Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

44.9. Содержание обучения в 8 классе

44.9. Содержание обучения в 8 классе.

44.9.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

44.9.1.1. Тематическое содержание речи.

Современная школа. Внеклассные мероприятия (Школьные кружки). Школьные проекты. Отношение к школе.

Обязанности в семье. Работа по дому. Семейные правила и традиции. Взаимопомощь в семье.

Олимпийские, паралимпийские игры. Олимпийские, паралимпийские чемпионы Республики Коми.

Молодежная мода. Покупка одежды.

Выдающиеся ученые Республики Коми.

Проблемы загрязнения природы. Красная книга Республики Коми. Удивительные явления природы.

Интернет. Информационные порталы Республики Коми.

Страницы истории Республики Коми. Легенды и предания народа коми.

44.9.2. Говорение.

44.9.2.1. Диалогическая речь.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов).

Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника.

Диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения.

Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Формируемые умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением нормы речевого этикета, принятых в коми языке.

Объем диалога - 9 - 10 реплик.

44.9.2.2. Монологическая речь.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование или сообщение;

выражение и аргументирование своего мнения по отношению к услышанному (прочитанному);

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) текста;

составление рассказа по картинкам;

изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц.

Объем монологического высказывания - 9 фраз.

44.9.3. Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное; использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной (интересующей или запрашиваемой) информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации предполагает умение выделять нужную или интересующую (запрашиваемую) информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста (текстов) для аудирования - 90 - 100 секунд.

44.9.4. Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей или запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу) текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать заимствованные слова.

Чтение с пониманием нужной (интересующей или запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

Чтение несплошных текстов (таблиц, схем) и понимание представленной в них информации.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода). В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев.

Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), рассказ, отрывок из художественного произведения, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, меню, электронное сообщение личного характера, стихотворение.

Объем текста (текстов) для чтения - 350 - 500 слов.

44.9.5. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

составление плана (тезисов) устного или письменного сообщения;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в коми языке (объем сообщения - до 110 слов);

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста (объем письменного высказывания - до 110 слов).

44.9.6. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах.

44.9.7. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Пунктуационно и орфографически корректное оформление письменного высказывания.

Правильное использование знаков препинания в сложносочиненных предложениях с сочинительными союзами: и, да, то ... то, в сложноподчиненных предложениях с придаточными причины с союзом сы 00003234.wmz мый, условия с союзом 00003235.wmz, времени с союзами кор, да, уступки с союзом 00003236.wmz.

Правописание сложных имен существительных.

Правописание сложных имен прилагательных, прилагательных с суффиксами -ик, -ник, -iник(-иник), -кодь.

44.9.8. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в коми языке нормы лексической сочетаемости.

Слова в прямом и переносном значении.

Объем изучаемой лексики: до 1050 лексических единиц для продуктивного использования (включая лексических единиц, изученных ранее) и 1250 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1050 лексических единиц продуктивного минимума).

44.9.9. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций коми языка.

Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами: и, да, то ... то (00003237.wmz 00003238.wmz петiс шондi, и челядь 00003239.wmz 00003240.wmz. То шондiа, то 00003241.wmz.).

Сложноподчиненные предложения с придаточными:

причины с союзом сы 00003242.wmz мый (00003243.wmz эг ветлы, сы 00003244.wmz мый виси);

условия с союзом 00003245.wmz (00003246.wmz 00003247.wmz 00003248.wmz сейны, ковмас ена уджавны.);

времени с союзами кор, да (Кор 00003249.wmz локтiс, ми 00003250.wmz гортын. Урокъяс помасясны да, мунам 00003251.wmz.);

уступки с союзом 00003252.wmz (00003253.wmz 00003254.wmz и ена 00003255.wmz, синмыс 00003256.wmz 00003257.wmz жугыль.).

Языковые связки (00003258.wmz, сы 00003259.wmz мый, 00003260.wmz.).

Субстантивированные прилагательные (керкаын югыд - дзоридзыслы югыдыс оз тырмы).

Сложные имена существительные (ныв-зон, 00003261.wmz-гач, ай-мам, чай-сакар).

Сложные имена прилагательные (00003262.wmz, 00003263.wmz, турунвиж, яръюгыд, 00003264.wmz).

Суффиксы прилагательных: -ик (небыдик, 00003265.wmz), -ник (мичаник), -iник (-иник) (томиник, 00003266.wmz), -ов (-оват) (вижов, 00003267.wmz), -кодь (дышкодь, ыджыдкодь).

Модальный глагол ковны.

Глаголы с суффиксами -ась, -ясь (чышъянасьны, кепысясьны, панясьны).

Суффиксы, обозначающие способы глагольного действия (-ышт-, -лывл-, -ывл-, -ав- (-ал-), -л-).

Причастия с суффиксами -ан (уджалан кад, 00003268.wmz котыр, пусян доз); -00003269.wmz (00003270.wmz, 00003271.wmz, 00003272.wmz); -00003273.wmz (00003274.wmz морт, 00003275.wmz ва, 00003276.wmz нянь).

Местоимения усилительные (ачым, ачыд, ачыс, асьным, асьныд, асьныс), неопределенные (00003277.wmz, 00003278.wmz).

Степени сравнения наречий (дыр - дырджык - медся дыр, ылын - ылынджык - медся ылын).

Послелог причины (00003279.wmz понда, тэ 00003280.wmz).

Частицы. Указательные частицы (со, то, вот).

44.9.10. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своей республики, основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в комиязычной среде; знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках тематического содержания.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Соблюдение нормы вежливости в межкультурном общении.

Знание социокультурного портрета родной страны и родной республики: символики, достопримечательностей, культурных особенностей, образцы поэзии и прозы, доступные в языковом отношении.

Развитие умений:

кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании);

кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и родной республики (легенды и предания народа коми, удивительные явления природы);

кратко рассказывать о некоторых выдающихся людях родной страны и родной республики (ученых, писателях, поэтах, спортсменах и других).

44.9.11. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки; использовать при говорении и письме перифраз (толкование), синонимические средства, описание предмета вместо его названия.

Уточнение значения незнакомых слов у собеседника.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для нахождения в тексте запрашиваемой информации.