Интернет-интервью с В.А. Болотовым,
руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
"Вопросы Единого государственного экзамена"
Уважаемые посетители сервера!
Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором Александровичем Болотовым, которое состоялось 10 июня 2005 года. Тема интервью: "Вопросы Единого государственного экзамена". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.
Корреспондент: Виктор Александрович, прежде всего большое спасибо за время, которое Вы нашли для встречи с нами, несмотря на горячие экзаменационные дни. Тема единого экзамена вызвала активный интерес, немало эмоциональных вопросов. Общий настрой, обьединяющий все вопросы и интересующий каждого, сводится к следующему: насколько надолго единый экзамен пришел в российские школы и вузы? Каков Ваш прогноз?
Виктор Александрович: Могу сказать однозначно - ЕГЭ пришел в нашу систему образования всерьез и надолго. Понимаете, стоит, допустим в аттестате средняя тройка. А что за этой тройкой - кто знает? Та же ситуация, когда приезжают с нашими аттестатами поступать на Запад. Поэтому вопрос с независимой оценкой в России стоял давно. Эксперимент, проводимый в школах вот уже несколько лет, доказал правильность нашей позиции.
Корр.: Почему нет альтернативной формы сдачи экзаменов? ЕГЭ не проверяет качество и глубину знаний учащихся! - Татьяна (Киров)
В.А.: Право выбора формы выпускных и вступительных испытаний никогда не предусматривалось в практике проведения итоговой аттестации и вступительных испытаний. В настоящее время ни Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, ни Порядком приема в вузы, ни Порядком приема в средние специальные учебные заведения (ссузы) для выпускника или абитуриента не предусмотрено право выбора формы экзамена. Этот подход был сохранен и при определении моделей проведения эксперимента. Однако учащиеся с ослабленным здоровьем и дети-инвалиды имеют право сдавать итоговые экзамены в традиционной форме. По их желанию и при отсутствии противопоказаний со стороны врачей они могут допускаться и к сдаче ЕГЭ. В отдельных случаях, если есть обоснованные согласованные предложения субъекта Российской Федерации, при проведении эксперимента по введению ЕГЭ допускается право выбора формы итоговой аттестации и для участников ЕГЭ. Право выбора формы итоговой аттестации дано также и выпускникам, изучавшим математику в т.н. гуманитарных классах в объеме курса А (3 часа в неделю).
До сих пор среди противников ЕГЭ одним из аргументов является то, что контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ имеют низкое качество, при этом большинство из них не видели КИМ. Чтобы убедиться, сделан ли с помощью ЕГЭ шаг вперед в системе оценки знаний учащихся, нужно сравнить КИМы ЕГЭ и традиционные экзаменационные билеты, которые используются на выпускных экзаменах в школе и на вступительных испытаниях в вузы и ссузы.
Более того, анализ опыта первых лет эксперимента показал, что в школе не обучают сравнивать различные тексты, формулировать собственную позицию, писать эссе на заданную тему, поэтому КИМ заставляют школу решать задачи, которые перед ней раньше не стояли.
Кроме того, КИМы по всем предметам содержат большее число заданий, это позволяет обеспечить более полный охват проверяемого учебного материала, чем на экзаменах в традиционной форме.
Корр.: При поступлении в ВУЗ возможна фальсификация тестов, будут ли предприняты какие-либо меры?
В.А.: При проведении ЕГЭ всякого рода фальсификация сведена до минимума: задания для ЕГЭ, как и сами бланки доставляются в вуз (если он является пунктом проведения экзамена) за несколько часов до начала экзамена в специальных пакетах одноразового вскрытия. Этот пакет вскрывается непосредственно в аудитории, где проводится экзамен, на глазах у детей. После проведения экзамена также в присутствии детей бланки с ответами запаковываются в такой же пакет одноразового вскрытия и увозятся из вуза в региональный центр обработки информации. Далее задания частей А и В проверяются централизованно в Москве, а задания части С проверяются предметной комиссией субъекта Федерации двумя, а, в случае значительного расхождения в их отметках, и тремя независимыми экспертами, которые получают на руки не оригинальный бланк, а лишь его безымянное отсканированное изображение.
Корр.: Объясните, пожалуйста, какой смысл в сдаче ЕГЭ каждый раз, когда поступаешь в ВУЗ/СУЗ в следующие годы после окончания школы? Тогда логично обновлять аттестат каждый год поступления в ВУЗ/СУЗ. Какие-то "скоропортящиеся" свидетельства ЕГЭ получаются. - Виктория (Тюмень)
В.А.: Для поступления в вуз абитуриенты проходят вступительные испытания в год поступления. ЕГЭ организован точно так же. Причина этого в следующем: для приема в вуз необходимо знать подготовленность абитуриента в момент поступления. После школы он мог иметь хорошие знания, а через 2-3 года, например после службы в армии, его подготовленность могла измениться.
Корр.: Что будет с ЕГЭ через 5 лет? Какие планы в развитии этой системы проведения экзаменации учащихся школ? К чему нам и нашим детям готовиться в будущем? - Екатерина, мать троих детей-школьников (2-й, 5-й и 9-й классы) (Москва)
В.А.: Начну с последнего: к чему готовиться Вашим детям. ЕГЭ - это форма проверки освоения выпускниками образовательных стандартов, поэтому Вашим детям нужно хорошо учиться, и тогда они будут успешны при любых формах проверки знаний.
Через пять лет ЕГЭ будет формой государственной итоговой аттестации в 11 классе.
Корр.: Вопрос Марии Владимировны (Москва): Если уж вводить ЕГЭ, то почему бы не сделать сам тест разумнее - в тестах ЕГЭ встречается очень много вопросов, на которые можно дать два, а то и три ответа - какой из них правильный - неизвестно! Или еще одна проблема - глупые вопросы, которые нередко никто не понимает (некоторые из них можно рассматривать с разных сторон и ответы будут во всех случаях разные!). Что делать с ними? Кто составляет тесты? Где логика в самих тестах?
В.А.: Тесты ЕГЭ составляют коллективы высококвалифицированных практиков и ученых, представители школ и вузов. В заданиях типа А на один вопрос приводятся 4 правдоподобных ответа, среди которых только один правильный. Если в контрольных измерительных материалах ЕГЭ Вы хотя бы единожды найдете 2 правильных ответа на вопрос части А, напишите нам - это ЧП. Мы проведем по этому поводу служебное расследование. Но прежде всего убедитесь, что действительно смотрите КИМы ЕГЭ, а не какие-то другие материалы.
Корр.: Есть ли государства, в которых отказались от проведения данной формы экзаменов в пользу классической системы? - Людмила Ивановна (Стародуб Тульской обл.)
В.А.: Дискуссии во всех странах, где применяются тестовые технологии, ведутся активно - это в определенной степени служит их развитию, в то же время ни одна страна, использующая тестовые технологии, от них не отказалась.
При разработке модели эксперимента был тщательно изучен и проработан опыт зарубежных стран, мы регулярно приглашаем экспертов из ведущих фирм и научных центров, занимающихся тестовыми технологиями (Education Testing Services - США, Кэмбриджский синдикат - Великобритания, CITO - Институт педагогических измерений, Нидерланды). Совместные встречи этих экспертов показывают, что мировое сообщество, в том числе наши ближайшие соседи из стран СНГ, высоко оценивает достижения России в создании ЕГЭ.
Корр.: Насколько возможны злоупотребления при данной форме аттестации и как Вы к этому подготовлены? - Неверов, засл. учитель России (Москва)
В.А.: В настоящее время в рамках подготовки к поэтапному введению единого государственного экзамена в штатный режим отрабатываются различные нормативные модели проведения единого государственного экзамена, в рамках которых прорабатываются правовые механизмы, связанные с организацией защиты от несанкционированного доступа к информационным ресурсам, материалам и зонам обработки результатов ЕГЭ, а также определения статуса собираемой и используемой информации.
В ходе эксперимента готовятся также предложения по разработке нормативного правового регулирования отношений, связанных с обеспечением информационной безопасности при организации и проведении ЕГЭ в субъектах Российской Федерации:
определению статусов используемых информационных систем,
видов информации, которые могут быть отнесены к категории информации ограниченного доступа,
комплексных систем защиты информации.
Одновременно по вышеуказанным вопросам проводятся необходимые консультации с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с ФСБ России и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
Если хотите лично посмотреть на систему защиты, то на будущий год можете записаться в общественные наблюдатели.
Корр.: Когда ЕГЭ станет обязательным по всей России? - Ефимов И.К. (Вышний Волочек)
В.А.: ЕГЭ будет введен в штатный режим после принятия федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения единого государственного экзамена).
В настоящее время подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и субъекты Российской Федерации проект указанного федерального закона. Проект планируется внести на рассмотрение в Правительство в июне-июле 2005 года.
Введение единого государственного экзамена на всей территории Российской Федерации планируется завершить к 1 января 2008 года.
В то же время необходимо отметить, что в соответствии с проектом указанного федерального закона предусмотрена возможность использования иных форм государственной (итоговой) аттестации обучающихся, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере образования.
Корр: Почему не все вузы Москвы принимают по результатам ЕГЭ? - Саша (Москва)
В.А.: В ЕГЭ в 2005 году участвуют все вузы, подведомственные Федеральному агентству по образованию, расположенные на территории Москвы. В то же время ведется согласование форм участия вузов, подведомственных другим федеральным органам исполнительной власти.
На сегодняшний день отказались от участия в ЕГЭ: МГУ, вузы МВД России, ФСБ России, Минюста России, а также часть вузов Минобороны и Минкультуры - ввиду специфики приема.
Корр.: Вопросы Владимира (Чебоксары): Каким образом Вы собираетесь обеспечить равные условия сдачи ЕГЭ? В Чебоксарах многим горожанам известно, что в сельских районах при выполнении заданий ЕГЭ учителя помогают ученикам, разрешают пользоваться всем, чем угодно, ходить в библиотеку и т.д. В то же время в городах при сдаче ЕГЭ отношение было совсем противоположное.
В.А.: Вы знаете, такую же гипотезу высказывают некоторые москвичи, но уже по поводу Чебоксар. Если у Вас есть конкретные факты, то сообщите нам об этом.
С переходом в штатный режим проведения ЕГЭ и с введением соответствующих поправок в трудовой и уголовный кодексы нарушители этих правил будут подвергаться административным и даже уголовным наказаниям.
С первого класса школьников учили считать по калькулятору, а на ЕГЭ не разрешили. Хотел бы я посмотреть на того, кто смог бы вычислить логарифмы и интегралы в уме.
В.А: Контрольные измерительные материалы составлены таким образом, что для решения заданий не требуется никаких дополнительных средств. Тем более на экзамене по математике, на котором проверяется не только знание правил и формул, а также способность к устному счету. Те, кому трудно выполнять какие-либо вычисления устно, могут производить их на черновике, который выдается каждому сдающему ЕГЭ.
Что касается тех, кто может вычислять логарифмы и интегралы в уме, то в 2004 году более 3000 человек набрали на ЕГЭ 90 и более баллов, для этого необходимо было правильно выполнить все задания частей А и В и правильно выполнить 2 задания части С. О сложности вычислений Вы можете судить, ознакомившись с вариантами ЕГЭ прошлого года, размещенными на портале информационной поддержки единого государственного экзамена - http://ege.edu.ru.
Не отработана система подачи апелляций. Школьникам говорят: "Кто не согласен с результатом, идите в РОНО и пишите заявление". Пришли и написали заявление очень многие. Чиновник говорит: "Ждите, сообщим через школу". В школе впоследствии либо подтверждают ранее выставленный результат, либо вообще нет никакого ответа. Кто-то, где-то рассматривает апелляцию, а почему бы не показать проверенную работу ученику в присутствии родителей? Между прочим, если ребенок по результатам ЕГЭ может поступить только платно (имеет низкое ГИФО), то платить за него будут родители и они имеют право знать и видеть результат работы своего ребенка, видеть его работу и все ошибки в ней. Вам не кажется это справедливым? А проверка работ "втемную" вызывает большие сомнения в объективности.
В.А.: В 2005 году в соответствии с "Инструкцией для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ в 2005 году" (от 20.12.2004 с изменениями и дополнениями от 14.04.2005): выпускник имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции в конфликтной комиссии. Для этого он должен явиться в день рассмотрения апелляции, имея при себе паспорт и пропуск с печатью "Бланки ЕГЭ сданы" (или штампом ППЭ). При рассмотрении апелляции вместо выпускника или вместе с ним может присутствовать его законный представитель (доверенное лицо, представляющее его интересы), который должен иметь при себе паспорт. Дату рассмотрения апелляции можно узнать в конфликтной комиссии или в администрации своего образовательного учреждения. Если Вам этого не разрешили - то пошлите нам официальную жалобу.
Совершенно очевидно, что наиболее одаренные, набравшие больше всех баллов абитуриенты, должны учиться бесплатно! Однако стоимость ГИФО первой категории значительно ниже стоимости обучения практически в любом, даже самом заурядном, ВУЗе страны. Про более низкие категории ГИФО лучше вообще не упоминать, это насмешка. Должен ли сертификат ГИФО высшей категории обеспечить бесплатное образование финансово? Сейчас получается так: ВУЗу, чтобы обеспечить бесплатное обучение по ГИФО с первой и тем более со второй категорией ГИФО, приходится устанавливать более высокую доплату за обучение студенту с более низкой категорией ГИФО. Это несправедливо! Родители и так вынуждены платить за обучение своего ребенка. Почему они доплачивают еще за обучение "бесплатно" обучающегося студента? Иначе говоря опыт ЕГЭ и ГИФО показывает, что те задачи, которые ставились и рекламировались средствами массовой информации, не выполнены. Справедливость и равные условия при поступлении остаются лишь декларацией о намерениях, а вот плата за обучение своих детей стала реальностью!
В.А.: Эксперимент по введению ГИФО не завершен и в ближайшем будущем ГИФО не будет регламентировать обучение в вузах.
Корр.: Работы будут проверяться по готовым решениям. Но ребенок может решить задачу по математике каким-нибудь другим способом. Далеко не все проверяющие учителя знают все способы решения задач. Как с этим быть? Как они будут оценивать правильное, но непонятное им решение? Как ребенку это оспорить? - Ирина (Тверь)
В.А.: Вы абсолютно правы относительно того, что ребенок может решить задачу оригинальным способом, но работы проверяют специально отобранные и прошедшие дополнительное обучение учителя и преподаватели-математики. Кроме решений конкретных заданий у экспертов есть общие критерии оценивания, и в случае если эксперт видит, что задание решено верно, но не теми способами, которые описаны в решениях к конкретному заданию, он может проверять данную работу и выставить балл, руководствуясь общими критериями.
В случае, если Вы все равно уверены, что Ваша работа была оценена неверно, Вы можете подать апелляцию. При ее разборе в конфликтной комиссии эксперты подробно разберут вместе с ребенком весь ход решения.
Корр.: Разъясните, пожалуйста, процедуру оспаривания результатов. И вообще насколько она возможна, учитывая, что на руках у ученика никаких бумаг не остается? - Галина (Туапсе)
В.А.: Выпускник имеет право подать апелляции:
о нарушении процедуры проведения ЕГЭ - в день экзамена до выхода из ППЭ (после сдачи бланков);
о несогласии с выставленными баллами (отметками) по ЕГЭ - в течение трех календарных дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними.
Конфликтной комиссией не принимаются апелляции по вопросам:
содержания и структуры КИМов;
связанным с нарушением выпускником настоящей инструкции или инструкции по заполнению бланков ЕГЭ.
Апелляция составляется в двух экземплярах: один передается в конфликтную комиссию, другой остается у выпускника.
На основании заявления выпускника конфликтная комиссия делает запрос в региональный центр обработки информации и получает на руки копии бланков ответов выпускника. После этого проверяется правильность сканирования работы выпускника и, если есть необходимость, перепроверяется часть С.
Корр.: Виктор Александрович, а насколько система защищена от несанкционированного вмешательства? Ведь слава российских хакеров известна во всем мире.
В.А.: Да, действительно, народ у нас талантливый, ничего не могу сказать. Но и мы не дремлем. У нас стоит банковская система защиты, также мы применяем другие методы охраны, работаем вплотную со службами ФСБ. Другой вопрос: это человеческий фактор. Но и тут у нас продумана система общественных наблюдателей и в случае подтверждения нарушений - аннулирование результатов ЕГЭ, что, кстати, уже имело место. Но, в целом, система эта может работать обьективно, бесстрастно и независимо, в чем заинтересованы, я думаю, большинство учащихся и преподавателей.
Корр.: Еще раз спасибо за интересную и очень познавательную беседу от всех посетителей нашего сервера.
Интервью с В.А. Болотовым провела редактор www-сервера КонсультантПлюс С.А. Верещагина.