Интернет-интервью с К.И. Оганяном,
руководителем Департамента налогообложения прибыли МНС России:
"Актуальные вопросы налогообложения прибыли"
Уважаемые посетители сервера!
Предлагаем вашему вниманию отчет корреспондентов компании "Консультант Плюс" об интервью с руководителем Департамента налогообложения прибыли МНС России Кареном Иосифовичем Оганяном, которое состоялось 22 сентября 2004 года. Тема интервью - "Актуальные вопросы налогообложения прибыли". В интервью мы постарались включить наиболее актуальные и интересные вопросы. Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.
Корреспондент: Уважаемый Карен Иосифович! Большое спасибо за то, что Вы нашли время встретиться и ответить на вопросы посетителей нашего сервера. Проблемы налогообложения вызывают большой интерес, пришло достаточно много вопросов. Посетителей интересуют как теоретические вопросы, так и частные, личные случаи... Хотелось бы успеть задать как можно больше вопросов.
Карен Иосифович, не могли бы Вы в двух словах объяснить посетителям нашего сервера в чем специфика Вашего подразделения?
Карен Иосифович: Специфика деятельности нашего подразделения заключается в том, что мы даем разъяснения о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль. Плюс к этому мы занимаемся вопросами налогового учета, регламентируем порядок исчисления и уплаты налога некоммерческими организациями, финансово-кредитными организациями, организациями, осуществляющими операции с ценными бумагами. В нашу функцию также входит и аналитическая работа, связанная с анализом поступлений по налогу на прибыль, прогнозированию поступлений налогов на прибыль, анализ причин отклонений от ожидаемых и планируемых величин. Вот в двух словах объем работы нашего департамента.
Корр.: Есть ли обратная связь с налогоплательщиками?
К.И. : У нас периодически проводятся горячии линии с налогоплательщиками. Сотрудники департамента проводят тематические горячие линии, посвященные отдельным вопросам налогообложения.
Корр.: Это своего рода разъяснительная работа?
К.И.: Да, звонят налогоплательщики со своими частными вопросами, получают по телефону ответы, разъяснения. Также мы практикуем проведение семинаров, как небольших, так и общероссийских. Так что связь с налогоплательщиком поддерживается.
Корр.: А с жалобами в Ваш департамент обращаются?
К.И.: Конечно. Это отдельная процедура, предусматривающая обжалование актов ненормативного характера. Мы расссматриваем все жалобы и даем свое заключение, по которым потом выносится решение. Это отдельная часть работы, безусловно, очень важная.
Корр.: Каково ближайшее будущее возглавляемого Вами Департамента налогообложения прибыли МНС России в связи с реоганизацией МНС в ФНС? - Нагаев Евгений (Мурманск)
К.И.: Учитывая, что в структуре федеральных служб в рамках проводимой административной реформы не предусмотрено наличие департаментов (они есть только в министерствах), Департамент налогообложения прибыли будет, по всей видимости, реорганизован в Управление.
Корр.: Как отразить затраты прошлых лет в расчете по налогу на прибыль, можно ли их включить во внереализационные расходы по строке "Убытки прошлых налоговых периодов, обнаруженные в отчетном периоде" (строка 120 приложения 7 к листу 02)? Если нет, то какие условия должны быть выполнены для включения таких затрат в данную статью? - Татьяна (Якутск)
К.И.: В соответствии со статьей 54 НК РФ, если ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, обнаружены в текущем (отчетном) налоговом периоде, налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за налоговый период, в котором совершена ошибка.
В случае невозможности определения периода, к которому относятся выявленные ошибки, корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Такие случаи предусмотрены положениями подпункта 10 статьи 250 НК РФ (в отношении внереализационных доходов) и подпункта 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ (в отношении внереализационных расходов).
Убытки прошлых лет, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, при невозможности их отнесения к конкретному периоду совершения ошибки подлежали отражению в составе внереализационных расходов по строке 120 Приложения N 7 к Листу 02 Декларации, а с 01.01.2004 - по строке 090 указанного приложения Декларации.
Корр.: Какие основные изменения планируется ввести в главу 25 НК? Планируется ли, как это анонсировалось ранее, сближение учета незавершенного производства по данным бухгалтерского и налогового учетов? Будет ли вообще существовать налоговый учет в том виде, который мы имеем, после отчетности за 2004 год? - Любомирская Мирра (Москва)
К.И.: Основная задача, которую планировали решить разработчики законопроекта, заключается в необходимости сближения правил ведения бухгалтерского и налогового учета. Все предлагаемые поправки перечислить не представляется возможным, отмечу лишь основные:
- предоставление налогоплательщикам возможности самостоятельного определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров, работ, услуг, и порядка их формирования, а также порядка распределения прямых расходов на остаток незавершенного производства и изготовленную продукцию (работы, услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненными работами, оказанными услугами);
- изменение порядка формирования покупной стоимости товаров путем указания на возможность учета в составе покупной стоимости товаров иных расходов, связанных с приобретением товаров, кроме расходов на доставку покупных товаров до склада покупателя, если такие расходы не включены в цену товара;
- ограничение видов дебиторской задолженности, которые можно учесть при формировании резервов по сомнительным долгам только задолженностью, возникшей в связи с реализацией товаров, работ, услуг;
- упрощение процедуры уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями одного муниципального образования путем возложения обязанности по уплате налога на одно из обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании;
- распространение режима налогообложения, предусмотренного статьей 275.1 НК РФ для обслуживающих производств и хозяйств, в случае ведения организацией перечисленных в статье видов деятельности вне зависимости от наличия обособленных подразделений;
- введение норм, регулирующих порядок налогообложения и формирования стоимости имущества (имущественных прав) в случаях реорганизации организации.
Корр.: Когда будут утверждены нормы естественной убыли, согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, предусматривающие уменьшение налоговой базы на потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке нефти и нефтепродуктов?
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей" Минэкономразвитию России поручено разработать и направить федеральным органам исполнительной власти методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, а п. 5 федеральным органам исполнительной власти - утвердить в установленном порядке до 1 января 2003 г. нормы естественной убыли. Таким образом, поскольку нормы естественной убыли федеральными органами исполнительной власти до настоящего времени не утверждены в установленном порядке, сумма потерь от порчи продукции при транспортировке к вычету в целях налогообложения прибыли не принимается. - Белозерова Татьяна (Москва)
К.И.: С введением в действие главы 25 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются в том числе потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно–материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, которые должны быть утверждены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 установлен Порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, согласно которому разработка и утверждение указанных норм поручена соответствующим министерствам и ведомствам с последующим согласованием их с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением разработаны и утверждены только "Нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении" (приказ Минсельхоза России от 23.01.2004 N 55), "Нормы естественной убыли при хранении химической продукции" (приказ Минпромнауки России от 31.01.2004 N 22) и "Нормы естественной убыли массы грузов в металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом" (приказ Минпромнауки России от 25.02.2004 N 55). Указанные нормы зарегистрированы Минюстом России и могут применяться в практической работе.
Юридическая экспертиза ведомственных актов осуществляется Минюстом России после представления их на государственную регистрацию в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, МНС России полагает, что указанные в вопросе нормы естественной убыли при хранении и транспортировке нефти и нефтепродуктов могут быть применены в практической работе после их принятия и государственной регистрации в Минюсте России.
Корр.: Продавец продал недвижимость покупателю, но до госрегистрации права собственности он является титульным собственником недвижимости. У продавца заключены договоры на коммунальное обслуживание, в котором он больше не нуждается, с коммунальными службами. У покупателя нет другой возможности оплатить коммунальные услуги иначе, как через посредника-продавца.
Имеет ли право продавец перевыставить покупателю счет-фактуру, аналогичную полученной от коммунальных служб? И имеет ли право покупатель учесть фактически понесенные коммунальные расходы и предъявить к возмещению из бюджета НДС по этим расходам? - Наталья (Челябинск)
К.И.: Расходы, признаваемые для целей налогообложения прибыли, учитываются с учетом норм пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Если организация – покупатель имущества использует его для извлечения дохода, то расходы по его ремонту и эксплуатации, в том числе по оплате коммунальных платежей, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с требованиями статей 260 и 254 Кодекса.
Корр.: Почему не вводится прогрессивный налог на прибыль? - В.И. (Москва)
К.И.: Концепция главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2002 года, разрабатывалась в рамках проводимой Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой является сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. По этой причине ставка налога на прибыль составляет 24% вместо ранее действовавшей ставки налога 35%. Кроме того, значительно была снижена ставка по налогу на прибыль для банков, страховщиков, бирж, брокерских контор и организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок – с 43% до 24%.
Учитывая проводимую налоговую политику, направленную на общие правила исчисления налоговой базы и единую ставку налога, введение прогрессивного налога на прибыль считаю нецелесообразным.
Корр.: Учет в расходах сумм НДС, начисленных с получаемых штрафов, а также НДС уплаченного в составе уплачиваемых штрафов по хозяйственным договорам? - Сергей (Москва)
К.И.: В соответствии с правилами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в составе штрафных санкций налог на добавленную стоимость виновной в нарушении договорных обязательств стороне не предъявляется, поэтому исчисленные расчетным путем суммы налога на добавленную стоимость не подпадают под действие пункта 19 статьи 270 Налогового кодекса.
В таком случае, если при получении суммы санкций организация в соответствии с действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость начислит к уплате в бюджет сумму налога на добавленную стоимость, то эта сумма будет учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
Корр.: У нашей организации возникли затраты по ремонту имущества, которое уже эксплуатируется и приносит доход, но документы по его регистрации еще не переданы в регистрирующие органы.
Можем ли мы в целях налогообложения принять в состав расходов затраты по осуществленному ремонту? Если не можем, то в каком порядке и когда это станет возможным? - Сергей Владимирович (Москва)
К.И.: Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, учитываются с учетом норм пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Если организация, эксплуатирующая имущество, использует его для извлечения дохода, то расходы по его ремонту и эксплуатации, в том числе по оплате коммунальных платежей, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с требованиями статей 260 и 254 Кодекса.
Корр.: В свете того, что бухгалтерский и налоговый учет теперь возглавляет одно ведомство и принята Концепция развития бухгалтерского учета, предусматривающая наряду с другими аспектами, сближение бухгалтерского и налогового учета, представляется целесообразным рассмотреть следующее предложение.
Из-за различий в правилах ведения бухгалтерского и налогового учета возникают постоянные и временные разницы, учет которых (особенно временных разниц) чрезвычайно усложнен.
Учитывая то, что временные разницы носят временный характер (извините за тавтологию), т.е. в конечном итоге, через известный промежуток времени эти разницы между данными бухгалтерского и налогового учета устраняются (и сумма налога по прибыли по этим операциям в налоговом и бухгалтерском учете становятся равными!), то представляется целесообразным сближение бухгалтерского и налогового учета проводить по пути устранения отличий в бухгалтерском и налоговом учете, приводящих к образованию временных разниц.
Тогда останутся только постоянные разницы, учет которых более реален, обоснован и легче контролируется. - Столбов Евгений Павлович - аудитор ООО (г. Москва)
К.И.: Устранение различий в правилах ведения бухгалтерского и налогового учета возможно по нескольким направлениям.
Во-первых, можно изменять установленный налоговым законодательством порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в сторону сближения с правилами бухгалтерского учета. В этом случае необходимо внесение поправок в Налоговый кодекс и здесь решающую роль будет играть воля законодателя.
Относительно самостоятельно проводить курс на сближение бухгалтерского и налогового учета можно и путем корректировки правил бухгалтерского учета. Однако возможности здесь значительно уже. Написать в бухгалтерском учете правила налогового законодательства легко, но тогда бухгалтерский учет не будет исполнять свою главную и, на самом деле, единственную общественную функцию – формирование достоверной информации о реальном финансовом состоянии организации. Поэтому внутренние изменения правил бухгалтерского учета возможны только по ограниченному количеству вопросов, например, предоставлению организациям права учета в составе операционных расходов суммовых разниц и процентов за кредит, возникающих при приобретении ценностей. Надеюсь, что в этом направлении соответствующая работа будет проводиться.
А на самом деле вопрос уже потерял былую остроту, поскольку, как мне известно, Институт профессиональных бухгалтеров России выпустил Рекомендации по применению ПБУ 18/02, где определены условия принятия к учету временных разниц. Тем самым публично заявлено об основных способах применения принципа рациональности ведения бухгалтерского учета, который состоит в определении условий, когда признание временных разниц является целесообразным. Во всех остальных случаях временные разницы могут быть переквалифицированы в постоянные. Это уже выход из той довольно сложной ситуации, в которой оказались организации после вступления в силу ПБУ 18/02.
Корр.: В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1951 N 3316, от 25.06.1971 N 434 издан приказ Министра Гражданской авиации от 16 марта 1984 N 50 "Об утверждении и введении в действие "Правил предоставления льготного проезда работникам МГА и подчиненных ему предприятий..." В пункте 3 настоящего приказа предусмотрено предоставление льгот по проезду воздушным транспортом к месту проведения отпуска, санаторно-курортного лечения... Эти положения включены и в Коллективный договор ОАО "Аэропорт Рощино", а также в трудовые договоры с работниками. Вышеуказанные постановления СМ СССР и приказ МГА официально не отменены.
Стоимость авиабилетов в данном случае должна ли признаваться расходами, принимаемыми для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда (подп. 7 или 25 ст. 255 НК РФ)? - Коноплев Валерий Александрович (г. Тюмень)
К.И.: В настоящее время подготавливается проект данному вопросу, который будет направлен на согласование в Минфин России.
Корр.: Подскажите, пожалуйста, при оплате фирмой штрафа налоговой инспекции за несвоевременное оповещение об открытии расчетного счета возникла разница между бухгалтерским и налоговым учетом (расходы, не учитываемые в налоговом учете). Является ли данная разница постоянной разницей и если да, то как она списывается? - Ольга (Москва)
К.И.: Действительно, в случае оплаты фирмой штрафа налоговой инспекции за несвоевременное оповещение об открытии расчетного счета возникающая в этом отчетном периоде разница квалифицируется как постоянная.
Постоянные разницы, в отличие от временных разниц, в последующие периоды не отслеживаются и не списываются.
Корр.: Является ли предприятие с 01.01.2004 плательщиком налога на прибыль (24%) с доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, если оно не соответствует критерию "сельскохозяйственный товаропроизводитель" (выручка от реализации с/х продукции менее 70%)? - Андрей Николаевич (Липецк)
К.И.: Если организация не соответствует критерию "сельскохозяйственный товаропроизводитель", она является с 01.01.2004 года плательщиком налога на прибыль в общеустановленном порядке.
Корр.: Относятся ли в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу в соответствии с главой 25 НК РФ, расходы по оплате за квотирование рабочих мест в г. Москве? - Танзиля Зиевна (Москва)
К.И.: Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов (Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установления квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размер и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Москве действует Закон города Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве от 12.11.1997 N 47, согласно которому работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение месяца со дня их введения создать или выделить рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или внести на специальный счет Фонда занятости населения г. Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного, в рамках установленных квот.
Таким образом, работодатель имеет право создать либо выделить рабочие места на своем предприятии, либо внести плату в рамках установленных квот, т.е. осуществляет указанные расходы в рамках своей деятельности.
Учитывая требования статьи 252 НК РФ, расходы организации, связанные с обязательной платой за каждого нетрудоспособного инвалида, учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии со статьей 264 НК РФ.
Корр.: Банк заключил договор с организацией на проведение рекламной кампании. После проведения рекламной кампании получил акт выполненных работ, оказанных услуг. Достаточно ли договора и акта выполненных работ для документального подтверждения расходов по рекламе для целей исчисления налога на прибыль или нужны еще какие-то документы? - Елена Иванова (Москва)
К.И.: Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, для учета расходов для целей налогообложения необходимы документы, подтверждающие факт осуществления расходов и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода. Указанными документами, в частности, могут быть договор и акт выполненных работ.
Корр.: Можно ли учитывать в составе расходов организации расходы на такси до аэропорта в городе командирования и от аэропорта до дома при отправлении работников организации в служебные командировки? Эти расходы можно признать экономически обоснованными и документально подтвержденными? - Николай Федоров (Санкт-Петербург)
К.И.: В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, затраты на:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
- оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Порядок направления в командировки и возмещения расходов по проезду к месту командировки изложен в инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее – Инструкция).
В соответствии с пунктом 12 Инструкции расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированному работнику в размере: стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.
Командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.
Необходимо отметить, что указанные расходы на командировку учитываются для целей налогообложения прибыли только при наличии подтверждений о производственном характере командировки. Указанная позиция была отражена в пункте 9 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
Корр.: В случае передачи автомобилей в уставный фонд предприятия следует ли принимающей стороне увеличивать первоначальную стоимость автомобиля на сумму платежей, уплаченных за переоформление паспорта, т.к. изменен владелец? (Транспорт для целей налогообложения принят к учету по остаточной стоимости налогового учета передающей стороны.) - Рось Л.В. (г. Оренбург)
К.И.: Указанные расходы формируют первоначальную стоимость объекта основных средств в соответствии с п.1 статьи 257 НК РФ.
Корр.: Наша организация перечислила в Общероссийскую общественную организацию "Российский Красный Крест" 100000 рублей для пострадавших от теракта в г. Беслане. Каков порядок учета данной суммы для определения налоговой базы по налогу на прибыль? - Фомушкина Лариса Васильевна (Москва)
К.И.: В соответствии с пунктом 16 статьи 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав и расходов, связанных с такой передачей).
Средства, перечисленные вашей организацией для пострадавших в г. Беслане, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Корр.: Скажите, пожалуйста, может ли МНС РФ в Вашем лице выступить инициатором обсуждения и посредником в решении проблемы взаимодействия предприятий-экспортеров с государственными предприятиями-комиссионерами? Проблема заключается в невыполнении налогового законодательства предприятиями-экспортерами в части своевременного документального подтверждения понесенных расходов, связанных с деятельностью ФГУП (комиссионеров). - Лев Латышев (Нижний Новгород)
К.И.: Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что основанием для внесения записей в регистры бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, подтверждающие хозяйственные операции.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (статья 1005 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1008 ГК в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре дополнительных требований к отчету агента, к нему должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (статья 1011 ГК).
При определении объема представляемых вместе с отчетом копий документов о движении денежных средств и имущества принципала следует исходить из того, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 ГК, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.
Таким образом, по сделкам, по которым агент выступал в роли поверенного (заключенным от имени принципала), к отчету агента должны прилагаться оправдательные документы - все копии первичных документов, относящихся к проводимым в рамках таких сделок операциям (статья 974 ГК), которые и будут первичными для отражения операций в бухгалтерском учете принципала.
По операциям в рамках сделок, совершенных агентом от своего имени, требований приложения копий первичных документов агента (комиссионера) по реализации имущества принципала (комитента) напрямую законодательством не установлено.
Кроме того, поскольку сделка совершается между комиссионером и третьим лицом без указания на собственника имущества, то копии первичных документов по таким сделкам не могут быть первичными для отражения в учете у принципала (комитента).
В таком случае для отражения в учете всего полученного агентом за счет принципала в случаях, когда агент выступал в роли комиссионера, принципал должен иметь первичный документ, содержащий обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Федерального Закона "О бухгалтерском учете".
Этим документом при соблюдении необходимых условий может быть и отчет агента. При этом сохраняется требование статьи 1011 ГК об обязательном предоставлении копий первичных документов о расходах, произведенных агентом за счет принципала, которые являются основанием для составления отчета агента.
Однако следует иметь в виду, что статьей 1008 ГК закреплена обязанность агента представлять отчеты в установленном договором порядке. Данное положение защищает интересы принципала, который на основании отчетов агента определяет не только сумму причитающегося агенту вознаграждения, но и контролирует состояние своих дел, ведение которых поручено агенту. Налоговые органы не могут влиять на договорные отношения между налогоплательщиками.
Корр.: У нашего предприятия до реорганизации были основные средства, отраженные на 01 счете. После реорганизации комитет по имуществу как бы внес наши же основные средства в качестве уставного капитала. Какие бухгалтерские проводки в данном случае мы должны были сделать? - Екатерина (Нарьян-Мар)
К.И.: В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В этой связи необходимо обратиться за разъяснениями в Минфин России.
Корр.: Возникла ситуация, когда нормативные акты по налоговому законодательству, принятые Федеральными законами, в различных субъектах РФ применяются по-разному:
Налогообложение при экономии на процентах по договору беспроцентного займа - УМНС по Московской области не признает доходом, УМНС по Самарской области разъясняет, что необходимо учесть, исходя из рыночных цен, в составе внереализационных доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Прошу пояснить позицию МНС РФ по приведенной ситуации. - Татьяна Николаевна (Самара)
К.И.: Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не содержит положений, которые устанавливают порядок определения для целей налогообложения доходов в случаях, когда налогоплательщик получает беспроцентный заём.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала" НК РФ.
Глава "Налог на прибыль организаций" НК РФ не дает оценки "экономической выгоды", поэтому получение беспроцентного займа не представляется возможным признавать доходом.
Точка в данном вопросе поставлена решением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.08.2004 N 3009/04.
Корр.: Учитывается ли в целях налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов процент (дисконт) по собственному векселю, при соблюдении условий, перечисленных в п. 1 ст. 269 и п. 8 ст. 272 НК РФ?
К.И.: Да, учитывается в составе внереализационных расходов процент (дисконт) по собственному векселю, при соблюдении условий, перечисленных в пункте 2 статьи 265, пункте 1 статьи 269, пункте 8 статьи 272 и статье 328 НК РФ.
Корр.: Почему Департамент налогообложения прибыли не дает разъяснений налогового законодательства по письменным запросам предприятий, направленных в адрес МНС РФ, а направляет их для рассмотрения в региональные органы УМНС? - Татьяна (Самара)
К.И.: Департамент рассматривает те вопросы и те письма налогоплательщиков, которые являются наиболее сложными и по которым, как правило, ранее не высказывалась позиция Департамента. В управления МНС России по субъектам Российской Федерации для подготовки ответа направляются те запросы организаций, по которым позиция Департамента уже доводилась до налоговых органов.
Корр.: Предприятие занимается несколькими видами деятельности. Раздельный учет затрат отсутствует, поэтому расходы распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.
Включаются ли в суммарный объем всех доходов обороты, связанные с погашением векселей? - Лидия Александровна (Челябинск)
К.И.: Согласно пунктам 1, 2 статьи 249 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем).
Учитывая изложенное, в выручку для целей налогообложения прибыли включаются и доходы, полученные при погашении векселей.
Корр.: Подлежит ли включению в налоговую базу по налогу на прибыль стоимость имущества, полученного по договору безвозмездного пользования? - Влад (Московская обл.)
К.И.: Данный вопрос находится на согласовании с Минфином России.
Корр.: Организация-производитель хлебобулочных изделий реализует по договору поставки свою продукцию. Условиями договора предусмотрено, что покупатель вправе возвратить товар, не реализованный в пределах срока годности.
Вправе ли организация – производитель уменьшить свои доходы в целях исчисления налога на прибыль на сумму расходов на приобретение сырья (мука, яйца, молоко и др.), использованного в производстве продукции, не реализованной в пределах срока годности? - Лидия Ивановна (Липецк)
К.И.: В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, и убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 статьи 274 НК РФ под убытком понимается разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения. При этом статьей 265 НК РФ определен перечень убытков, относящихся к внереализационным расходам.
Учитывая положения главы 25 НК РФ (в частности, статей 252, 272, 274) стоимость материально-производственных запасов, покупных товаров в момент их ликвидации не может рассматриваться для целей налогообложения как расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Следовательно, стоимость товара, возвращенного организации и в дальнейшем нереализованного и не использованного в производственной деятельности, не может уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Корр.: Основное средство введено в эксплуатацию в декабре 1999 года. В 2002 году объект не принят в состав амортизируемого имущества, т.к. не использовался в целях налогового учета. В 2003 году объект начинает использоваться в деятельности, направленной на получение доходов, а в 2004 опять передается в структурное подразделение, не участвующее в получении доходов, и исключается из состава амортизируемого имущества, после чего по истечении шести месяцев продается.
1. По какой стоимости следует принять этот объект к налоговому учету в январе 2003 года, если его первоначальная стоимость 3000 тыс. руб., остаточная на 31.12.2001 - 2152,9 тыс. руб., остаточная на 31.12.2002 - 1729,4 тыс. руб.?
2. Как будет определяться в налоговом учете результат от реализации этого объекта (учитывая данные пункта 1), если начислено амортизации за период вхождения объекта в состав амортизируемого имущества с января 2003 по декабрь 2003 года - 423,5 тыс. руб. и за период с 01.01.2004 по 30.06.2004, когда объект перестал входить в состав амортизируемого имущества - 211,8 тыс. руб. При условии, что цена реализации составила 700 тыс. руб.? - Сыроватская В. (Астрахань)
К.И.: В пункте 2 статьи 256 НК РФ приведен перечень амортизируемого имущества, по которому не начисляется амортизация, а пунктом 3 статьи 256 НК РФ указаны основания, по которым основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ.
Ни в том, ни в другом случае неиспользование основного средства "в целях налогового учета" не является основанием для прекращения начисления амортизации.
В связи с этим необходимо исправить допущенную ошибку и произвести перерасчет амортизации в целях налогообложения прибыли и в случае, если объект имущества не использовался в деятельности, направленной на получение дохода, то начисленная амортизация должна была быть исключена из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В связи с допущенной ошибкой не представляется возможным дать ответ на основе предложенных в вопросе данных.
Корр.: Принимаются ли в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль предприятия, занимающегося добычей полезных ископаемых, расходы по оплате труда работников, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера для работ по поливу зеленых насаждений, высадке цветов, уборке листьев с газонов, расположенных возле офиса на территории, отведенной предприятию? - Тамошайтис Е. (Астрахань)
К.И.: Перечень расходов в главе 25 НК РФ является открытым. При этом расходы должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Что касается расходов по санитарному обслуживанию и озеленению территории возле офиса организации, то подобные расходы, в том числе и заработная плата работников, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера, выполняющих эти работы, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при соблюдении требований, установленных п.1 ст. 252 НК РФ в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами субъектов Российской Федерации, по содержанию территории, прилегаемой к предприятию.
Корр.: На нашем предприятии 1 раз в 3 года производится дорогостоящий ремонт печи. Для этого в течение трех лет предприятие начисляет резерв на ремонт печи. При этом в течение года осуществляется средний и текущий ремонт производственного оборудования, данные расходы в течение отчетного периода включаются в прочие расходы.
Можно ли создавать резерв только на дорогостоящий ремонт основного средства, а расходы на текущий ремонт ОС, производимые в течение года, относить на затраты? - Гладкова Е. (Вологодская обл.)
К.И.: Главой 25 НК РФ не предусмотрено создание резерва только на дорогостоящий ремонт (т.к. в расчете участвует стоимость всех объектов основных средств: как тех, по которым планируется проведение ремонта, так и тех, по которым ремонт не планируется).
В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
Корр.: Подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что к материальным расходам производственного характера относятся, в частности, услуги по контролю за соблюдением установленных технологических процессов.
Услуги каких организаций и какие именно услуги можно отнести к указанным выше? Возможно ли платные услуги госсанэпидемстанций по контролю за безопасностью производимых товаров признать согласно данному подпункту материальными расходами производственного характера, учитывая, что санитарно-эпидемиологический контроль является обязательным для ряда производственных организаций (например, изготовление пищевых продуктов)? - Вилина Алла (Липецк)
К.И.: Расходы, учитываемые для целей главы 25 НК РФ, должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
При применении подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ, в частности, оплаты услуг сторонних организаций по контролю за соблюдением технологических процессов следует принимать расходы по оплате услуг соответствующих органов и учреждений, которые осуществляют подобный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы по оплате услуг госсанэпиднадзора организации в части контроля за соблюдением установленных технологических процессов могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организации, если такой контроль предусмотрен в Положении о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. При этом указанные расходы должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Корр.: Как поступить в следующей ситуации. В июле 2004 года наша организация, являющаяся бюджетным учреждением, произвела расходы на строительно-монтажные работы по созданию передаточного устройства. В бухгалтерском учете по акту приемки-передачи оприходовано основное средство по стоимости, равной сумме затрат на строительно-монтажные работы. В налоговом учете данная сумма признана по п. 5 ст. 270 НК РФ "в виде расходов по приобретению или созданию амортизируемого имущества". В августе 2004 года созданное основное средство безвозмездно передано муниципальному унитарному предприятию производственному объединению коммунального хозяйства.
Вопрос: верно ли отнесение расходов в сумме стоимости основного средства к п. 5 ст. 270 НК РФ; не признается ли объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операция по безвозмездной передаче имущества муниципальному унитарному предприятию согласно пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ; имеем ли мы право сторнировать расходы п. 5 ст. 270 НК РФ по причине безвозмездной передачи имущества? - Татьяна Дж. (Тольятти МУЗ)
К.И.: Согласно пункту 2 статьи 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему услуги).
В соответствии с пунктом 16 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Исходя их изложенного, бюджетное учреждение при передаче основного средства безвозмездно муниципальному унитарному предприятию не вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы в виде стоимости переданного основного средства.
Корр.: Если наша организация обнаружила доходы за 2000 год, обязаны ли мы представлять уточненную декларацию за 2000 год по налогу на прибыль или нет? - Матвеев С.В. (Оренбург)
К.И.: В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Порядок внесения изменений в декларацию по налогу на прибыль определен статьей 81 НК РФ.
Вместе с тем, согласно статье 87 НК РФ, камеральной и выездной налоговой проверкой налогоплательщиков могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, при обнаружении в 2004 году расходов, не учтенных при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2000 год, перерасчет налоговых обязательств осуществлен быть не может.
Что касается представления уточненной декларации по неучтенным доходам за 2000 год, организация должна решить данный вопрос самостоятельно.
Корр.: Имеет ли право организация начислять амортизацию в налоговом учете по неотделимым улучшениям арендованного имущества (в отличие от бухучета в главе 25 НК РФ не предусмотрено включение неотделимых улучшений в состав собственных основных средств). Можно ли неотделимые улучшения арендованного имущества стоимостью до 10 тыс. руб. отнести к материальным расходам? (Примечание: все требования ст. 252 НК РФ по указанным расходам выполнены.) - Наталья (Ульяновск)
К.И.: В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
При этом амортизируемым имуществом являются основные средства и нематериальные активы. Под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Одновременно, нематериальными активами в целях настоящей главы признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
В соответствии со статьей 623 Гражданского кодекса Российской Федерации произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. В случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
Учитывая вышеизложенное, отделимые улучшения, производимые арендатором по арендуемому имуществу, могут классифицироваться для целей налогообложения как объект основных средств. При этом норма амортизации по этому объекту определяется исходя из срока полезного использования в соответствии с классификацией основных средств, определяемой Правительством Российской Федерации, либо, в случае отсутствия объектов основных средств в амортизационных группах, в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей (пункт 5 статьи 258 НК РФ).
В случае же, если арендатор осуществляет неотделимые улучшения арендованного имущества и арендодатель не возмещает арендатору понесенные им расходы, то подобные затраты не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в соответствии с Главой 25 НК РФ (вне зависимости от стоимости улучшения)
Корр.: Местный налог, ошибочно начисленный и уплаченный предприятием в 2001 г., был отнесен в установленном порядке на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Ошибка выявлена в 2004 г., сданы уточненные декларации за соответствующие периоды.
Должно ли предприятие заплатить пени по налогу на прибыль, начисленные с момента совершения ошибки? Недоплата по налогу на прибыль произошла по причине ошибочной переплаты другого налога. Кроме того, согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает при наличии оснований для его начисления. Основание для доплаты суммы налога на прибыль у предприятия появилось в 2004 г., когда им самостоятельно была обнаружена ошибка, подана уточненная декларация и доплачен налог. - Бриль Любовь Александровна (Выборг, Ленинградская область)
К.И.: Статья 81 НК РФ обязывает налогоплательщика внести изменения и дополнения в налоговую декларацию, если он обнаружит неотражение, неполноту отражения или ошибки, приводящие к занижению суммы налога.
Статья 75 НК РФ, регламентирующая порядок начисления пеней за неуплату налогов и сборов, предусматривает начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Освобождение от начисления пеней по одному налогу в связи с переплатой другого НК РФ не предусматривает, тем более что речь, по всей видимости, идет о разных бюджетах.
Поскольку был занижен налог на прибыль за 2001 год, подлежащий уплате, то пени должны начисляться на сумму недоимки в установленном порядке, начиная со срока его уплаты за 2001 год. Начисляться они будут по разным уровням бюджетов с учетом недоимок и переплат, которые у автора вопроса существовали до момента уплаты налога по совершенной ошибке в 2004 году.
Замечу, что для того, чтобы избежать ответственности согласно пункту 4 статьи 81 НК РФ (а это – возможный штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ), автор вопроса обязан был при подаче уточненных деклараций уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Корр.: Будет ли правильным формирование НОП в части отражения резерва по ссудной задолженности (по 254-П), если при переходе из 1 гр. риска во 2 гр. резерв был полностью восстановлен по 1 гр., потом создан по 2 гр. риска? - Коркина Екатерина (г. Оренбург)
К.И.: В части применения Положения Банка России N 254-П сделан запрос в Центральный банк Российской Федерации. После получения ответа налогоплательщикам будет сообщено дополнительно.
Корр.: Строительная организация (заказчик-застройщик) строит квартиры на продажу. У нее имеется вспомогательное производство (производит материалы для строительства - железобетонные изделия). Материалы передаются на строительство объектов-домов. Право собственности на готовый объект переходит с момента подписания акта приемки госкомиссией. Когда возникает налогооблагаемая база по налогу на прибыль: в момент передачи изготовленных материалов на строительство дома или в момент подписания акта приемки (переход права собственности)? - Елена (Череповец)
К.И.: В данном случае следует руководствоваться пунктом 1 статьи 39 НК РФ. Исходя из положений указанной статьи, реализации железобетонных изделий не возникает, поскольку право собственности не переходит при передаче в производство строительных материалов, изготовленных на своем вспомогательном производстве.
Корр.: Предприятием приобретена техническая литература стоимостью более 10 тыс. руб. Амортизация по литературе в целях налогового учета не начисляется. Следует ли принять на 01 счет в целях налогового учета? - Людмила (г. Оренбург)
К.И.: В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежат амортизации приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.
При этом обращаю внимание, что при решении вопроса о принятии к учету приобретенной литературы следует исходить из стоимости каждой книги (журнала и т.д.), а не из их совокупной стоимости (стоимости покупки).
Корр.: В заключение нашего интервью еще раз благодарим Вас от всех посетителей нашего сервера, получивших компетентные и понятные ответы на свои вопросы. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжено.
К.И.: Спасибо. Я тоже буду рад продолжению нашего сотрудничества.
В роли корреспондента компании "Консультант Плюс" выступила редактор www-сервера КонсультантПлюс С.А. Верещагина. Фото - Т.М.Тверецкий