Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Пункт 6 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляя правило о том, что сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, направлен на обеспечение интересов данного вида службы и призван гарантировать ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством."
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2024 N 88-16665/2024 (УИД 03RS0004-01-2023-000095-27)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с грубым нарушением служебной дисциплины; 5) О признании служебной проверки незаконной.
Обстоятельства: Истец полагает, что комиссия, которой поручено проведение служебной проверки, намеренно не приобщила акты уничтожения уголовных дел к материалам служебной проверки, поскольку их наличие свидетельствует об отсутствии в его действии признаков дисциплинарного проступка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Согласно пункту 4 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является, в частности, совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с грубым нарушением служебной дисциплины; 5) О признании служебной проверки незаконной.
Обстоятельства: Истец полагает, что комиссия, которой поручено проведение служебной проверки, намеренно не приобщила акты уничтожения уголовных дел к материалам служебной проверки, поскольку их наличие свидетельствует об отсутствии в его действии признаков дисциплинарного проступка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Согласно пункту 4 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является, в частности, совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Однако с какой же целью вводятся законодателем составы грубых дисциплинарных проступков на государственной службе? Единственным их отличием от прочих является то, что за их совершение предполагается возможность прекращения служебных отношений или наложения наиболее серьезных дисциплинарных взысканий. Например, согласно ч. 5 ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины может применяться такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 того же Закона за совершение грубого дисциплинарного проступка сотрудник может быть уволен. Однако парадоксальным образом Закон о службе в органах внутренних дел не устанавливает обязанности руководителя привлечь сотрудника органа внутренних дел к ответственности, относя решение этого вопроса к его полному усмотрению. Между тем в соответствии с эпиграфом к данной работе следовало более заботиться не о тяжести, а о неотвратимости взыскания.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Однако с какой же целью вводятся законодателем составы грубых дисциплинарных проступков на государственной службе? Единственным их отличием от прочих является то, что за их совершение предполагается возможность прекращения служебных отношений или наложения наиболее серьезных дисциплинарных взысканий. Например, согласно ч. 5 ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины может применяться такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 того же Закона за совершение грубого дисциплинарного проступка сотрудник может быть уволен. Однако парадоксальным образом Закон о службе в органах внутренних дел не устанавливает обязанности руководителя привлечь сотрудника органа внутренних дел к ответственности, относя решение этого вопроса к его полному усмотрению. Между тем в соответствии с эпиграфом к данной работе следовало более заботиться не о тяжести, а о неотвратимости взыскания.
Статья: К вопросу о юридической ответственности как мере государственного принуждения
(Ожегова Г.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Другим примером является перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" <9>, при этом необходимо добавить, что данный пример может выступать и примером лишений личного характера, в связи с чем считаем верным в данном случае говорить о системности лишений.
(Ожегова Г.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Другим примером является перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" <9>, при этом необходимо добавить, что данный пример может выступать и примером лишений личного характера, в связи с чем считаем верным в данном случае говорить о системности лишений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024)2. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024)2. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел.