4.1. Последовательность решаемых задач
Для достижения стратегической цели - развития конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков - необходимо решение следующих задач:
1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.
┌───────────────────────────────────────────┬─────────┬──────────┐
│ Критерий оценки достижения данного │ 2005 г. │ Целевое │
│ результата │ │ значение │
├───────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Степень износа основных фондов, % │49,5 │30,0 │
├───────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Коэффициент обновления основных фондов, % │2,6 │15,0 │
└───────────────────────────────────────────┴─────────┴──────────┘
В рамках данной задачи необходимо сохранение определенных объемов выпуска химической и нефтехимической продукции для обеспечения экономической, оборонной и экологической безопасности страны и их дальнейшее развитие. К таким производствам относятся конструкционные, композиционные и другие материалы специального назначения, такие как: электро-, звуко-, теплоизоляционные материалы, фильтровальные материалы, материалы для защиты от действия рентгеновского и радиационного излучения, композиты для самолето- и аппаратостроения, материалы для световодов и стекловолокнистых кабелей, химические реактивы и особо чистые химические вещества, специальные химикаты и добавки для производства продукции с заранее заданными свойствами, химические средства защиты растений, отдельные виды лакокрасочных покрытий, средства очистки сточных вод, газовых выбросов, дезактивации зараженных поверхностей и ряд других.
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- стратегического планирования и форсайта;
- налогового стимулирования инвестиционного процесса;
- государственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства крупных проектов на конкурсной основе (согласно Положению об Инвестиционном фонде Российской Федерации, и Закону "О Банке развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)");
- внесения изменений в нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации нефтехимических производств для снижения расходов на капитальное строительство и эксплуатацию производств до среднемировых;
- временных таможенно-тарифных преференций на импорт оборудования и технологий, не имеющих отечественных аналогов, для обеспечения модернизации химического производства и химического машиностроения;
- налогового и нормативно-правового стимулирования внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- комплекса мер по развитию химического машиностроения.
2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.
┌───────────────────────────────────────────┬──────────┬─────────┐
│ Критерий оценки достижения данного │ 2005 г. │ Целевое │
│ результата │ │значение │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Объем экспортных поставок, млрд. долл. │11,3 │18,1 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Доля импорта в объеме потребления на │ │ │
│внутреннем рынке, % │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Полистирол и сополимеры стирола │38,3 │17,2 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Поливинилхлоридная смола и сополимеры │15,1 │11,6 │
│винилхлорида │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Полиэтилентерефталат │89,8 │21,4 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Сода каустическая │1,3 │0,0 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Сода кальцинированная │7,3 │7,0 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Минеральные удобрения (100% питательных │1,8 │0,4 │
│веществ) │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Синтетические каучуки и латексы │10,4 │7,0 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Шины для легковых автомобилей │31,5 │31,1 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Шины для грузовых автомобилей │10,4 │10,0 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Волокна и нити химические │60,3 │34,0 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Лакокрасочные материалы │33,7 │26,9 │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Синтетические моющие средства (товарная │12,9 │9,0 │
│композиция) │ │ │
└───────────────────────────────────────────┴──────────┴─────────┘
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- снижения ставок вывозных таможенных пошлин;
- совершенствования администрирования НДС;
- защиты отечественных производителей на внешних рынках и защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;
- предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
- гармонизации российского и зарубежного законодательства (REACH), регулирующего производство и оборот химической продукции;
- мер технического регулирования;
- выставочно-ярмарочной и представительской деятельности.
3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.
┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата│2005 г. │ Целевое │
│ │ │значение │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Доля в структуре химического комплекса (по │ │ │
│объему отгруженных товаров): │ │ │
│Объема производства пластмассовых изделий │10,07 │30,0 │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Объема производства резиновых изделий │9,0 │20,0 │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Объема производства химических средств защиты│0,23 │0,5 │
│растений (пестицидов) и прочих агрохимических│ │ │
│продуктов │ │ │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Объема производства красок и лаков │2,45 │7,0 │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Объема производства искусственных и │1,4 │7,0 │
│синтетических волокон │ │ │
└─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- вертикальной интеграции, обеспечивающей охват всей технологической цепочки от добычи сырья до конечной товарной продукции;
- горизонтальной интеграции (кластеры и "химические парки");
- создания инжиниринговых центров и центров компетенции;
- межотраслевых программ сотрудничества предприятий химического комплекса с потребителями их продукции.
4. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.
┌──────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата │2005 г.│ Целевое │
│ │ │значение │
├──────────────────────────────────────────────┼───────┼─────────┤
│Объем отгруженной инновационной продукции, │46,2 │185,0 │
│млрд. руб. │ │ │
└──────────────────────────────────────────────┴───────┴─────────┘
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- технологического форсайта развития химического комплекса;
- ФЦП, ВЦП, программы НИР федеральных органов исполнительной власти;
- особых экономических зон, технопарков и т.п.;
- налогового стимулирования инновационной деятельности, в том числе за счет:
- освобождения от НДС реализации любыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий,
- включения в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности,
- установления к основной норме амортизации повышающего коэффициента (в размере 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;
- комплексных инновационных проектов, обеспечивающих реализацию полного инновационного цикла от научного исследования до серийного выпуска продукции;
- деятельности Российской корпорации нанотехнологий, созданной в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ.
5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.
┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата│2005 г. │ Целевое │
│ │ │значение │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Глубина переработки нефти │72,0 │80,0 │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов│48,0 │85,0 │
└─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- мер по увеличению глубины переработки нефти;
- мер по развитию промышленной утилизации попутных нефтяных газов;
- мер по разработке новых технологий производства химической продукции на основе использования в качестве исходного сырья природного газа;
- мер по расширению ресурсно-сырьевой базы (восстановление и расширение добычи на существующих и ввод в эксплуатацию новых месторождений) и обеспечению углубленной переработки минерального сырья;
- оптимизации тарифов на продукцию естественных монополий.
6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
С учетом прогнозируемого в рамках Стратегии роста объемов производства химической и нефтехимической продукции необходимо адекватное развитие транспортной инфраструктуры, предназначенной для ее перевозки, в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года. Транспортная техника для перевозки опасных химических продуктов должна соответствовать международным и национальным требованиям.
С целью исключения диспропорций в развитии химического комплекса и соответствующих видов транспорта, в том числе предназначенного для перевозки опасных видов химических грузов, обеспечения безопасности перевозок и готовности транспортных предприятий к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с их перевозкой, необходимо:
- увеличение производства специальных видов транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.);
- лицензирование организаций, занимающихся транспортировкой опасных видов химической продукции;
- страхование ответственности и рисков, связанных с транспортировкой опасных видов химической продукции;
- развитие портов для отправки химических грузов.
Критерием оценки достижения данного результата является модернизация и создание новых инфраструктурных транспортных объектов, в том числе строительство портов для отправки химических грузов, а также специальных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.).
Предусмотрено строительство собственных портов и терминалов по отгрузке химической продукции на Балтийском (Усть-Луга) и Черном (Туапсе) морях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей