Формы окончания предварительного расследования

Подборка наиболее важных документов по запросу Формы окончания предварительного расследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О некоторых проблемах завершающего этапа дознания в сокращенной форме
(Кузнецова Е.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 3)
Уголовно-процессуальный закон не закрепляет четкого алгоритма проверки прокурором материалов уголовного дела. Отдельные положения раскрывают ведомственные нормативные акты. Например, Приказ Генпрокуратуры России от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" дает рекомендации прокурору, на что необходимо обращать внимание при проверке материалов уголовного дела. В ст. 226.8 УПК РФ закреплены только некоторые ориентиры для прокурора: какие обстоятельства могут служить основаниями для возвращения дела для производства дознания в общем порядке. Отметим, что это единственная форма окончания предварительного расследования в российском уголовном судопроизводстве, где законодатель закрепил (хотя бы частично) перечень обстоятельств, которые необходимо установить прокурору при проверке материалов уголовного дела. По другому пути идут законодатели некоторых стран бывшего Союза ССР. Так, в ст. 263 УПК Республики Беларусь предусмотрен конкретный перечень вопросов, подлежащих разрешению прокурором по уголовному делу, поступившему для направления в суд. Полагаем, что подобная детальная регламентация в УПК РФ определенного перечня обстоятельств, подлежащих проверке, несомненно повысила бы качество прокурорского надзора как в рамках дознания в сокращенной форме, так и при других формах окончания предварительного расследования.
Статья: Деятельность прокурора в уголовном процессе как реализация принципа субсидиарности ветвей власти
(Корешникова Н.Р.)
("Законность", 2023, N 3)
Российское законодательство до определенной степени учитывает отмеченное правовое положение прокурора. На наш взгляд, несвойственна для обвинения деятельность прокурора, связанная с оценкой результатов расследования, реализацией полномочий по представлению стороны обвинения или даже государства в целом <11>. Приведем примеры: а) прокурор в соответствии с ч. 4 ст. 96 УПК дает согласие следователю (дознавателю) не уведомлять о задержании подозреваемого при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта такого задержания (за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним); б) прокурор с участием следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника составляет досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.3 УПК); в) в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица (ч. 5 ст. 114 УПК); г) итоговый процессуальный документ, с которым уголовное дело направляется в суд в большинстве форм окончания предварительного расследования, утверждается прокурором, он же непосредственно направляет уголовное дело в суд (ст. ст. 221, 226, 226.8 УПК); д) уголовное дело в случае выявления препятствий для его рассмотрения, а также для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке (ч. 1.1 ст. 237 УПК) возвращается судом именно прокурору (ч. 4 ст. 226.9, ст. 237 УПК); е) прокурор поддерживает в суде обвинение, сформированное по итогам предварительного расследования, при этом он вправе изменить обвинение в ходе предварительного слушания, что может, в свою очередь, повлечь изменение подсудности (ч. 5 ст. 236 УПК), а также вправе отказаться в судебном разбирательстве от обвинения полностью или в части при наличии предусмотренных законом обстоятельств или изменить обвинение в сторону его смягчения (ч. 7 и 8 ст. 246 УПК); ж) прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред (ч. 1 ст. 136 УПК); з) запросы, поступившие от компетентных органов иностранного государства, об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации, рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ (ст. 459 УПК), при этом именно прокуратура определяет возможность осуществления уголовного преследования и организует соответствующее расследование путем дачи поручения следственным органам.