным времени.

Сложноподчиненные предложения с придаточным причины.

67.9.3.5. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи (в ситуациях общения, в том числе "Бережем природу", "В национальном театре", "В гостях у финно-угров").

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках тематического содержания (молодежная мода и мы, древние ремесла и рукоделия, изучаем языки).

Знакомство с достопримечательностями разных городов России (Пермь, Казань, Ульяновск, Елабуга, Саратов, Самара).

Знакомство с выдающимися людьми Удмуртии: спортсменами, учеными, артистами, писателями, поэтами.

Знакомство с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы на удмуртском языке и их художественным своеобразием:

стихотворениями И.А. Зорина о профессии врача, А.Н. Клабукова о профессии учителя, А.К. Леонтьева "00003795.wmz но 00003796.wmz" ("Жили-были"), "Беризь но бурдоос" ("Липа и птицы"), Э. Батуева "Дор" ("Родная сторона"), Д.А. Яшина "Вамыштоно ке, мед кылез пытьы" ("Коль сделал шаг - пусть остается след"), "Мынам шаере" ("Моя сторона"), С.П. Широбокова "Байгурезь", С.К. Карпова "00003797.wmz лу!" ("До свидания!");

отрывками повести Г.Д. Данилова "Пинал мылкыд - юмал 00003798.wmz" ("Молодо-зелено"), романа и рассказа К. Митрея "Секыт 00003799.wmz" (Тяжкое иго), "Сурсву" ("Березовый сок"), повести А.Н. Клабукова "Палбам", рассказа Е.Е. Загребина 00003800.wmz ("Дикие утки"), рассказа И.М. Байметова "Венчик", пьесы В.М. Ванюшева "Дорвыжы", пьесы А.Н. Уварова "Гарась - спортсмен";

отрывками рассказа чувашского писателя Миши Юхма "Корка но кузьыли кар" ("Дом и муравейник"), сказки Э. Валтера "Покъес сярысь 00003801.wmz" ("Поки") в переводе на удмуртский язык.

Знакомство со старинными профессиями и ремеслами удмуртов, с историей создания Красной книги, с текстами Б. Саушкина о театральных профессиях, об истории удмуртского драматического театра.

Знакомство с термином "топоним", с происхождением названия реки Кама.

Формирование элементарного представление о диалектах удмуртского языка.

Развитие умений:

кратко представлять некоторые культурные явления: основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании, наиболее известные достопримечательности;

кратко рассказывать о выдающихся представителях удмуртского народа (Т.К. Борисов, В.Е. Владыкин, В.К. Кельмаков, Ю.Н. Лобанов).

Воспроизведение стихотворений Ф.И. Васильева "Пичи дыръям юай песятайлэсь" ("В детстве спросил у дедушки"), М. Покчи-Петрова "Дор" ("Родина"),

Использование в устной и письменной речи пословиц о труде.

67.9.3.6. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики.

Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов.

Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.