Должностная инструкция участкового уполномоченного полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция участкового уполномоченного полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2024 N 16-877/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ за побои.
Решение: Удовлетворено.При этом в материалах дела имеется должностной регламент (должностная инструкция) стажера по должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и ПДН отдела полиции N 2 УМВД России по г. Перми ФИО20 А.Ф., в соответствии с которой ФИО21 А.Ф. должен принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, вправе осуществлять действия, предусмотренные законом (л.д. 196-199).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ за побои.
Решение: Удовлетворено.При этом в материалах дела имеется должностной регламент (должностная инструкция) стажера по должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и ПДН отдела полиции N 2 УМВД России по г. Перми ФИО20 А.Ф., в соответствии с которой ФИО21 А.Ф. должен принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, вправе осуществлять действия, предусмотренные законом (л.д. 196-199).
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N 70-АПУ16-4
Приговор: По ст. 317 УК РФ за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Определение ВС РФ: Приговор изменен, вводная часть приговора дополнена указанием об участии в деле адвоката.С учетом всех обстоятельств дела суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия потерпевшего Б. носили правомерный и необходимый характер, соответствовали требованиям закона и его должностной инструкции участкового уполномоченного полиции, а осужденный совершил посягательство на жизнь Б. как сотрудника правоохранительного органа в целях воспрепятствования его законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, который в момент случившегося находился в форменной одежде и выполнял свой служебный долг сотрудника полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Приговор: По ст. 317 УК РФ за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Определение ВС РФ: Приговор изменен, вводная часть приговора дополнена указанием об участии в деле адвоката.С учетом всех обстоятельств дела суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия потерпевшего Б. носили правомерный и необходимый характер, соответствовали требованиям закона и его должностной инструкции участкового уполномоченного полиции, а осужденный совершил посягательство на жизнь Б. как сотрудника правоохранительного органа в целях воспрепятствования его законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, который в момент случившегося находился в форменной одежде и выполнял свой служебный долг сотрудника полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Административное право. Общая часть: Учебник"
(Братановский С.Н.)
("Директ-Медиа", 2013)Первые две группы составляют права, способствующие непосредственной реализации правового статуса служащего. Среди них исходя из специфики правоохранительного органа в первую очередь можно назвать права, предоставляемые различным категориям служащих. Например, Закон "О полиции" наделяет полицейских правами применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т.п. Вторая группа прав предоставляется отдельным служащим правоохранительной службы. Ярким примером могут служить ведомственные акты, наделяющие служащих правоохранительных органов правами по составлению протоколов об административных правонарушениях, осуществлению административного задержания и иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Правами по осуществлению оперативно-розыскной деятельности также наделяются конкретные служащие правоохранительных органов. Отдельными правами наделяются участковые уполномоченные полиции, судебные приставы и служащие других правоохранительных органов. К этой же группе прав относятся права, содержащиеся в должностных инструкциях.
(Братановский С.Н.)
("Директ-Медиа", 2013)Первые две группы составляют права, способствующие непосредственной реализации правового статуса служащего. Среди них исходя из специфики правоохранительного органа в первую очередь можно назвать права, предоставляемые различным категориям служащих. Например, Закон "О полиции" наделяет полицейских правами применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т.п. Вторая группа прав предоставляется отдельным служащим правоохранительной службы. Ярким примером могут служить ведомственные акты, наделяющие служащих правоохранительных органов правами по составлению протоколов об административных правонарушениях, осуществлению административного задержания и иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Правами по осуществлению оперативно-розыскной деятельности также наделяются конкретные служащие правоохранительных органов. Отдельными правами наделяются участковые уполномоченные полиции, судебные приставы и служащие других правоохранительных органов. К этой же группе прав относятся права, содержащиеся в должностных инструкциях.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(под науч. ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2016)5. Существенной является необходимость дополнительно установить противоправность действий (бездействия), которые повлекли причинение вреда. Речь в данном случае идет о необходимости дополнительного установления противоправности действий (бездействия), которые специально определены гражданским законодательством (ст. ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079, 1095, 1100 ГК РФ). В этих ситуациях в качестве гражданского ответчика выступают другие лица, а не сами подозреваемые или обвиняемые. Так, СК по УД ВС РФ установила, что потерпевшему причинен вред в результате незаконных действий должностного лица - старшего участкового уполномоченного полиции по делам несовершеннолетних, который при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с осуществлением функции представителя власти по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, превысил свои должностные полномочия, т.е. совершил действия, явно выходящие за пределы полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и должностной инструкцией. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган <1>.
(постатейный)
(под науч. ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2016)5. Существенной является необходимость дополнительно установить противоправность действий (бездействия), которые повлекли причинение вреда. Речь в данном случае идет о необходимости дополнительного установления противоправности действий (бездействия), которые специально определены гражданским законодательством (ст. ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079, 1095, 1100 ГК РФ). В этих ситуациях в качестве гражданского ответчика выступают другие лица, а не сами подозреваемые или обвиняемые. Так, СК по УД ВС РФ установила, что потерпевшему причинен вред в результате незаконных действий должностного лица - старшего участкового уполномоченного полиции по делам несовершеннолетних, который при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с осуществлением функции представителя власти по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, превысил свои должностные полномочия, т.е. совершил действия, явно выходящие за пределы полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и должностной инструкцией. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган <1>.
Нормативные акты
Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205
(ред. от 06.02.2024)
"О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"
(вместе с "Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке", "Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)11. Служебные обязанности и права участкового уполномоченного полиции (помощника участкового уполномоченного полиции) конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции) <4>.
(ред. от 06.02.2024)
"О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"
(вместе с "Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке", "Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)11. Служебные обязанности и права участкового уполномоченного полиции (помощника участкового уполномоченного полиции) конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции) <4>.
Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166
(ред. от 08.09.2016)
"Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 N 27763)2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции может привлекаться к выполнению служебных обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), в порядке, установленном частью 8 статьи 31 и статьей 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом возложение на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.
(ред. от 08.09.2016)
"Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 N 27763)2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции может привлекаться к выполнению служебных обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), в порядке, установленном частью 8 статьи 31 и статьей 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом возложение на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.