Интернет-интервью с Н.А. Овчинниковым,
Статс-секретарем – заместителем Министра внутренних дел РФ:
"Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск на современном этапе"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью cо Статс-секретарем – заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенантом милиции, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Овчинниковым, которое состоялось 29 марта 2007 года.

Тема интервью: "Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск на современном этапе". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

Н.А. ОвчинниковНа сегодняшний день МВД России является не только самой многочисленной правоохранительной структурой, но и ведомством, в сферу деятельности которого входит весьма значительный спектр вопросов, регулируемый самыми разными отраслями российского права. Именно с сотрудниками этого ведомства граждане чаще всего соприкасаются в повседневной жизни: и на автодороге, и на улице, и в общественном транспорте, и в паспортном столе. Поэтому и вопросов по направлениям деятельности органов внутренних дел и внутренних войск возникает множество.

КонсультантПлюс: Уважаемый Николай Александрович, давайте начнем наше интервью с вопроса Андрея Александровича Маслова из Вологды. Он спрашивает: какое место и роль занимает МВД России в системе обеспечения национальной безопасности, достаточно ли для этого полноценной правовой базы?

Николай Александрович: Под национальной безопасностью Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальная безопасность Российской Федерации включает внешнюю безопасность и внутреннюю безопасность. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О безопасности" на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, к которым относится в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации, возложены задачи по обеспечению национальной безопасности.

Напомню, основными задачами МВД России, в частности, являются:
- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
- организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
- обеспечение охраны общественного порядка;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
- организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций.

Необходимо отдельно отметить, что для устранения причин и условий, укрепления общественной безопасности и принятия системных мер упреждающего характера Министерством внутренних дел реализуется многоуровневая государственная система профилактики.

Главным результатом деятельности государственной системы профилактики правонарушений можно обоснованно считать остановленный рост тяжких и особо тяжких преступлений.

Особое внимание уделяется и исполнению Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Напомню, цель Программы – сокращение к 2012 году количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 1,5 раза.

В настоящее время в России также продолжается работа по становлению и развитию правовой базы национальной безопасности Российской Федерации. Совершенствуются как законодательные, так и ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности системы, что позволяет адекватно реагировать на вызовы, связанные с уровнем криминализации общества. Так, в настоящее время разрабатывается ряд основополагающих проектов федеральных законов, к которым относятся: "О правоохранительной службе в Российской Федерации", "Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", "Об основах участия населения в обеспечении правопорядка", "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и другие проекты, направленные на совершенствование деятельности МВД России.

Почему на сайтах МВД нет полной статистики преступности в России (представленная информация очень скупая)? Представленные данные не согласованы с данными ФСБ и многих других правоохранительных органов. Чем занимаются Ваши статистические службы? Данные о преступности не являются государственной тайной и не могут быть засекречены. – Коновалов Н.Н. (Москва)

Н.А.: В соответствии с утвержденной приказом МВД России от 30 декабря 2005 г. N 1170 инструкцией "О порядке разработки, введения форм статистической отчетности, внесения изменений в действующие, а также порядке представления статистических данных, накапливаемых подразделениями органов внутренних дел" (пункт 23), Главный информационно-аналитический центр МВД России представляет статистические данные средствам массовой информации через Управление общественных связей Административного департамента МВД России.

Собственным сайтом в Интернете ГИАЦ МВД России не располагает.

По имеющейся договоренности ГИАЦ ежемесячно передает для размещения на сайте МВД России статистический сборник "Состояние преступности в России" объемом 45 страниц, в котором довольно полно освещены различные аспекты криминальной ситуации как в России в целом, так и в разрезе субъектов Федерации.

В этом сборнике отражены все зарегистрированные в отчетном периоде преступления и сведения о лицах, их совершивших, независимо от того, каким правоохранительным органом выявлено это преступление или установлено лицо, его совершившее. Таким образом, в сборнике представлены официальные статистические данные, которые направляются в органы государственного управления, другие правоохранительные органы и Росстат.

В случае возникновения необходимости состав размещаемой на сайте информации может быть существенно расширен (например, сведениями о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях в разрезе всех статей Особенной части УК России). Кроме того, по запросам СМИ им может предоставляться интересующая их информация открытого характера.

Как, по Вашему мнению, можно изменить сложившуюся ситуацию в органах правопорядка (коррупция, произвол сотрудников милиции), какие законы еще надо принять для этого? Что предпринимается для изменения негативного отношения большей части общества к милиции? Наступит ли время, когда простому человеку в трудную минуту будет не страшно обращаться за помощью к "стражам порядка" и самое главное - он сможет получить её? - Владимир (г. Санкт-Петербург)

Н.А.: Проблема, конечно, есть, и замалчивать ее никто не собирается. Что мы делаем со своей стороны? Во-первых, происходит постоянное самоочищение рядов – две трети правонарушителей в органах выявлены собственными силами.

В настоящее время вопросы борьбы с коррупцией прорабатываются как в органах исполнительной власти, так и на законодательном уровне. При Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции создана межведомственная рабочая группа, которая разрабатывает проект федерального закона "О противодействии коррупции".

В рамках деятельности данной группы рассматриваются в том числе вопросы, связанные с закреплением в законодательстве Российской Федерации обязанности ежегодного предоставления сотрудниками органов внутренних дел деклараций о крупных расходах, произведенных ими и проживающими совместно с ними членами семьи, для проверки их соответствия задекларированным доходам.

Что касается упомянутого Вами так называемого "произвола сотрудников милиции", то здесь вступают в действие общие нормы законодательства Российской Федерации вплоть до уголовной ответственности отдельных лиц, признанных виновными в конкретных правонарушениях и преступлениях.

Отдельно хочу подчеркнуть, что на протяжении последних трех-четырех лет мы последовательно осуществляем комплекс мер по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел, улучшению работы с населением, повышению уровня доверия граждан к милиции, активно сотрудничаем со СМИ, правозащитными и религиозными организациями. О том, что в этих областях появился определенный результат, свидетельствует, на наш взгляд, устойчивый рост числа обращений граждан в дежурные части ОВД с заявлениями о совершенных в отношении них преступных посягательствах.

Не остаются без реагирования факты нарушений при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о происшествиях. Они становятся предметом специального рассмотрения должностных лиц. Полагаю, что прямым следствием принимаемых нами мер стало снижение числа жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по "телефонам доверия" о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел.

Какие существуют критерии подбора для принятия на службу в МВД и внутренние войска? Насколько действенно психологическое тестирование сотрудников милиции? Какими нормативно-правовыми актами регулируется данный процесс и кто его осуществляет? – Александр (Пермь)

Н.А.: Служба в милиции связана с необходимостью работы в режиме большого напряжения и самоотдачи, высокой степенью риска потери здоровья, а иногда и жизни. Попадая в экстремальные ситуации, сотрудники без необходимых профессионально значимых, личностных, психологических качеств могут нанести непоправимый вред обществу, государству, да и самим себе.

Поэтому при отборе кандидатов на службу в системе МВД России особое значение имеет оценка их социально-психологических и индивидуальных качеств. Это позволяет ограничить прием на службу лиц с неадекватным, дискредитирующим органы внутренних дел поведением, высокой вероятностью нервно-психических срывов при выполнении ими служебных обязанностей.

Профессиональный психологический отбор кандидатов на службу осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации: ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации; ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 и п. 8 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", а также ведомственными нормативными документами: Инструкцией по организации и проведению психологического отбора кандидатов на учёбу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России (письмо ГУК МВД России от 24.06.1996 N 21131640); Методическими указаниями "Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России" (письмо ГУК и КП МВД России от 12.01.2000 N 211373).

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию – не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

Профессиональный психологический отбор кандидатов осуществляется психологической службой МВД России поэтапно и состоит из предварительного, основного и заключительного этапов.

На предварительном этапе профессионального психологического отбора психологами кадровых аппаратов ОВД проводится социально-психологическое изучение кандидатов на службу: мотивов поступления, ведущих интересов, адекватности поведения, особенностей воспитания, проблем в прошлом, отношения к семье, предыдущей деятельности.

На основном этапе профессионального психологического отбора психологами центров психодиагностики осуществляется экспертиза профессиональной психологической пригодности кандидатов.

Заключительный этап профессионального психологического отбора проводится психологами кадровых аппаратов ОВД с целью оценки соответствия личностных качеств кандидата требованиям профессиональной деятельности.

В итоге по результатам изучения материалов личных дел, профессионального психологического обследования устанавливается группа психологической пригодности кандидатов: рекомендованные в первую очередь (I группа), рекомендованные (II группа), "условно" рекомендованные (III группа) и не рекомендованные (IV группа).

Только в течение 2006 года психологами кадровых аппаратов обследованы 194243 кандидата, из которых 16714 человек были нами не рекомендованы на службу. Такие кандидаты, как правило, имеют негативные личностные черты, асоциальные формы поведения, неудовлетворительную мотивацию к службе. Даже если такие кандидаты и смогли попасть на службу в органы внутренних дел, то среди них значительно больше уволенных на первом году службы по отрицательным мотивам, выше уровень нарушений служебной дисциплины и законности, самоубийств и других видов чрезвычайных происшествий.

В целом психологическое обследование кандидатов на службу представляет собой комплекс мероприятий по изучению социально- и индивидуально-психологических особенностей личности будущих сотрудников органов внутренних дел, способствующий улучшению их качественного состава и повышению эффективности оперативно-служебной деятельности.

Могу ли я быть принят на работу в ОВД, если я был уволен по собственному желанию, но затем был осужден судом? Судимость погашена. – Игорь (г. Олёкминск РС(Я))

Я был сотрудником МВД и в этот период было совершено ДТП, в результате чего меня осудили по ст. 264 ч. 2 условно, был уволен из МВД, могу ли я после истечения срока восстановиться на службу в МВД? – Виктор Иванович (Тюменская область)

Н.А.: Часть вторая статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" устанавливает, что не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Факт осуждения лица в прошлом за совершение преступления является обстоятельством, препятствующим службе в милиции.

Действующее законодательство не содержит норм, ставящих данный запрет (являющийся безусловным) в зависимость от вида наказания, факта его отбытия и погашения или снятия судимости.

В последнее время очень много говорят о коррупции в государственных органах, в частности и в системе МВД. Депутаты Госдумы предлагают начать жесткую борьбу с коррупцией без принятия мер увеличения денежного содержания сотрудников МВД. Вам известно, что средняя зарплата сотрудников составляет 7000-8000 р. Так не стоит ли государству сначала подумать об увеличении довольствия сотрудников милиции, а затем начать требовать соблюдения законности и начать контроль над сотрудниками? Я понимаю, что депутатам безразлично, какая зарплата у сотрудников милиции. Но боюсь, если они начнут с жестких мер, а зарплату оставят на том же уровне, то в милиции работать будет некому. И кто же тогда будет следить за порядком в нашей стране? Платонов Сергей (Санкт-Петербург)

Н.А.: При поддержке Правительства Российской Федерации, местных органов государственной власти, а также за счет мобилизации собственных ресурсов в последние годы удалось добиться определенных положительных результатов по повышению социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел.

Оценка бюджетных назначений МВД России на 2007 год характеризует в основном социальную направленность бюджета  Министерства: основная доля расходов, более двух третей всего бюджета, приходится на выплаты денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, пособий, компенсаций, пенсий - пенсионерам.

В течение 2005 и 2006 годов в соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации  проведены повышения денежного довольствия сотрудников ОВД. Используя нормы действующего федерального законодательства, МВД России принимаются разовые решения о повышении оплаты труда отдельным категориям личного состава в пределах имеющихся средств. Так, введены надбавки сотрудникам ОМОН и ОМСН в зависимости от стажа службы, сотрудникам и работникам центров для содержания иностранных граждан, а также работникам вновь созданных центров сервисного обслуживания спецтехники. Помимо этого значительно увеличены размеры надбавки сотрудникам органов предварительного следствия.

Перспективным финансовым планом Российской Федерации с учетом реализации мероприятий по включению в оклады по званию денежной продовольственной компенсации предусмотрены размеры и сроки повышения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. Так, с 1 января 2007 года заработная плата сотрудников ОВД увеличена на 10 процентов. К концу текущего года общее увеличение выплат повысится еще на 19 процентов. Произойдет это за счет увеличения окладов по званию на 608 рублей и соответственно других дополнительных выплат: процентной надбавки за выслугу лет; премий; материальной помощи; единовременного денежного вознаграждения по итогам года с одновременной отменой выплаты ежемесячной продовольственной компенсации.

Следует учесть, что положительный эффект этого повышения состоит не только в номинальном увеличении денежного довольствия, а и в том, что ежемесячная денежная продовольственная компенсация, размер которой не пересматривался с 2001 года, переходит в состав регулярно индексируемого денежного содержания, учитываемого в том числе и при исчислении пенсий в системе МВД России. При этом общее увеличение денежного довольствия сотрудников и военнослужащих в 2007 году составит более 30 процентов.

В результате предпринятых мер мы имеем устойчивую динамику реального роста денежного довольствия сотрудников милиции. Так, в 2005 году старший оперуполномоченный РОВД, капитан милиции с выслугой 10 лет получал на руки порядка 9 тыс. рублей, милиционер патрульно-постовой службы (сержант с пятилетней выслугой) - 6,5 тыс. рублей.  Сейчас эти суммы составляют соответственно 11,2 тыс. и 8,1 тыс. рублей. В декабре 2008 года благодаря дальнейшим повышениям уровня заработной платы эти суммы составят 15,5 и 11,0 тыс. рублей в месяц. При этом стоит учесть, что это уровень оплаты сотрудников низового (районного) звена.

Исходя из указанных параметров повышения денежного довольствия, в 2007-2008 годах будут проиндексированы и пенсии, выплачиваемые пенсионерам системы МВД России. К концу 2007 года их размеры в среднем составят: по выслуге лет - 5500 рублей в месяц, по инвалидности - 5800 рублей, по случаю потери кормильца - 2850 рублей. К концу 2008 года размеры этих видов пенсий в сравнении с 2006 годом возрастут в среднем на 45% и их среднее значение в месяц составит 6300, 6600 и 3300 рублей соответственно.

Можно сказать, что комплекс предпринятых мер по повышению денежного довольствия и соответственно пенсий в системе МВД России явился важнейшей составляющей для создания предпосылок повышения заинтересованности в службе в органах внутренних дел и снижения оттока кадров.

Несколько лет назад с сотрудников МВД сняли льготы, компенсировав их повышением зарплаты. На сегодняшний день эта "компенсация" несоизмерима с ростом инфляции. Когда наконец-то у сотрудников МВД будет достойная зарплата? – Анна (Омская область)

Н.А.: При подготовке и реализации мероприятий по монетизации льгот,  предоставлявшихся ранее  и сотрудникам органов внутренних дел (предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), Правительством Российской Федерации и МВД России предприняты необходимые меры по недопущению ухудшения их материального положения.

В целом сотрудникам, а также пенсионерам МВД России сохранен ранее существовавший уровень социальных гарантий. Оставлены без изменений действующая система денежного довольствия и порядок пенсионного обеспечения; медицинское обеспечение в медицинских учреждениях МВД России; санаторно-курортное обслуживание в системе МВД России; обязательное государственное страхование; возмещение ущерба в случае гибели или увечья; бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно; пособие на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения; выплата единовременного пособия при увольнении со службы (до 20 окладов денежного содержания); выплата денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников органами социальной защиты населения.

С 1 января 2005 года введены новые гарантии и компенсации: оплата за медицинское обслуживание, предоставленное в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения; новый размер ежемесячной денежной компенсации сотрудникам за наем (поднаем) жилых помещений, предусмотренный договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более 1500 руб. в Москве и Санкт-Петербурге; 1200 руб. в других городах и районных центрах; 900 рублей в прочих населенных пунктах; выплаты ежемесячного социального пособия в течение 5 лет сотрудникам, уволенным без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы от 15 до 20 лет; денежная компенсация пенсионерам МВД России в размере фактически уплаченного земельного налога и налога на имущество физических лиц; выплаты сотрудникам один раз в год для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Льготным категориям граждан, включая льготников из числа  сотрудников, а также пенсионеров МВД России, ряд натуральных льгот заменен на ежемесячные денежные выплаты. Наряду с ежемесячной выплатой им, как и всем федеральным льготникам, предоставляется набор социальных услуг (социальный пакет).

Установлены компенсационные выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников в размере 60 процентов от фактических расходов по оплате коммунальных и других видов услуг. Указанные выплаты производятся органами социальной защиты населения по месту жительства на основании справок, выдаваемых уполномоченными подразделениями системы МВД России.

Сохранены и реализуются в полном объеме нормы обязательного государственного страхования сотрудников и выплаты в возмещение вреда. С 1 января 2005 года сотрудникам отменено право на бесплатный проезд в общественном транспорте, а также льготы по уплате налога на имущество физических лиц и налога на землю. При этом повышен размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы до 120 процентов (отдельным категориям военнослужащих и сотрудников, проходящим службу в г. Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области - до 200 процентов). В настоящее время в среднем  это компенсационное повышение составляет (с учетом удержания налога на доходы физических лиц): для рядового состава – порядка 750 рублей, для офицеров – 1000 рублей в месяц.

Учитывая, что повышенная надбавка не в полной мере компенсировала расходы на проезд отдельным категориям сотрудников (оперативно-следственные работники, участковые уполномоченные милиции, сотрудники патрульно-постовой службы), издан приказ МВД России от 3 февраля 2005 года N 67, предусматривающий  временный порядок обеспечения проездными документами на все виды общественного транспорта в служебных целях.

Если милиционеру обучение будут оплачивать спонсоры через переводы от организаций, повлияет ли это на рост по службе и могут ли потом назначить зам. нач. УВД на вышестоящую должность? - Колташева Татьяна (Сургут, ХМАО)

Н.А.: Подобное спонсорство, несомненно, повлияет на карьеру и судьбу данного сотрудника.

Согласно статье 10 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, сотруднику органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности.

Перемещение же сотрудника на вышестоящую должность осуществляется соответствующим начальником по результатам аттестации, которая проводится в соответствии со статьей 17 Положения

Вывод аттестационной комиссии о возможности перемещения сотрудника на вышестоящую должность производится на основании всестороннего и объективного рассмотрения деловых, нравственных и личных качеств аттестуемого, его отношения к выполнению служебных обязанностей.

Наличие установленных данных о том, что оплата обучения сотрудника милиции "спонсором" осуществлялась за действия (бездействие)  в пользу "спонсора" или представляемых им лиц (если такие действия входят в служебные полномочия сотрудника милиции либо он в силу должностного положения может способствовать таким действиям), будет являться основанием для принятия к сотруднику милиции соответствующих мер.

Когда МВД России планирует подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона об участии граждан в охране общественного порядка? Существует ли концепция этого законопроекта, насколько он, по Вашему мнению, актуален и востребован в настоящее время? - Квасников Юрий Дмитриевич (г. Вологда)

Н.А.: Такой законопроект существует. Он направлен на создание условий для реализации прав населения, проживающего на территории Российской Федерации, на защиту от противоправных посягательств и его консолидацию для участия в обеспечении правопорядка, а также призван урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением на добровольной основе гражданами и их объединениями охраны общественного порядка и оказания ими содействия должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов в исполнении обязанностей по обеспечению правопорядка.

Актуальность данного законопроекта подтвердили Парламентские слушания на тему "Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка", состоявшиеся 22 марта 2007 года.

В настоящее время данный законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Какие контрольные функции осуществляют органы внутренних дел в Российской Федерации в отношении коммерческих организаций (по отношению к принадлежащей им собственности)? Какими нормативно-правовыми актами данная деятельность регламентируется в настоящее время? И  какие проекты законов и ведомственных актов в данной области прорабатываются на законодательном уровне? - Прохорович Артём (Санкт-Петербург)

Н.А.: В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" милиции предоставлено право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, а также изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз.

В МВД России издан приказ от 2 августа 2005 г. N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", который устанавливает четкий порядок проведения проверок и ревизий как одного из полномочий органов внутренних дел, закрепленных в Законе.

В соответствии с пунктами 33 и 35 части 1 статьи 11 Закона милиция вправе участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, а также при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Детальная регламентация указанных прав милиции содержится в изданных приказах МВД России от 16 марта 2004 N 177 "Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и совместном приказе МВД России N 76 и МНС России АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов и порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", который в частности, утверждает Инструкцию о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок.

В соответствии с данными приказами возможно в установленном порядке производить снятие копий с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, истребовать недостающие документы, производить выемку документов и предметов, в том числе электронных носителей информации.

Также в соответствии со статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сотрудники милиции по ряду составов административных правонарушений имеют право проводить изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице и досмотре транспортного средства.

Скажите, когда в нашей стране примут законы, предусматривающие ужесточение ответственности за торговлю наркотиками, их распространение? - Виктор (Иркутская область)

Н.А.: В Российской Федерации действует достаточно скоординированный круг нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков.

Среди них особое место занимает Уголовный кодекс Российской Федерации, который содержит обширный перечень статей, предусматривающих ответственность за оборот наркотических средств и психотропных веществ:
- часть вторая статьи 188 (Контрабанда). Предусматривается ответственность в том числе за перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ;
- статья 228 (Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов);
- статья 228.1 (Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов);
- статья 228.2 (Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ);
- статья 229 (Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ);
- статья 230 (Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ);
- статья 231 (Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества);
- статья 232 (Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ).

Отдельные из указанных преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Применительно к поставленному вопросу необходимо учесть, что за совершение преступления, предусмотренного статьей 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, судом в качестве максимального наказания может быть назначено лишение свободы сроком от 8 до 20 лет.

За деяния, предусмотренные статьей 229 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком от 8 до 15 лет.

Статья 230 также имеет достаточно суровые санкции – максимальное наказание сроком от 6 до 12 лет.

Предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации санкции за преступления, связанные с оборотом наркотиков, на наш взгляд, объективны, соответствуют степени общественной опасности преступлений и принципу справедливости, закрепленному в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Приведенное выше свидетельствует, что санкции указанных статьей Уголовного кодекса Российской Федерации позволяют применять суровые меры наказания, в том числе в виде лишения свободы на значительный срок. Однако это зависит в большей степени от судебной практики.

Анализ законопроектов, находящихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что процесс совершенствования уголовного законодательства в данной области продолжается.

Так, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 213889-4 "О внесении изменений в статьи 57 и 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации", положения которого направлены на усиление уголовного наказания за преступления, связанные со сбытом наркотических средств и психотропных веществ.

Наряду с уголовной ответственностью имеется широкий спектр мер и административного характера. Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за такие правонарушения:
- статья 6.8 (Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов);
- статья 6.9 (Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача);
- статья 6.10 (Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ);
- статья 6.13 (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров);
- статья 20.22 (Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).

В соответствии с Федеральным законом "О милиции" возможно предоставление жилья сотруднику милиции. В течение какого срока службы в органах внутренних дел на низшей должности может быть предоставлено жилье? - Макарова Елена (г. Тула)

Н.А.: В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Жилые помещения таким гражданам должны предоставляться с учетом положений части 1 статьи 57 ЖК РФ, т.е.  в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривающей возможность предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан вне очереди.

Таким образом, жилые помещения могут быть предоставлены лишь сотрудникам милиции, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, в порядке очередности, исходя из времени принятия сотрудников на учет, а в отдельных случаях - вне очереди.

При этом срок получения жилья законодательством Российской Федерации не ставится в зависимость от категории должности, в том числе низшей.

Кроме того, согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В связи с этим, для рассмотрения вопроса о принятии  на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации необходимо обращаться в орган местного самоуправления по месту жительства. При этом они должны отвечать двум требованиям: нуждаться в получении жилого помещения и быть малоимущими.

Согласно части пятой статьи 30 Закона "О милиции" сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов.

Вместе с тем бюджетное законодательство Российской Федерации не предусматривает предоставления физическим лицам ссуд за счет бюджетных средств.

Таким образом, применение части пятой статьи 30 Закона "О милиции" в настоящее время на практике не реализуется в связи с вышеуказанным обстоятельством. 

Какие новации предполагаются в правовом регулировании предоставления жилья сотрудникам органов внутренних дел, в том числе в предоставлении жилищных сертификатов? Какие правовые инициативы в вопросе выделения жилищных сертификатов предполагает осуществить Министерство внутренних дел Российской Федерации? - Алексеев Юрий (Новгородская область)

Н.А.: Комплексное решение вопросов обеспечения жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации законодательно будет урегулировано в рамках находящегося на согласовании в федеральных органах исполнительной власти проекта федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации" и находящегося в Государственной Думе проекта федерального закона N 215011-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Проектом федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации" определены единые концептуальные подходы к решению жилищной проблемы для всех категорий служащих, состоящих на должностях правоохранительной службы.

Так, указанным законопроектом предлагается предоставлять служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, выдаваемую с учетом его стажа правоохранительной службы и условий ее прохождения.

Проект Федерального закона N 215011-4 направлен на приведение положений статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" в соответствие с нормами Жилищного кодекса  Российской Федерации. Законопроектом установлены основания признания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также нормы и порядок предоставления указанных жилых помещений. Сотрудников милиции и совместно проживающих с ними членов их семей, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания по месту прохождения службы, на период службы предлагается обеспечивать служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитиях специализированного жилищного фонда Российской Федерации.

Кроме того, проектом федерального закона N 215011-4 предлагается осуществлять принятие на учет сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по месту прохождения службы в соответствующем органе внутренних дел Российской Федерации.

Предоставление сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

 Постановлением  Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Указанные нормативные правовые акты детально регламентируют процедуру выдачи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации государственных жилищных сертификатов на период до 2010 года включительно, и  в  настоящее  время  внесения  изменений в них не требуется.

Какова перспектива получения сертификата 47-летнего сотрудника (должность содержится за счет федерального бюджета), проживающего в общежитии, имеющего право на пенсию и ежегодно оформляющего необходимые документы, получить жилищный сертификат? - Алексеев Юрий (Новгородская область)

Н.А.: Государственные жилищные сертификаты выделяются в соответствии с требованиями подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865.

Правилами выпуска и реализации жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, определено, что право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и подлежащие увольнению (уволенные) со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В пункте 10 вышеназванных Правил указано, что в общую продолжительность службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Какие-либо исключения Правилами не предусмотрены.

Скажите, пожалуйста, как сейчас молодому сотруднику милиции стать на очередь для получения жилья? В каких правовых документах это оговорено? - Александр (Ростов-на-Дону)

Н.А.: В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (после 1 марта 2005 года) осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими по месту своего жительства. Принятие граждан на жилищный учет по месту работы (службы) не предусмотрено.

Основания для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставление жилого помещения по договору социального найма оговорены статьями 49 и 51 ЖК РФ, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В МВД России идет реализация мер социальной поддержки членов семей погибших военнослужащих. Первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений предусмотрено членам семей погибших. Как долго ждать и как узнать о продвижении дел? Жду уже три года. Местное самоуправление ссылается на московских чиновников. Помогите, пожалуйста. - Алина Светлана Викторовна (Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак)

Н.А.: Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (с изменениями и дополнениями) членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилой площади. При этом жилье указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Право на его получение не распространяется на членов семей военнослужащих - граждан, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

Учитывая изложенное, жилье для указанной категории семей должно предоставляться в первоочередном порядке по мере поступления жилых помещений для распределения с обязательным условием, что данная семья до гибели кормильца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Сроки предоставления жилья действующим законодательством не оговорены.

По вопросу о сроках обеспечения жильем необходимо обращаться в кадровый аппарат по месту прохождения службы погибшего военнослужащего.

Я более 20 лет прослужил в милиции, разведен. Работая в ОВД, долгое время стоял первым в списке на улучшение жилищных условий. В январе 2005 года был вынужден уйти на пенсию. По выходе на пенсию жилья не имею, временно проживаю с бывшей женой. В УМТ и ХО ГУВД МО мне ответили, что на меня не распространяются льготы, предоставляемые Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Действительно ли, что сотрудники милиции не относятся к военнослужащим и, соответственно, на них не распространяются льготы, предусмотренные этим законом? - Извеков А.В. (Одинцово, Московская область)

Н.А.: На сотрудников милиции не распространяется действие Закона "О статусе военнослужащих". В момент Вашего увольнения со службы из органов внутренних дел Российской Федерации в январе 2005 года действовал Жилищный кодекс РСФСР. Статья 32 Жилищного кодекса РСФСР содержала запрет на снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с организацией в связи с уходом на пенсию. Таким образом, Вы не можете быть сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, и в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохраняете право состоять на учете до получения жилого помещения.

Я ушел на пенсию из МВД в звании прапорщика милиции, подскажите, положено ли мне пользоваться бесплатным лечением? - Валентин (Санкт-Петербург)

Н.А.: Безусловно. Согласно статьям Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 23 декабря 1992 года N 4202-1, сотрудники органов внутренних дел,  имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, имеют право на обеспечение медицинской помощью, в том числе на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), но только в медицинских учреждениях системы МВД России.

Кроме того, сотрудники МВД, вышедшие на пенсию до введения в действие указанного Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (до 13 января 1993 года) также имеют право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, но только если они были уволены со службы  в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении).

Скажите, пожалуйста, как нам разобраться в следующей ситуации. Лицензионно-разрешительная служба УВД по Сахалинской области выдает сотруднику частного охранного предприятия удостоверение на охранную деятельность с указанием пределов деятельности только по Сахалинской области, тогда как охранники с материка имеют право такой деятельности на территории всей России. Хотелось бы понять, почему нас заставляют при смене ЧОПа менять удостоверение охранника? - Артём (Сахалин)

Н.А.: В настоящее время порядок получения и форма удостоверения частного охранника нормативными правовыми актами не регламентированы. В соответствии с требованиями статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. N 2487-1 порядок выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Соответствующий проект Постановления Правительства Российской Федерации в части утверждения порядка выдачи удостоверения частного охранника находится на согласовании в Аппарате Правительства Российской Федерации.

Исходя из положений указанного Закона, а также Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 600, Инструкции об организации работы по осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447, удостоверение частного охранника выдается органами внутренних дел по месту жительства гражданина и действует на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями указанных нормативных правовых актов удостоверение частного охранника подтверждает его правовой статус как работника конкретного охранного предприятия. Учитывая сложившуюся практику работы органов внутренних дел, такое удостоверение выдается в каждом случае трудоустройства охранника по новому месту работы в охранном предприятии.

В связи с вышеизложенным можно признать требования сотрудников подразделения ЛРР УВД по Сахалинской области в отношении определения пределов действия удостоверения частного охранника только Сахалинской областью неправомерными.

Применимы ли методы проверки, регламентированные ГОСТом Р51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", отделом ГИБДД МВД к владельцам - собственникам автотранспортных средств? Если поставщики и производители проходят сертификацию согласно, например, "Правилам по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. N 19, где целый раздел посвящен не только безопасности, а сертификации, обязательной в целом (Приложение 14)? - Щербакова Ольга (Магнитогорск)

Н.А.: В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня его вступления в силу до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. К таким документам относятся в том числе государственные стандарты Российской Федерации.

В частности, указанный Вами ГОСТ Р 51709-2002 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" в соответствии с разделом "1. Область применения" распространяется на автотранспортные средства, эксплуатируемые на автомобильных дорогах, и должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых транспортных средств по критериям безопасности. Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, охраны окружающей среды и являются обязательными.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что ГОСТ Р 51709-2002  в соответствии с постановлением Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 признан национальным стандартом Российской Федерации, применение Госавтоинспекцией методов проверки, регламентированных указанным стандартом, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

16.03.2007 сотрудниками ГИБДД УВД СВАО г. Москвы мой автомобиль был остановлен для проверки документов примерно в 1 ч. 30 мин. За рулем находился водитель, внесенный мною в страховку при покупке автомобиля. Его пригласили в патрульную машину. Через три минуты один из сотрудников ГАИ сел за руль моего автомобиля и повез меня в неизвестном направлении. Патрульная машина последовала за нами. Я возмутилась. После выяснения намерений представителя власти оказалось, что меня везут на медэкспертизу по поводу запаха алкоголя от водителя!? Когда сотрудник ГИБДД узнал, что я являюсь собственником автомобиля, быстро его припарковал на приличном расстоянии от места остановки и направился к напарнику. Водитель вернулся ко мне и объяснил, что ему было предложено пройти экспертизу, и он не отказался. Ключи от автомобиля, права, техпаспорт сотрудники  ГАИ отдавать не собирались. Сообщили, что в протоколе укажут отказ от прохождения медэкспертизы. После этого мой водитель отправился на такси за свидетелями. Как только сотрудники ГАИ узнали об этом, то сразу вызвали эвакуатор. Я позвонила водителю, и он вызвал милицию, позвонив по 02. Эвакуатор приехал быстро, меня силой вытащили из машины. Я пыталась образумить представителей эвакуатора, но они сообщили, что подчиняются ГИБДД. В момент отправки эвакуатора подъехал мой водитель со свидетелями и сотрудниками милиции. Представители ГИБДД, не ознакомив нас ни с одним из составленных ими документов и даже не представившись с самого начала, сели в свой автомобиль и уехали... На следующий день мы приехали в отдел ГИБДД (ул. Вешних вод), написали заявление, ознакомились с протоколами. (Ни в одном из них про меня ни слова нет.) Также есть расхождения во времени составления протоколов, причине задержания, а адрес указан не по фактическому месту составления, а по месту остановки. Заплатили 2500 руб., чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки.

Прошу Вас разъяснить, на основании каких правовых документов действовали представители ГИБДД? Имели они право без моего согласия сесть за руль моего автомобиля и везти меня куда-либо от моего дома, а также отправлять автомобиль на штрафстоянку? - Нина (г. Москва)

Н.А.: Инспектор ГИБДД должен был осуществить следующие действия:
- при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 27.12), о чем составить соответствующий протокол (ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ);
- составить протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ);
- при наличии отказа пройти медицинское освидетельствование составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.26 КоАП РФ;
- осуществить задержание транспортного средства путем помещения его  на специализированную стоянку (ч. 1. ст. 27.13 КоАП РФ), о чем составить соответствующий протокол (ч. 4 ст. 27.13 КоАП РФ);
- при подтверждении факта управления в состоянии опьянения актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения составить в отношении лица, управлявшего транспортным средством, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, а в отношении собственника транспортного средства, передавшего управление лицу, находившемуся в состоянии опьянения, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ.

В случае нарушения сотрудниками Госавтоинспекции установленного порядка Вы вправе обжаловать их действия в вышестоящем органе или в суде, которые дадут соответствующую правовую оценку.

КонсультантПлюс: Николай Александрович, благодарим Вас за интервью.


В подготовке и проведении интервью с Н.А. Овчинниковым участвовала редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: