Интернет-интервью с С.С. Дукановым,
руководителем Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России:
"Актуальные вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по принципу "одного окна"
Уважаемые посетители сервера!
Предлагаем вашему вниманию отчет корреспондентов компании "Консультант Плюс" об интервью с руководителем Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России Сергеем Сергеевичем Дукановым, которое состоялось 27 мая 2004 года. Тема интервью - "Актуальные вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по принципу "одного окна". В интервью мы постарались включить наиболее, на наш взгляд, актуальные вопросы. Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.
Корреспондент: Уважаемый Сергей Сергеевич! Большое спасибо за то, что Вы нашли время встретиться и ответить на вопросы посетителей нашего сервера. Тема "одного окна" продолжает вызывать интерес, пришло достаточно много вопросов. Можете ли Вы дать свою оценку работы налоговых органов по этому принципу? Есть ли у Вас уже информация о мнении налогоплательщиков по данному вопросу?
Сергей Сергеевич: У нас информация следующая: мы провели встречи со всеми участниками этого процесса, а именно органами статистики, фондом социального страхования, пенсионным фондом, федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Картина следующая: обмен информацией между этими органами налажен и осуществляется везде. Механизм взаимодействия работает. Так что клиенты - предприниматели и юридические лица вообще не должны беспокоиться о постановке на учет, она будет осуществляться автоматически. Информация из всех регистрирующих (налоговых) органов собирается и передается в электронном виде. Думаю, что к июлю все зарегистрированные клиенты, предприниматели получат извещения о постановке на учет в органах государственных внебюджетных фондов. Но даже если свидетельство о регистрации еще не получено, предприниматель имеет право на свою деятельность до получения такого документа. Очень важно, чтобы клиенты указывали достоверные данные. Ведь фонды работают по нашим документам, ставят на учет и отсылают извещения по тому адресу, который указал клиент при регистрации. На сегодняшний день примерно половина извещений приходит обратно из-за недостоверного адреса. Эти извещения группируются и примерно раз в месяц передаются в налоговые органы для привлечения ответственности нарушителей.
Но если говорить в целом, то положительный эффект налицо. Мы идем к цивилизованному способу общения с предпринимателем. Он заключается в том, что ему не нужно больше быть курьером между государственными ведомствами. Раньше он приходил в налоговую инспекцию, затем шел в государственные внебюджетные фонды, в Госкомстат. И носил бумаги из одного органа в другой. Сейчас этого делать не нужно. С 1 января 2004 года юридическое лицо, индивидуальный предприниматель представляет документы в регистрирующий (налоговый) орган, через пять дней получает свидетельство о государственной регистрации, свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе, затем может открыть счет в банке и работать. По согласованию с Пенсионным фондом каждому индивидуальному предпринимателю мы выдаем памятку о порядке представления отчетности в указанном внебюджетном фонде.
Корр.: А теперь давайте перейдем к вопросам, присланным посетителями нашего сервера. Вопрос Евгения Киселева (Воронеж): Является ли отказ в регистрации юридического лица регистрационным действием и необходимо ли повторно уплачивать гос. пошлину при повторной подаче документов на регистрацию? Также требует разъяснений принцип постановки во внебюджетных фондах.
С.С.: Отвечая на первую часть вопроса, сообщаю, что в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
При этом следует иметь в виду, что отказ в государственной регистрации является регистрационным и юридически значимым действием.
Таким образом, при отказе в государственной регистрации уплаченная государственная пошлина не возвращается заявителю.
При принятом решении об отказе в государственной регистрации представленные документы не возвращаются и образуют дела об отказе в государственной регистрации с номерами, соответствующими номерам строк в книге учета.
Согласно статьям 12, 14, 17, 21 Закона N 129-ФЗ при повторном представлении в регистрирующий (налоговый) орган документов заявителем представляется в том числе документ об уплате государственной пошлины.
Отвечая на вторую часть вопроса, сообщаю, что на основании Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрация хозяйствующих субъектов в государственных внебюджетных фондах и органах статистики осуществляется на основании сведений единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Регистрация юридических лиц вышеназванными органами в качестве страхователей осуществляется в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы указанных организаций регистрирующими (налоговыми) органами сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Корр.: Скажите, пожалуйста, как решается вопрос взаимодействия между внебюджетными фондами и МНС о качестве и периодичности поступающей информации? Значительная часть поступившей информации содержит ошибки, затрудняющие и делающие невозможным дальнейшую обработку информации, в частности у нас - ФСС (отсутствие кодов ИНН, КПП, некорректные адреса). Есть ли какие-то наработки в ПО, позволяющие организовать выходной контроль передаваемой информации? Каким образом юридическое лицо, данные которого оказались некорректными, информируется о задержке регистрации? – спрашивает Кардашина О.О. (Московская область)
С.С.: При реализации концепции «одного окна» территориальные регистрирующие (налоговые) органы ежедневно направляют в соответствующие территориальные органы государственных внебюджетных фондов и органов статистики файлы, содержащие сведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователя. Получатель информации формирует и направляет в соответствующий территориальный регистрирующий (налоговый) орган в пятидневный срок с момента проведения процедуры регистрации юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей в качестве страхователя или снятия с учета файлы с номером и датой постановки на учет в отделении фонда ЮЛ и ИП в качестве страхователя. В процессе такого информационного обмена были выявлены определенные трудности и недоработки программного обеспечения. К примеру, сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица и месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации, сведения об образовании юридического лица, сведения о документе, удостоверяющем личность, сведения об учредителях юридического лица и другие сведения представлялись в неполном объеме. Для того чтобы решить сложившуюся ситуацию, потребовалось доработать форматы файлов обмена информацией. В данном случае изменение типов реквизитов: с необязательного на обязательный и условно-обязательный реквизит.
В настоящее время ведется работа с государственными внебюджетными фондами по согласованию доработанных форматов. В частности, состоялось совместное совещание с участием специалистов МНС России и Фонда социального страхования России, в процессе которого обсуждались вопросы в отношении типов реквизитов (в частности ОКВЭД, ИНН, КПП и другие), а также были затронуты вопросы о состоянии дел по информационному обмену и соблюдении регистрирующими (налоговыми) органами и территориальными органами ФСС порядка информационного взаимодействия. Аналогичная работа проводится с остальными фондами. ГНИВЦ МНС России дорабатывает программное обеспечение в соответствии с указанными изменениями в отношении типов реквизитов. В результате предполагается ввести в действие данные форматы отдельным приказом между МНС России и государственными внебюджетными фондами и Госкомстатом.
Корр.: Андрей из Екатеринбурга задает такой вопрос: Документы на регистрацию были высланы по почте с пометкой на конверте "РЕГИСТРАЦИЯ", есть почтовое уведомление, что ИМНС получила данные документы 04.05.2004, но до отдела регистрации на сегодняшний день (13.05.2004) данные документы не дошли - лежат в канцелярии ИМНС. Зачем МНС выбило себе функцию регистрации, если не может справиться? За нарушение 3-дневного срока подачи документов - штраф, будет ли предусмотрен штраф для ИМНС за нарушение сроков регистрации (аналогичный пеням за несвоевременный возврат налогов)?
С.С.: В случае, если документы для государственной регистрации направлены по почте, то сроком их подачи считается дата получения инспекцией направленных по почте документов.
Согласно статье 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Относительно нарушения сроков регистрации инспекцией.
При нарушении регистрирующим органом сроков государственной регистрации последние несут ответственность согласно статье 14.25 в виде именно штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ.
Корр.: В налоговой инспекции имеются официальные документы, подтверждающие отсутствие почтового адреса, указанного в заявлении о государственной регистрации юридического лица в качестве местонахождения организации. Имеет ли право налоговый орган принять решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых документов? - Михаил (г. Ярославль)
С.С.: В Гражданском кодексе Российской Федерации не определено понятие почтового адреса юридического лица.
Вместе с тем согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться в том числе сведения о месте нахождении юридического лица, а именно страна, регион, город, улица, дом.
В случае если в Заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании не будет указан адрес (местонахождение) юридического лица, то документ считается не представленным, соответственно регистрирующий (налоговый) орган выносит решение об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (Решение об отказе в государственной регистрации юридического лиц в связи с непредоставлением определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов). Если в заявлении о государственной регистрации указан адрес, по которому невозможно осуществить связь с юридическим лицом, то регистрирующий (налоговый) орган вправе привлечь должностных лиц юридического лица к административной ответственности на основании статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Корр.: Ольгу из Челябинска интересует вопрос, когда будут окончательно утверждены все формы для регистрации и будет разработана программа?
С.С.: Формы документов, предназначенные как для государственной регистрации юридических лиц, так и для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом программный комплекс на сегодняшний день позволяет вносить записи по представленным формам документов для государственной регистрации.
Корр.: Какие правовые или иные последствия ожидают те компании, которые не прошли регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц? - Владимир (Москва)
С.С.: На основании статьи 26 Закона N 129-ФЗ организации должны были до 1 января 2003 г. представить в регистрирующий (налоговый) орган определенные сведения для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При этом невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Вместе с тем юридическое лицо вправе представить о себе сведения и тем самым исполнить обязанность, установленную указанной статьей, после 1 января 2003 года.
Регистрирующий (налоговый) орган на основании представленных сведений вносит запись в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее свидетельство.
Однако должностные лица юридического лица будут привлечены к административной ответственности согласно статье 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несвоевременное предоставление информации в регистрирующий орган.
Корр.: Марина (Москва) прислала следующий вопрос: В своем интервью журналу "Российский налоговый курьер" Вы говорите об актуальности проблемы с указанием неверных сведений о местонахождении организаций. В чем Вы видите причину данной проблемы и что посоветуете организациям, которые желают зарегистрироваться, но не могут заключить договор аренды помещения (юридический адрес) ввиду отсутствия их как таковых на момент заключения договора аренды?
С.С.: На основании статьи 5 Закона N 129-ФЗ в государственном реестре содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия - постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Требование указанной нормы закона заключается в том, что регистрирующему (налоговому) органу необходимо иметь связь с юридическим лицом для осуществления налоговыми органами своих обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно:
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Связь с юридическим лицом необходима и другим органам государственной власти в соответствии с возложенными на них обязанностями, гражданам и другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, указание адреса юридического лица в заявлении предоставляет возможность всем заинтересованным лицам обратиться к этому юридическому лицу.
Вместе с тем сообщаю, что до государственной регистрации юридического лица учредители вправе заключать договор аренды.
Корр.: При изменении сведений о юрлице, содержащихся в ЕГРЮЛ, юрлицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган в течение трех дней. Согласно ГК РФ отправление такого сообщения по почте в последний день срока считается соблюдением срока. Однако в соответствии с Законом о госрегистрации юрлиц датой получения регистрирующим органом документов считается дата, когда оформлена расписка. Т.е. налицо факт, что, отправив сообщение в течение трех дней, юрлицо нарушит трехдневный срок. Какова практика решения таких вопросов? – спрашивает Вадим (Москва)
С.С.: Да, действительно. В соответствии со статьей 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо при изменении определенных сведений Единого государственного реестра юридических лиц обязано сообщить в трехдневный срок в регистрирующий (налоговый) орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем исчисление сроков установлено Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются направленными в срок.
Таким образом, отправив документы по почте в течение трех дней с момента внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, юридическое лицо не нарушает срок, установленный статьей 5 Закона N 129-ФЗ.
Корр.: Вопрос Леонида Владимировича из Красноярска: Порядок ликвидации ООО и ПБОЮЛ совершенно не понятен. В какой последовательности, какие документы, куда и когда надо подавать инспекторы в ИМНС не знают и направляют из кабинета в кабинет. Когда появится понятный всем службам в «одном окне» руководящий документ по ликвидации?
С.С.: Процедура ликвидации юридических лиц вне зависимости от организационно–правовых форм осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 61–64 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании документов, установленных статьей 21 Закона N 129-ФЗ.
Процедура прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлена статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ.
На основании указанной статьи государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и документа об уплате государственной пошлины.
Корр.: Павел (Москва) спрашивает: Почему при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре, налоговая инспекция N 46 по г. Москве требует копию паспорта, забирает оригинал свидетельства о внесении в реестр и в обмен выдает другое свидетельство?
С.С.: Согласно статье 22.2 Закона N 129-ФЗ для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре, в регистрирующий (налоговый) орган представляются заявление и копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в государственный реестр сведений об индивидуальном предпринимателе. Если меняются данные паспорта, то к заявлению прикладывается копия паспорта. Тогда требование регистрирующего (налогового) органа о представлении копии паспорта правомерно.
Обращаю внимание, что ранее выданные регистрирующими (налоговыми) органами свидетельства не изымаются.
Вместе с тем в вопросе не уточняется, подавались ли наряду с документами для внесения изменений также документы для внесения в государственный реестр данных индивидуального предпринимателя, зарегистрированного до 1 января 2004 года. В этом случае выданное прежним регистрирующим органом свидетельство сдается.
Корр.: Нужно ли вновь созданной организации после открытия счета подавать данные в налоговую? – спрашивает Надежда из Екатеринбурга
С.С.: Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики организации – индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.
На основании статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Таким образом, организация или индивидуальный предприниматель при открытии или закрытии счета в банке обязаны сообщить об этом в налоговый орган в десятидневный срок.
Корр.: Чем отличается формат "Пустое выражение" (E) и "Необязательный реквизит" (Н)? – вопрос Сергея (Тула)
С.С.: Необязательный реквизит – это реквизит, который может как присутствовать, так и отсутствовать в файле. Для идентификации значения реквизита вводится понятие «тег» (Т – текст, D - дата, D (10), T (255), цифры обозначают количество символов или цифр и т.д.). Другими словами, если нет реквизита при передаче сведений, то и нет его тега. Следовательно, отсутствие реквизита и его тегов влечет за собой «пустое выражение», т.е. отсутствие какой-то либо информации. Пустому выражению соответствует обозначение Е.
Корр.: Какой закон регламентирует порядок регистрации адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, и формы его налоговой отчетности? – спрашивает Сергей (Санкт-Петербург)
С.С.: Поскольку адвокатский кабинет не является юридическим лицом и адвокатская деятельность не является предпринимательской, что определено нормами Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатские кабинеты и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, государственной регистрации не подлежат.
Порядок учета и налогообложения доходов адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, регламентируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Постановка на учет адвоката, учредившего адвокатский кабинет, который согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приравнен к индивидуальным предпринимателям, снятие его с учета в случае прекращения статуса адвоката осуществляется налоговым органом по месту жительства на основании сведений, полученных от органов, указанных в статье 85 Кодекса, в порядке, установленном МНС России.
Порядок постановки на учет и порядок снятия с учета в налоговом органе адвоката, учредившего адвокатский кабинет, установлены приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178@ «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.04 N 5685).
В отношении порядка ведения учета хозяйственных операций адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, приравнены к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Корр.: На основании каких документов осуществляется снятие с учета налогоплательщиков? Есть ли сроки выдачи уведомления о снятии с учета?
С.С.: В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае ликвидации или реорганизации снятие с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
Порядок снятия юридических лиц с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния установлен пунктом 3.5 приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических лиц».
Снятие с учета юридического лица и исключение сведений о нем из ЕГРН осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о прекращении деятельности юридического лица, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.
Датой снятия юридического лица с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации.
Налоговый орган, осуществивший снятие с учета, обязан направить сведения о снятии юридического лица с учета в связи с прекращением деятельности юридического лица в результате реорганизации и выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых это юридическое лицо состоит на учете по основаниям, установленным Кодексом, не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия организации с учета.
На основании полученной информации налоговые органы, в которых юридическое лицо состоит на учете по основаниям, установленным Кодексом, снимают юридическое лицо с учета и исключают сведения о нем из ЕГРН.
Датой снятия юридического лица с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации.
ИНН юридического лица при снятии его с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния признается недействительным.
Корр.: Екатерина И. (Санкт-Петербург): Идея "одного окна" неплохая, но не случится ли так, что до остальных потребителей информации (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Госкомстат и т.д.) сведения придут с опозданием либо вообще не придут и налогоплательщику, как всегда, придется бегать самому доносить бумажки. Чем обеспечивается передача информации, и кто в итоге за это отвечает?
С.С.: Передача информации в государственные внебюджетные фонды обеспечивается Федеральным законом «О совершенствовании процедур государственной регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 185-ФЗ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации N 110.
Регистрирующий (налоговый) орган в течение 5 дней, зарегистрировав хозяйствующего субъекта, направляет сведения из государственных реестров в государственные внебюджетные фонды.
На этом обязанность регистрирующего (налогового) органа заканчивается. При этом за нарушения сроков передачи информации ответственность несет регистрирующий (налоговый) орган.
Все последующие действия, а именно постановка на учет в качестве страхователя, направление извещения о постановке на учет в качестве страхователя, осуществляются соответствующим государственным внебюджетным фондом.
Корр.: От Анастасии (Москва) пришло следующее сообщение: Прекратите, пожалуйста, это безобразие с фондами! Медицинский фонд с января никого не зарегистрировал. Другие регистрируют в течение месяца-полутора! Где же "одно окно"? И почему оно такое безразмерное? Будут ли какие-то действия по поводу фондов?
С.С.: Как уже было сказано, в процессе информационного обмена были выявлены определенные трудности и недоработки программного обеспечения. Чтобы решить сложившуюся ситуацию, дорабатываются форматы файлов обмена информацией. Указанная работа проводится совместно фондами. В результате предполагается ввести в действие данные форматы отдельным приказом между МНС России и государственными внебюджетными фондами и Госкомстатом.
Корр.: В настоящее время в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" N 76-ФЗ от 23.06.2003 сложилась спорная ситуация относительно перечня лиц, которые могут являться заявителями при государственной регистрации юридических лиц. - Евгений Зимин (Москва)
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве заявителя вправе выступать лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Указанная норма не предоставляет возможности лицу, действующему на основании доверенности, удостоверять своей подписью заявление, представляемое для государственной регистрации.
В заявлениях о государственной регистрации предусмотрено, что заявитель подтверждает, что сведения, представленные для государственной регистрации, достоверны, соблюдены требования законодательства.
Соответственно лицо, действующее на основании доверенности, предусмотренной ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, не вправе являться заявителем при государственной регистрации юридических лиц.
Вместе с тем документы для государственной регистрации, подписанные заявителем, могут быть представлены в регистрирующий орган курьером. Доверенность на представление документов в регистрирующий орган либо на получение документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, не требует нотариального удостоверения.
Статьей 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что заявителем при создании юридического лица может являться учредитель юридического лица.
Данное положение отражено также в приказе МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198 «О Методических разъяснениях по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица».
Руководитель юридического лица вправе представлять интересы от имени незарегистрированного юридического лица только на основании доверенности.
Вместе с тем с 1 января 2004 года заявителями при государственной регистрации юридических лиц не могут выступать лица, действующие на основании доверенности.
Соответственно при создании юридического лица заявителем может выступать учредитель юридического лица.
Корр.: Татьяну из Москвы интересует следующий вопрос: Наша налоговая инспекция предлагает нам для получения выписки из реестра с кодами статистики сначала нам самим внести в реестр данные сведения, проведя это как изменение с оплатой 2000 руб. Насколько это правомерно?
С.С.: Действия инспекции неправомерны. Согласно положениям Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ регистрация субъектов предпринимательской деятельности в качестве страхователей в органах государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании сведений государственных реестров, представляемых регистрирующими (налоговыми) органами.
Сведения о регистрации в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах поступают в регистрирующие (налоговые) органы от соответствующих органов фондов.
Сведения об ОКВЭД могут быть внесены в государственный реестр на основании Заявления по форме N Р14001.
Корр.: Алексей Смирнов (Иваново) задает ряд вопросов по проведению процедуры регистрации реорганизации юридических лиц:
1. Какая инспекция МНС должна выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, если регистрация реорганизации проводится в ином регионе, нежели местонахождение нашего юридического лица?
2. При регистрации юридического лица вновь возникает проблема с регистрационными номерами во внебюджетных фондах. Отсюда вопрос: кто должен это сообщить налогоплательщику и должна ли данная информация содержаться в выписке, выдаваемой регистрирующим органом?
3. Какова в настоящее время процедура снятия с учета юридического лица при его реорганизации в форме слияния и проведения регистрации в ином регионе? На основании каких документов проводится снятие с учета налогоплательщиков в этом случае? Имеются ли сроки выдачи уведомления о снятии с учета?
4. Существует ли ЕГРН (единый государственный реестр налогоплательщиков), и как можно получить оттуда информацию (в какие сроки)?
5. Подскажите, куда можно обратиться за разъяснениями по подобным вопросам.
С.С.: Согласно Правилам взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, при слиянии, разделении, выделении, преобразовании осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации путем присоединения представляются по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.
Как было сказано выше, регистрация юридических лиц в органах государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании сведений, представляемых регистрирующими (налоговыми) органами.
Органы государственных внебюджетных фондов согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 в течение 5 дней с момента регистрации юридического лица в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя направляют сведения о регистрации в качестве страхователя в регистрирующие (налоговые) органы.
Соответственно регистрирующие (налоговые) органы при государственной регистрации юридических лиц не обладают сведениями об их регистрации в органах государственных внебюджетных фондов. И в выписке, выдаваемой вместе со Свидетельством при регистрации юридического лица, не содержатся сведения о регистрации юридического лица в качестве страхователя в органах государственных внебюджетных фондов.
В свою очередь, сведения о регистрации юридического лица в качестве страхователя можно получить из информационных писем органов государственных внебюджетных фондов либо выписок из государственного реестра, получаемых от регистрирующих органов после внесения последними соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
Процедура снятия с учета юридического лица при его реорганизации в форме слияния и его постановка на учет в другом налоговом органе в настоящее время регулируется приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.
Согласно данному приказу снятие с учета и постановка на учет при реорганизации юридического лица производятся на основании сведений ЕГРЮЛ.
Сведения о снятии с учета направляются юридическому лицу непосредственно после проведения указанного действия, т.е. снятия с учета юридического лица налоговым органом, одновременно с документом, подтверждающим внесение записи в государственный реестр.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 утвердило Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Информация, содержащаяся в ЕГРН, может быть представлена налоговым органом по запросам, составленным в произвольной форме, в срок не более 5 дней со дня получения запроса. Организациям и физическим лицам содержащаяся в ЕГРН информация об ИНН и коде причины постановки на учет контрагента предоставляется платно.
Возможно и срочное предоставление информации, которое осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.
За разъяснениями подобных вопросов можно обратиться непосредственно в налоговые органы.
Корр.: При изменении уставного капитала ООО в ИМНС требуют, помимо предоставления формы 13001, еще и 14001. Насколько это правомерно, ведь вместе с формой 13001 предоставляются и изменения в учредительных документах, в которых прописаны размеры долей? - Ирина (Санкт-Петербург)
С.С.: Действительно, при увеличении уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников либо вкладов третьих лиц в регистрирующий орган представляются заявления по форме N Р14001 и N Р13001.
Представление указанных заявлений вызвано тем, что, во-первых, сведения в государственный реестр вносятся на основании заявления либо уведомления, представляемых в регистрирующий орган, во-вторых, при представлении Заявления по форме N Р13001 сведения о размере вклада каждого участника общества не будут меняться. Для изменения указанных сведений в регистрирующий орган необходимо представить Заявление по форме N Р14001.
К тому же Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает, что приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке, при продаже доли (части доли) в уставном капитале общества с публичных торгов в случаях, предусмотренных указанным законом или иными федеральными законами, приобретатель указанной доли (части доли) становится участником общества независимо от согласия общества или его участников.
Соответственно при уступке (продаже) доли (части доли) в уставном капитале общества до принятия решения об изменении состава участников в регистрирующий орган представляется Заявление по форме N Р14001.
В случае принятия решения общим собранием участников о внесении изменений в учредительные документы общества в связи с изменением состава участников либо в связи с увеличением уставного капитала общества юридическое лицо вправе представить в регистрирующий орган Заявление по форме N Р13001 и иные документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Корр.: Будет ли форма 13001 дополнена приложением с информацией об измененных сведениях об участниках? Сейчас из-за несовершенства 13001 при изменении долей участников при внесении изменений в учредительные документы ИМНС N 7 по ЦАО г. Москвы требует подавать, помимо 13001, еще и 14001. При создании филиала какую форму заявления подавать: 13001, или 13001 и 13002, или только 13002? - Дмитрий (Москва)
С.С.: Форма заявления N Р13001 сведениями об участниках дополнена не будет.
Как было указано выше, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает, что приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке, при продаже доли (части доли) в уставном капитале общества с публичных торгов в случаях, предусмотренных указанным законом или иными федеральными законами, приобретатель указанной доли (части доли) становится участником общества независимо от согласия общества или его участников.
Соответственно требования регистрирующих органов о предоставлении формы заявления N Р14001 при смене участников общества правомерны.
При создании филиала в регистрирующий орган представляется Уведомление по форме N Р13002, за исключением кредитных организаций.
В случае, если одновременно с созданием филиала вносятся иные изменения в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган может быть представлено Заявление по форме N Р13001. При этом представление Уведомления по форме N Р13002 не требуется.
Корр.: Елена (Москва) просит дать разъяснения по следующему вопросу: В соответствии с ФЗ "О госрегистрации юридических лиц" заявителем может быть как руководитель создаваемого юрлица, так и иное "лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом...". Несмотря на это прямое указание закона о "руководителе создаваемого (!) юрлица", в Москве (не знаю, как в др. субъектах Федерации) отказывают в регистрации вновь создаваемого юридического лица, если в качестве заявителя расписывается лицо, назначенное руководителем (единоличным исполнительным органом) вновь создаваемого юрлица, точно так же, как и лицо, действующее на основании доверенности, в т.ч. заверенной нотариально и апостилированной. Налоговые органы требуют наличие подписи только (!) физического лица - руководителя юрлица-учредителя. При этом ссылаются на распоряжение МНС России и "отсутствие указания на руководителя создаваемого юрлица в новом бланке заявления на регистрацию".
Кроме того, что такая позиция, на мой взгляд, не согласуется с прямым указанием федерального закона, она создает реальные трудности в регистрации юридических лиц, учредителями которых являются иностранные юридические и физические лица.
В случае учреждения юрлица иностранной компанией, если следовать вышеуказанной логике, физлицу-учредителю или руководителю иностранного юрлица необходимо приезжать в Россию и подписывать документы на незнакомом ему языке. Директора серьезных иностранных компаний вряд ли будут это делать, так же, как и подписывать непонятные им документы, носящие технический и информационный характер в российских консульствах в стране проживания. Для серьезных бизнесменов это и неудобно, и непонятно, почему такая работа не может быть поручена доверенному лицу.
Кроме того, в практике многих стран распространена ситуация, когда руководство компанией осуществляется управляющей компанией, а та, в свою очередь, также может возглавляться другой управляющей компанией. Распространен также случай, когда подписывать любые документы от имени иностранной компании могут не менее двух директоров, в то время как возможность нескольких подписей также не предусмотрена в бланках заявления. Просьба дать разъяснения.
С.С.: Вопрос, кто может быть заявителем при создании юридического лица, в рамках сегодняшней Интернет-конференции уже разъяснялся.
При создании юридического лица иностранной организацией или иностранным физическим лицом в регистрирующий орган может быть представлено заявление, в котором подпись будет заверена в консульстве Российской Федерации в иностранном государстве.
К тому же данная позиция не противоречит Основам законодательства о нотариате, ст. 1 которых устанавливает, что нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
Заявителем при государственной регистрации может быть только одно лицо. Данное положение связано с тем, что заявитель несет ответственность за достоверность сведений, представленных в регистрирующий орган, и в случае несвоевременного предоставления либо предоставления недостоверных сведений указанное лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Корр.: Вопрос Караулова Сергея (Москва): Один из учредителей ООО умер. Оставшиеся участники в соответствии с уставом отказали в переходе доли в уставном капитале ООО к наследнику. В соответствии с Законом доля перешла к обществу. При этом участники решили ликвидировать общество. Нужно ли до принятия решения о ликвидации регистрировать изменения устава, связанные с переходом доли к обществу?
С.С.: Да, при смене состава участников, например, при выходе одного из них (смерти), необходимо регистрировать изменения в устав ООО, т.к. согласно положениям Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав общества содержит сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества.
Корр.: Дамир Садритднов (Екатеринбург) просит прокомментировать статью закона о государственной регистрации юридических лиц, причисляющую к заявителям лиц, действующих на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом. А также спрашивает: Не следует ли толковать их как лиц, действующих на основании доверенности? Иначе получается, что в регистрирующие органы вынуждены ходить и просиживать в очередях сами заявители - учредители...
С.С.: Перечень лиц, которые могут выступать заявителями при государственной регистрации, определен ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
При государственной регистрации юридических лиц заявителями могут быть:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Лица, действующие на основании доверенности, не вправе быть заявителями, т.е. подписывать заявление.
Вместе с тем документы в регистрирующий орган могут принести курьер, иное лицо, действующее по доверенности. Учредителям и директорам не обязательно самим приносить документы в регистрирующий орган. В указанном случае расписки регистрирующим органом направляются по почте.
Корр.: В новых формах регистрации изменений в учредительные документы юрлица отсутствует дополнительный лист для указания изменений в составе участников юрлица, зато этот лист присутствует в заявлении на изменения, не связанные с изменением учредительных документов. Инструкция по заполнению этих новых форм отсутствует, а старая не дает ответа на данный вопрос. В регистрации по причине отсутствия этих сведений отказывают. Существуют ли какие-либо инструкции и сведения о заполнении форм для регистрации юрлиц? - Алевтина (Москва)
С.С.: 18 апреля 2003 года приказом N БГ-3-09/198 МНС России были утверждены Методические рекомендации по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.
В настоящее время готовится новая редакция указанных Методических рекомендаций, которая будет содержать порядок заполнения всех форм документов, представляемых при регистрации.
Корр.: Хасанчин Роман (г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра) спрашивает: В связи с изменениями редакции статьи 9 ФЗ "О регистрации...":
1. Подпадает ли под понятие "Заявитель" предполагаемый (назначен в Решении о создании юридического лица) руководитель постоянно действующего исполнительного органа при подаче документов вновь создаваемого юридического лица (т.е. юридическое лицо еще не зарегистрировано, но в Решении уже определен руководитель)? Или в данном случае речь идет о руководителях организаций, находящихся в процессе реорганизации (т.е. уже зарегистрированных организациях)?
2. Может ли быть "заявителем" лицо, (по доверенности) уполномоченное руководителем юридического лица-учредителя (т.е. заявитель не сам руководитель, а например, юрист)?
3. Хотелось бы услышать хоть пару примеров про такую категорию "заявителей" - иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом...
С.С.: При создании юридического лица (в случае учреждения либо создания в результате реорганизации) в качестве заявителя вправе выступать учредитель юридического лица либо руководитель учредителя юридического лица.
Лицо, действующее на основании доверенности, не вправе быть заявителем при государственной регистрации.
Лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления, может быть заявителем при государственной регистрации в случае прямого указания в соответствующих нормативных правовых актах. Так, Закон «О приватизации" может содержать такое указание, распоряжения администраций и иное.
Корр.: Михаил из Москвы просит разъяснить ситуацию со сроками, в течение которых надо уведомлять регистрирующий орган об изменениях в учредительные документы юридического лица и об изменениях, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Есть ли такие сроки? Каковы они?
С.С.: Согласно ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган.
Вместе с тем при представлении в регистрирующий орган заявления по форме N Р13001 регистрирующие органы не будут контролировать соблюдение указанного 3-дневного срока в связи с тем, что специальными законами об определенных видах юридических лиц не установлен 3-дневный срок внесения изменений в учредительные документы.
Корр.: Почему при регистрации изменений в ИМНС (N 6, N 19, N 22) по г. Москве одновременно со свидетельством не выдают выписку из реестра юрлиц? В ИМНС N 43 требуют заплатить 200 руб. Очень часто в выписках указываются неправильные данные, в том числе по участникам и по руководителю. Например, лицо освобождено от должности руководителя, получено свидетельство об этом, а в выписке (получена по запросу через 5 дней после регистрации) указан старый руководитель (ИМНС N 5, N 6, N 10). Следствие этого - убытки у организаций! Что делать в этом случае? - Михаил (Москва)
С.С.: Действия регистрирующих органов по невыдаче выписки из государственного реестра при выдаче Свидетельства являются неправомерными. Также неправомерно требование в указанном случае оплаты 200 руб. за указанную выдачу выписки.
В указанном случае юридические лица могут обратить внимание соответствующих Управлений МНС России на неправомерные действия сотрудников инспекций МНС России.
В случае обнаружения в выписках неточных сведений необходимо обратиться в регистрирующий орган с требованием устранить ошибку.
При этом должностные лица согласно п. 1 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регистрирующих органов могут быть привлечены к административной ответственности за неточное внесение записей в государственный реестр.
Корр.: Налоговая инспекция г. Усть-Илимска Иркутской области отказалась регистрировать вновь создаваемое ООО «М» в связи с тем, что в текст устава и учредительного договора были включены слова о том, что ООО «М» создается на базе филиала ОАО «К» и является дочерним предприятием ОАО «К». Кроме того, согласно протоколу собрания учредителей подписать титульный лист устава было поручено председателю собрания, но работники налоговой инспекции потребовали, чтобы устав был подписан всеми учредителями. А если бы их было 50? Правы ли в данном случае работники налоговой инспекции? - Александр (Братск)
С.С.: Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации устав утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
Вместе с тем подписание устава председателем собрания учредителей создаваемого юридического лица не противоречит нормам закона. В указанном случае документом, подтверждающим решение всех учредителей создать юридическое лицо, будет являться протокол собрания учредителей.
Включение в устав сведений о том, что юридическое лицо создается на базе филиала другого юридического лица и является его дочерним предприятием, не противоречит нормам гражданского законодательства.
Корр.: Вопрос Тимура (Малгобек): В нашем регионе (Республика Ингушетия) проживают временно перемещенные граждане из Чеченской республики в Республике Северная Осетия - Алания. Имеют ли они право зарегистрироваться по месту проживания в районном ИМНС, имея на руках только временное удостоверение установленной формы, в качестве ПБОЮЛ?
С.С.: В соответствии с Правилами регистрации и снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее – Правила), регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Таким образом, документ о регистрации по месту пребывания, представленный в регистрирующий (налоговый) орган при наличии в основном документе, удостоверяющем личность, отметки о регистрации по месту жительства, не является документом, подтверждающим адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного государственная регистрация физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется при представлении копии основного документа физического лица с отметкой о регистрации по месту жительства.
Корр.: Вопрос Ольги Казаченко (Тобольск/Тюменская область): Я зарегистрировалась ПБОЮЛ еще в феврале 2004 г. До настоящего момента не получила информационное письмо статистики с указанием всех кодов (необходимо для заключения договора). В местном отделе статистики говорят, что обязанность выдавать информационные письма с них была снята еще в декабре 2004 г. Однако насколько я знаю, ИМНС должна рассылать информацию о ПБОЮЛ, в том числе и в органы статистики, а те обязаны направить информационное письмо по месту жительства предпринимателя. Кто прав и как поступить в случае отказа статистики направить такое письмо предпринимателю?
С.С.: С 1 января текущего года органы статистики не обязаны выдавать информационные письма с указанием кодов. Обычно для заключения каких-либо договоров не требовалось использования указанных информационных писем. Уточните у своего контрагента, для чего ему в договоре необходимо указание кодов статистики. В настоящее время единственным идентификатором индивидуального предпринимателя является Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя. Таким образом, отсутствие в договорах кодов статистики не ущемляет права предпринимателя на осуществление его хозяйственной деятельности.
Корр.: Предполагается ли введение особенностей при регистрации организаций с иностранными инвестициями (учредители являются иностранными гражданами или организациями)? Если порядок регистрации указанных организаций будет отличаться от порядка регистрации обычных организаций, то в чем будет отличие? – спрашивает Екатерина (Москва)
С.С.: Установление специального порядка государственной регистрации в отношении юридических лиц с иностранными инвестициями в ближайшее время не планируется. На юридические лица с иностранными инвестициями распространяется установленный Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядок государственной регистрации.
Корр.: Евгения (г. Санкт-Петербург) интересует вопрос: Насколько правомерна выдача документов после регистрации без выписки, ведь по закону выписку должны выдавать вместе с документами?
С.С.: После утверждения Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 регистрирующий орган после осуществления государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя должен выдавать (направлять) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, и выписку из государственного реестра по установленной форме.
Корр.: Такой вопрос был прислан Анной (г. Челябинск): Меня тоже волнует принцип регистрации "одно окно". Коды ОКВЭД, которые указываются в выписке из ЕГРЮЛ, некоторые банки не устраивают, они требуют письмо из статистики, а статистика в свою очередь такие письма у нас (г. Челябинск) с 1 апреля 2004 года не выдает, т.е. получается замкнутый круг. А с фондами вообще кризис. В одном районе выдают извещения с регистрационными номерами после получения из ИМНС выписки, некоторые отказываются присваивать регистрационные номера до тех пор, пока не будут предоставлены копии учредительных документов и свидетельств о регистрации и постановке на налоговый учет. Как быть?
С.С.: С 1 января 2004 года Единый государственный реестр дополнен новыми показателями, в частности, сведениями о кодах по ОКВЭД. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется им самостоятельно. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 выписки из ЕГРЮЛ стали содержать, в частности, сведения о кодах по ОКВЭД. Необходимо отметить, что выписки являются документами, подтверждающими наличие указываемых в них сведений в ЕГРЮЛ, поэтому, полагаю, банки они не должны не устраивать.
По действующему порядку регистрирующие (налоговые) органы представляют после осуществления государственной регистрации юридических лиц сведения о них, в частности, в органы государственных внебюджетных фондов. Следует отметить, что регистрация юридических лиц в качестве страхователей производится в настоящее время на основании представляемых регистрирующими (налоговыми) органами сведений. Учитывая изложенное, органы государственных внебюджетных фондов не вправе дополнительно требовать от юридических лиц предоставления копий учредительных документов и свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.
Корр.: Кто в настоящий момент присваивает коды ОКВЭД для вновь созданных и для действующих предприятий - налоговые органы или органы статистики? - Андрей (Москва)
Ни налоговые органы, ни органы статистики не присваивают коды по ОКВЭД. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется им самостоятельно. Это установлено Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677. А регистрирующие (налоговые) органы вносят заявленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведения о кодах по ОКВЭД в государственные реестры.
Корр.: Массарский Г.М. (Смоленск) задает следующие вопросы:
1. Необходимо ли после замены паспорта по достижении возраста проходить повторно перерегистрацию в качестве предпринимателя?
2. Необходимо ли для предпринимателей, зарегистрированных до 01.01.2004, до регистрации прекращения деятельности проходить перерегистрацию? В законе такого требования нет, но в ИМНС по Промышленному району г. Смоленска почему-то требуют это. Хотелось бы знать, есть ли законное основание для такого требования? На месте работники ИМНС не способны ответить на этот вопрос, ссылаясь на технические вопросы своего программного обеспечения.
С.С.: Если физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, то при замене паспорта повторно перерегистрироваться не нужно. Так как паспортные данные предпринимателя содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, то в данном случае предпринимателю необходимо заполнить и представить в регистрирующий (налоговый) орган Заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, по утвержденной Постановлением Правительства РФ N 439 форме N Р24001. К заявлению необходимо приложить копию паспорта.
Внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, или, как говорят «перерегистрация», и государственная регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя – действия, не зависящие друг от друга. Поэтому регистрирующие (налоговые) органы не вправе требовать от гражданина, зарегистрированного до 1 января 2004 года и желающего прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и обратившегося в этих целях с заявлением, обязательной «перерегистрации».
Корр.: Сообщение, присланное Мариной (г. Москва): Сергей Сергеевич, не находите ли Вы, что МНС поспешило с воплощением принципа "одного окна" в жизнь? Идея закона, безусловно, хорошая. Однако отсутствует материальная база для воплощения его в жизнь. В частности, нет единой базы данных по учету налогоплательщиков. Для примера: организация, зарегистрированная в начале 2004 года, до сих пор не может получить свидетельство о постановке на учет в ТФОМСе и ФФОМСе. По словам работников фондов, данные из налоговой до них еще не дошли, поэтому они даже не приступали к отправке свидетельств.
Неужели история с транспортным налогом не стала наглядным примером наспех реализованного закона? Ведь многие до сих пор не получили квитанции для уплаты транспортного налога за 2003 год, а уже подходит срок за 2004 налоговое уведомление получать.
С.С.: По действующему порядку регистрирующие (налоговые) органы представляют после осуществления государственной регистрации юридических лиц сведения о них, в частности, в органы государственных внебюджетных фондов. Также установлен срок представления сведений – 5 дней. Если имеются конкретные факты нарушения регистрирующими (налоговыми) органами сроков представления сведений в фонды, сообщите нам, разберемся.
Корр.: Как теперь получить статистические коды? Зарегистрировали ООО 8 января, из Пенсионного фонда письмо с регистрационным номером пришло в апреле. Статистических кодов нет до сих пор. - Елена (Иркутск)
С.С.: С 1 января текущего года органы статистики не обязаны направлять юридическим лицам информацию о присвоенных им кодах. Органы государственной власти, использующие коды, вправе обратиться в органы статистики по вопросу представления в электронном виде сведений о присвоенных юридическим лицам кодах по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации.
Корр.: Где можно подробно узнать, что такое принцип "одного окна"? Должен ли индивидуальный предприниматель, не являющийся работодателем, самостоятельно встать на учет в Пенсионный фонд? – спрашивает Лариса (Москва)
С.С.: Принцип или концепция «одного окна» представляет собой установление процедуры, предусматривающей одновременную с государственной регистрацией юридического лица (индивидуального предпринимателя) его постановку на учет (снятие с учета) в налоговых органах, в территориальных органах Фонда социального страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, присвоение кодов органами статистики на основании однократного представления в регистрирующие (налоговые) органы пакетов документов, определенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, необходимости индивидуальному предпринимателю обращаться в органы Пенсионного фонда для постановки на учет не имеется.
Корр.: Вопрос Натальи из Москвы: У меня закончилось свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, выданное еще МРП. До окончания его срока изменения в реестр я не вносила, то есть не перерегистрировалась. Сейчас меня в реестр не вносят, так как свидетельство закончилось. Что мне делать? Получать новое свидетельство или можно как-то продлить старое?
С.С.: С момента окончания срока действия свидетельства Ваша регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя Вам необходимо представить в регистрирующий (налоговый) орган Заявление по форме N Р21001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, а также иные документы, предусмотренные статьей 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Корр.: Чем не устраивала старая, обкатанная система регистрации? Зачем нужно было вводить новую систему "одного окна" в то время, как ни сотрудники инспекций, ни налогоплательщики ничего о ней не знают, многие вопросы законодательно не урегулированы? – вопрос Ольги (Москва)
С.С.: Ранее регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах, присвоение кодов органами Госкомстата России сопровождались необходимостью представления в указанные ведомства пакета документов, аналогичного представляемому в регистрирующие (налоговые) органы.
Представление документов требовало значительных материальных и временных затрат (от 1 до 3 месяцев), в связи с чем возможность юридического лица, индивидуального предпринимателя начать осуществление деятельности, в том числе открыть счет в банке, появлялась только после регистрации в качестве страхователя в государственных внебюджетных фондах, присвоения кодов по общероссийским классификаторам.
С 1 января 2004 года регистрация субъектов предпринимательской деятельности в качестве страхователей осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, реализация концепции «одного окна» способствует упрощению процедуры создания юридического лица, приобретения статуса индивидуального предпринимателя, уменьшает более чем в 2 раза период, в течение которого созданное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) не осуществляет деятельности, следовательно, не получает прибыль, не уплачивает обязательные платежи в бюджет.
Теперь же налогоплательщику предоставлена возможность уже на 6 день после представления документов для государственной регистрации открыть счет в банке и начинать вести бизнес.
В средствах массовой информации проводится широкая информационно–разъяснительная работа по реализации концепции «одного окна». Работа по подготовке и ознакомлению работников регистрирующих (налоговых) органов, связанная с реализацией концепции «одного окна», проводилась с начала осени прошлого года.
Вопросы реализации концепции «одного окна» урегулированы Федеральным законом N 185-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110.
Корр.: Вопрос Олега (г. Томск): Как мне объяснили, новое юрлицо должно узнавать присвоенные ему в фондах регистрационные номера из писем, которые должны прислать фонды по месту нахождения юрлица. Нельзя ли обязать фонды принимать отчеты без указания этих номеров в том случае, если юрлицо не получило этих писем (т.е. ИМНС и фонды виноваты, что не успевают сработать, и поэтому нельзя в этой ситуации делать крайним налогоплательщика)?
С.С.: В настоящее время обсуждается вопрос о необходимости указания в отчетах регистрационных номеров. МНС России будут направлены в органы государственных внебюджетных фондов письма с предложением о принятии отчетов без указания номеров, поскольку единственным идентификатором юридического лица в Российской Федерации является Основной государственный регистрационный номер.
Корр.: Налоговая не выдает все коды, которые раньше выдавало статуправление. В комплекте документов, выдаваемых МНС, указаны только коды ОКВЭД. Как получить ОКПО, ОКОНГ и другие? – спрашивает Татьяна (Брянская область, г. Брянск)
С.С.: Действительно, регистрирующие (налоговые) органы не располагают информацией о присвоении кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации, за исключением кодов по ОКВЭД, потому что они включены в состав сведений государственных реестров, которые ведет МНС России.
С 1 января текущего года органы статистики не обязаны направлять юридическим лицам информацию о присвоенных им кодах. Органы государственной власти, использующие коды, вправе обратиться в органы статистики по вопросу представления в электронном виде сведений о присвоенных юридическим лицам кодах по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации.
Корр.: Сообщение Анны Сергеевны (Воронеж): Я зарегистрировала ООО в феврале 2004 г. По сроку до 15 апреля я уже обязана представить отчет в ФСС. Но там ответили, что данные на Вас не поступили из МНС, а значит, зарегистрировать не можем, приходите позже, мы Вас оштрафуем за несвоевременно сданный отчет. Аналогичная ситуация и в ПФР. Неимоверными усилиями удалось сдать отчеты, но в чем моя вина и почему я была наказана (в плане потери времени) за принцип "одного окна"? Сдача отчетности в МНС практически всех районов города Воронежа представляет собой борьбу за жизнь в прямом смысле этого слова. Люди занимают очереди за много часов до открытия (в последний день срока), зимой мерзнут на улице по 3-4 часа, чтобы удалось сдать хотя бы в этот день. Очереди огромные... Да, буквально лет 5 назад приходилось бегать минимум по 4-м фондам и обещалось облегчение, но если за день удавалось обойти все фонды и МНС, то теперь, отстояв день в МНС, записываемся на другой. Неужели в отчетные сроки нельзя пересматривать должностные обязанности таким образом, чтобы посадить не двух-трех человек, а пять-шесть?
С.С.: По действующему порядку регистрирующие (налоговые) органы представляют после осуществления государственной регистрации юридических лиц сведения о них, в частности, в органы государственных внебюджетных фондов. Также установлен срок представления сведений – 5 дней. Если имеются конкретные факты нарушения регистрирующими (налоговыми) органами сроков представления сведений в фонды, необходимо нам сообщить, разберемся.
Корр.: Вопрос Ильи (Екатеринбург): К Вам обращается представитель регионального отделения политической партии. Каким документом регламентируется порядок заполнения формы N Р14001 и руководителями какого уровня требуется заверение указанного заявления?
С.С.: Форма N Р14001 используется при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Порядок заполнения указанной формы нормативными правовыми актами не урегулирован. В настоящее время МНС России ведет работу по подготовке методических указаний по порядку заполнения формы N Р14001. Подобная работа осуществляется и Минюстом России.
Подписывать заявление должен руководитель регионального отделения политической партии.
Корр.: Каким образом координируются действия МНС и Фондов по регистрации? И что делать, к кому обращаться, если возникают трудности с получением регистрационной информации, сдачей первых отчетов, со штрафами за нерегистрацию и т.д.? И кто будет виноват, если организация долго (со слов фондов) не регистрируется? - Владимир (Москва)
С.С.: Вопросы координации действий органов МНС России и государственных внебюджетных фондов урегулированы Федеральным законом «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей», Пстановлениями Правительства РФ N 438 и 630, соглашениями сторон. Что касается возможного возникновения трудностей, то необходимо отметить, регистрационная информация необходима для того, чтобы сдать первые отчеты. В настоящее время обсуждается вопрос о необходимости указания в отчетах регистрационных номеров. МНС России будут направлены в органы государственных внебюджетных фондов письма с предложением о принятии отчетов без указания номеров.
Корр.: Вопрос Георгия Александровича (Калининград): Я хочу сдать свидетельство о регистрации, т.к. предпринимательской деятельностью не занимаюсь. Мне заявляют, что по новым правилам я должен сначала перерегистрироваться и только потом сняться с учета. Что это вообще за перерегистрация? Я не нашел закона, обязывающего меня перерегистрировать. Мне кажется, что это местные выдумки. Так ли это?
С.С.: Если под сдачей свидетельства о регистрации автор вопроса понимает прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то государственная регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, или, как говорят, «перерегистрация», – действия, не зависящие друг от друга. Поэтому регистрирующие (налоговые) органы не вправе требовать от гражданина, зарегистрированного до 1 января 2004 года и желающего прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и обратившегося в этих целях с заявлением, обязательной «перерегистрации».
Регистрирующим (налоговым) органам направлены соответствующие указания.
Корр.: При перерегистрации ПБОЮЛ становится ИП. А как быть с указанием данных в платежных поручениях и других документах? Нужно ли информировать поставщиков, банк, менять данные, забитые в ККМ и т.д.?
Как поступать в случаях, если ИП планирует заниматься видами деятельности, отличными от указанных в ЕГРИП и регистрационных документах? Нужно ли вносить изменения? Если да, то куда обращаться: в ИМНС по месту регистрации или в ИМНС N 46 по г. Москве? - Марина (Москва)
С.С.: При «перерегистрации» в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года. При этом физическому лицу - индивидуальному предпринимателю присваивается Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП). Таким образом, как было физическое лицо зарегистрировано до 1 января 2004 года в качестве индивидуального предпринимателя, так и, «перерегистрировавшись», оно остается в этом качестве – другие идентифицирующие признаки – ИНН и др. не меняются. Прохождение «перерегистрации» и получение ОГРНИП лишь подтверждают, что физическое лицо имеет статус индивидуального предпринимателя и запись о нем внесена в государственный реестр. В формах платежных поручений не предусмотрено заполнение ОГРНИП. Необходимости информирования о «перерегистрации» поставщиков, банка не имеется. Также не меняются данные, запрограммированные в фискальную память ККМ.
При изменении видов экономической деятельности, которые содержатся в ЕГРИП, индивидуальный предприниматель обязан обратиться в регистрирующий (налоговый) орган с Заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, по форме N Р24001, содержащей листы, в которых отражаются виды экономической деятельности, подлежащие включению или исключению из государственного реестра. Если предприниматель зарегистрирован в г. Москве, то он обращается в Межрайонную инспекцию МНС России N 46 по г. Москве для внесения изменений в государственный реестр.
Корр.: Сергей (Санкт-Петербург) просит разъяснить порядок постановки на учет адвокатских кабинетов (АК): В настоящий момент районные налоговые инспекции отказываются регистрировать АК, ссылаясь на то, что документы на каждого адвоката должны быть предоставлены Адвокатской палатой СПб. В то же время адвокатская палата СПб, руководствуясь НК РФ, направила данные на адвокатов в свою районную инспекцию. Таким образом, вся информация на все адвокатские кабинеты содержится в налоговой инспекции одного района, которая отказывается предоставлять данные в налоговые инспекции других районов СПб, ссылаясь на отсутствие в законодательстве прямого указания на такую обязанность. Из-за этой неразберихи в настоящий момент парализована деятельность всех адвокатских кабинетов СПб - невозможно встать на учет, а соответственно и открыть Р/С в банке.
С.С.: Поскольку адвокатский кабинет не является юридическим лицом и адвокатская деятельность не является предпринимательской, что определено нормами Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатские кабинеты и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, государственной регистрации не подлежат.
Постановка на учет адвоката, учредившего адвокатский кабинет, который согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приравнен к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства на основании сведений, полученных от органов, указанных в статье 85 Кодекса, в порядке, установленном МНС России.
Порядок постановки на учет в налоговом органе адвоката, учредившего адвокатский кабинет, установлен приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178@ «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 N 5685).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Кодекса советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 30-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката.
Вышеуказанные сведения установлены разделом IV части I Перечня сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков, приведенным в приложении к Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110.
Согласно информации, полученной от Управления МНС России по Санкт-Петербургу, сведения, представленные адвокатской палатой Санкт-Петербурга в апреле с.г., о которых Вы упоминаете в вопросе, не соответствуют вышеуказанному перечню и считаются непредставленными, о чем адвокатской палате Санкт-Петербурга сообщено письмом от 06.05.2004 N 26-05-03/9716.
Корр.: В заключение нашего интервью что бы Вы пожелали посетителям нашего сервера?
С.С.: Компетентности и терпимости. Если недостаточно информации - можно почитать соответствующую литературу, обратиться за советом. Но если наши предприниматели столкнутся с явным непониманием, некомпетентностью сотрудников налоговых органов - конечно, нужно пожаловаться, не затягивая проблему. К нам приходит много жалоб. Мы работаем с каждой из них, отправляем в управление письмо, ставим короткий срок ее решения - пять дней. Так что любой вопрос решаем.
Корр.: Сергей Сергеевич, спасибо Вам еще раз за интересную беседу.
В роли корреспондента компании "Консультант Плюс" выступила редактор www-сервера КонсультантПлюс С.А. Верещагина. Фото - Т.М.Тверецкий