Приказом Минпромторга России N 651, Минэнерго России N 172 от 08.04.2014 утверждена Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года.

4.1. Последовательность решаемых задач

Для достижения стратегической цели - развития конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков - необходимо решение следующих задач:

1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.

┌───────────────────────────────────────────┬─────────┬──────────┐

│ Критерий оценки достижения данного │ 2005 г. │ Целевое │

│ результата │ │ значение │

├───────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤

│Степень износа основных фондов, % │49,5 │30,0 │

├───────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤

│Коэффициент обновления основных фондов, % │2,6 │15,0 │

└───────────────────────────────────────────┴─────────┴──────────┘

В рамках данной задачи необходимо сохранение определенных объемов выпуска химической и нефтехимической продукции для обеспечения экономической, оборонной и экологической безопасности страны и их дальнейшее развитие. К таким производствам относятся конструкционные, композиционные и другие материалы специального назначения, такие как: электро-, звуко-, теплоизоляционные материалы, фильтровальные материалы, материалы для защиты от действия рентгеновского и радиационного излучения, композиты для самолето- и аппаратостроения, материалы для световодов и стекловолокнистых кабелей, химические реактивы и особо чистые химические вещества, специальные химикаты и добавки для производства продукции с заранее заданными свойствами, химические средства защиты растений, отдельные виды лакокрасочных покрытий, средства очистки сточных вод, газовых выбросов, дезактивации зараженных поверхностей и ряд других.

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- стратегического планирования и форсайта;

- налогового стимулирования инвестиционного процесса;

- государственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства крупных проектов на конкурсной основе (согласно Положению об Инвестиционном фонде Российской Федерации, и Закону "О Банке развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)");

- внесения изменений в нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации нефтехимических производств для снижения расходов на капитальное строительство и эксплуатацию производств до среднемировых;

- временных таможенно-тарифных преференций на импорт оборудования и технологий, не имеющих отечественных аналогов, для обеспечения модернизации химического производства и химического машиностроения;

- налогового и нормативно-правового стимулирования внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;

- комплекса мер по развитию химического машиностроения.

2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.

┌───────────────────────────────────────────┬──────────┬─────────┐

│ Критерий оценки достижения данного │ 2005 г. │ Целевое │

│ результата │ │значение │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Объем экспортных поставок, млрд. долл. │11,3 │18,1 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Доля импорта в объеме потребления на │ │ │

│внутреннем рынке, % │ │ │

│Полиэтилен │19,7 │5,7 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Полипропилен │30,3 │5,2 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Полистирол и сополимеры стирола │38,3 │17,2 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Поливинилхлоридная смола и сополимеры │15,1 │11,6 │

│винилхлорида │ │ │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Полиэтилентерефталат │89,8 │21,4 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Поликарбонаты │100,0 │8,3 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Сода каустическая │1,3 │0,0 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Сода кальцинированная │7,3 │7,0 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Минеральные удобрения (100% питательных │1,8 │0,4 │

│веществ) │ │ │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Синтетические каучуки и латексы │10,4 │7,0 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Шины для легковых автомобилей │31,5 │31,1 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Шины для грузовых автомобилей │10,4 │10,0 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Волокна и нити химические │60,3 │34,0 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Лакокрасочные материалы │33,7 │26,9 │

├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤

│Синтетические моющие средства (товарная │12,9 │9,0 │

│композиция) │ │ │

└───────────────────────────────────────────┴──────────┴─────────┘

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- снижения ставок вывозных таможенных пошлин;

- совершенствования администрирования НДС;

- защиты отечественных производителей на внешних рынках и защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

- предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

- гармонизации российского и зарубежного законодательства (REACH), регулирующего производство и оборот химической продукции;

- мер технического регулирования;

- выставочно-ярмарочной и представительской деятельности.

3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.

┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐

│Критерий оценки достижения данного результата│2005 г. │ Целевое │

│ │ │значение │

├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤

│Доля в структуре химического комплекса (по │ │ │

│объему отгруженных товаров): │ │ │

│Объема производства пластмассовых изделий │10,07 │30,0 │

├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤

│Объема производства резиновых изделий │9,0 │20,0 │

├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤

│Объема производства химических средств защиты│0,23 │0,5 │

│растений (пестицидов) и прочих агрохимических│ │ │

│продуктов │ │ │

├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤

│Объема производства красок и лаков │2,45 │7,0 │

├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤

│Объема производства искусственных и │1,4 │7,0 │

│синтетических волокон │ │ │

└─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- вертикальной интеграции, обеспечивающей охват всей технологической цепочки от добычи сырья до конечной товарной продукции;

- горизонтальной интеграции (кластеры и "химические парки");

- создания инжиниринговых центров и центров компетенции;

- межотраслевых программ сотрудничества предприятий химического комплекса с потребителями их продукции.

4. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.

┌──────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┐

│Критерий оценки достижения данного результата │2005 г.│ Целевое │

│ │ │значение │

├──────────────────────────────────────────────┼───────┼─────────┤

│Объем отгруженной инновационной продукции, │46,2 │185,0 │

│млрд. руб. │ │ │

└──────────────────────────────────────────────┴───────┴─────────┘

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- технологического форсайта развития химического комплекса;

- ФЦП, ВЦП, программы НИР федеральных органов исполнительной власти;

- особых экономических зон, технопарков и т.п.;

- налогового стимулирования инновационной деятельности, в том числе за счет:

- освобождения от НДС реализации любыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий,

- включения в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности,

- установления к основной норме амортизации повышающего коэффициента (в размере 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;

- комплексных инновационных проектов, обеспечивающих реализацию полного инновационного цикла от научного исследования до серийного выпуска продукции;

- деятельности Российской корпорации нанотехнологий, созданной в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ.

5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.

┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐

│Критерий оценки достижения данного результата│2005 г. │ Целевое │

│ │ │значение │

├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤

│Глубина переработки нефти │72,0 │80,0 │

├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤

│Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов│48,0 │85,0 │

└─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- мер по увеличению глубины переработки нефти;

- мер по развитию промышленной утилизации попутных нефтяных газов;

- мер по разработке новых технологий производства химической продукции на основе использования в качестве исходного сырья природного газа;

- мер по расширению ресурсно-сырьевой базы (восстановление и расширение добычи на существующих и ввод в эксплуатацию новых месторождений) и обеспечению углубленной переработки минерального сырья;

- оптимизации тарифов на продукцию естественных монополий.

6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

С учетом прогнозируемого в рамках Стратегии роста объемов производства химической и нефтехимической продукции необходимо адекватное развитие транспортной инфраструктуры, предназначенной для ее перевозки, в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года. Транспортная техника для перевозки опасных химических продуктов должна соответствовать международным и национальным требованиям.

С целью исключения диспропорций в развитии химического комплекса и соответствующих видов транспорта, в том числе предназначенного для перевозки опасных видов химических грузов, обеспечения безопасности перевозок и готовности транспортных предприятий к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с их перевозкой, необходимо:

- увеличение производства специальных видов транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.);

- лицензирование организаций, занимающихся транспортировкой опасных видов химической продукции;

- страхование ответственности и рисков, связанных с транспортировкой опасных видов химической продукции;

- развитие портов для отправки химических грузов.

Критерием оценки достижения данного результата является модернизация и создание новых инфраструктурных транспортных объектов, в том числе строительство портов для отправки химических грузов, а также специальных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.).

Предусмотрено строительство собственных портов и терминалов по отгрузке химической продукции на Балтийском (Усть-Луга) и Черном (Туапсе) морях.