Нк обжалование решений
Подборка наиболее важных документов по запросу Нк обжалование решений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 138 "Порядок обжалования" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")СТАТЬЯ 138 "ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")СТАТЬЯ 138 "ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ" НК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 208 "Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)С учетом изложенного Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отменила принятые судебные акты и отказала в удовлетворении требований предпринимателя в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 123 НК РФ, в части требований об оспаривании решения налогового органа о доначислении НДФЛ направила дело на новое рассмотрение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)С учетом изложенного Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отменила принятые судебные акты и отказала в удовлетворении требований предпринимателя в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 123 НК РФ, в части требований об оспаривании решения налогового органа о доначислении НДФЛ направила дело на новое рассмотрение.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Необходимо также иметь в виду, что предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок обжалования такого решения считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в жалобе налогоплательщика доводы, опровергающие выводы налогового органа. При этом в случае, когда соответствующие доводы приведены только в заявлении, поданном в суд, на налогоплательщика применительно к части 1 статьи 111 АПК РФ могут быть полностью или в части отнесены судебные расходы по делу независимо от результатов его рассмотрения.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Необходимо также иметь в виду, что предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок обжалования такого решения считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в жалобе налогоплательщика доводы, опровергающие выводы налогового органа. При этом в случае, когда соответствующие доводы приведены только в заявлении, поданном в суд, на налогоплательщика применительно к части 1 статьи 111 АПК РФ могут быть полностью или в части отнесены судебные расходы по делу независимо от результатов его рассмотрения.
Статья: Срок на возврат налога при отмене уголовного преследования руководителя
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 33)После вынесения апелляционного определения по уголовному делу 26 июня 2019 г. и до истечения трехлетнего срока после перечисления последнего платежа компания могла в течение более чем года обратиться с заявлением о возврате налога в налоговый орган либо в суд. Однако ею не принимались меры, предусмотренные главой 19 НК РФ, по обжалованию решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения путем обращения в арбитражный суд.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 33)После вынесения апелляционного определения по уголовному делу 26 июня 2019 г. и до истечения трехлетнего срока после перечисления последнего платежа компания могла в течение более чем года обратиться с заявлением о возврате налога в налоговый орган либо в суд. Однако ею не принимались меры, предусмотренные главой 19 НК РФ, по обжалованию решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения путем обращения в арбитражный суд.
Статья: О размере штрафа за налоговое правонарушение (при недоимке)
(Заверюха Л.С.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)- пункт 1 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ говорит, что обжалованное решение налогового органа вступает в силу со дня утверждения решения вышестоящим органом (здесь мы имеем полную аналогию со вступлением в силу судебного решения после его признания законным апелляционной инстанцией. - Примечание Л.З.);
(Заверюха Л.С.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)- пункт 1 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ говорит, что обжалованное решение налогового органа вступает в силу со дня утверждения решения вышестоящим органом (здесь мы имеем полную аналогию со вступлением в силу судебного решения после его признания законным апелляционной инстанцией. - Примечание Л.З.);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также нужно иметь в виду, что приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения, регулируемые иными нормативными правовыми актами. Поэтому если налоговый орган, осуществляя административную деятельность, реализует свои полномочия, вытекающие из иных нормативных правовых актов, то положения Налогового кодекса Российской Федерации к обжалованию его решений, действий (бездействия) в этом случае не применимы. Это, например, касается полномочий налоговых органов, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в рамках применения которого налоговые органы наделены правом по вынесению предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, которые подлежат оспариванию по общим правилам безотносительно к требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (см. об этом, например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 78-КА19-2).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также нужно иметь в виду, что приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения, регулируемые иными нормативными правовыми актами. Поэтому если налоговый орган, осуществляя административную деятельность, реализует свои полномочия, вытекающие из иных нормативных правовых актов, то положения Налогового кодекса Российской Федерации к обжалованию его решений, действий (бездействия) в этом случае не применимы. Это, например, касается полномочий налоговых органов, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в рамках применения которого налоговые органы наделены правом по вынесению предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, которые подлежат оспариванию по общим правилам безотносительно к требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (см. об этом, например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 78-КА19-2).
Готовое решение: В какой срок обжаловать решение налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)Негативным последствием пропуска срока и такого отказа будет то, что вы потеряете возможность подать жалобу в суд. Так как в суд можно обратиться только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Негативным последствием пропуска срока и такого отказа будет то, что вы потеряете возможность подать жалобу в суд. Так как в суд можно обратиться только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Готовое решение: Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если налоговый орган доначислил недоимку, пени, штрафы в результате переквалификации сделки или статуса и характера деятельности налогоплательщика и вынес решение об их бесспорном взыскании, данное решение можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 138 НК РФ). Однако оспорить решение налогового органа о бесспорном взыскании налога лишь на том основании, что контролерами не соблюден судебный порядок взыскания налога, удается не всегда. К такому выводу, в частности, пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.07.2013 N 3372/13. Суть его позиции сводится к следующему. Порядок взыскания налогов, предусмотренный пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, призван обеспечить судебный контроль за законностью доначисления налогов в результате изменения юридической квалификации сделки. Если такой контроль был осуществлен при рассмотрении спора о признании незаконным решения по проверке, которым были доначислены спорные суммы, и вступившим в силу судебным решением доначисления в результате переквалификации сделки признаны законными, то несоблюдение судебного порядка взыскания налога не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
(КонсультантПлюс, 2022)Если налоговый орган доначислил недоимку, пени, штрафы в результате переквалификации сделки или статуса и характера деятельности налогоплательщика и вынес решение об их бесспорном взыскании, данное решение можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 138 НК РФ). Однако оспорить решение налогового органа о бесспорном взыскании налога лишь на том основании, что контролерами не соблюден судебный порядок взыскания налога, удается не всегда. К такому выводу, в частности, пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.07.2013 N 3372/13. Суть его позиции сводится к следующему. Порядок взыскания налогов, предусмотренный пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, призван обеспечить судебный контроль за законностью доначисления налогов в результате изменения юридической квалификации сделки. Если такой контроль был осуществлен при рассмотрении спора о признании незаконным решения по проверке, которым были доначислены спорные суммы, и вступившим в силу судебным решением доначисления в результате переквалификации сделки признаны законными, то несоблюдение судебного порядка взыскания налога не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Готовое решение: Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган доначислил вам недоимку, пени, штрафы в результате переквалификации сделки или статуса и характера деятельности и вынес решение о ее бесспорном взыскании, вы можете обжаловать данное решение в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 138 НК РФ). Однако оспорить решение налогового органа о бесспорном взыскании налога лишь на том основании, что контролерами не соблюден судебный порядок взыскания налога, удается не всегда. К такому выводу, в частности, пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.07.2013 N 3372/13. Суть его позиции сводится к следующему. Порядок взыскания налогов в судебном порядке, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, призван обеспечить судебный контроль за законностью доначисления налогов в результате изменения налоговым органом юридической квалификации сделки. Если такой контроль был осуществлен при рассмотрении спора о признании незаконным решения по проверке, которым были доначислены спорные суммы, и вступившим в силу судебным решением доначисления в результате переквалификации сделки признаны законными, то несоблюдение судебного порядка взыскания налога не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган доначислил вам недоимку, пени, штрафы в результате переквалификации сделки или статуса и характера деятельности и вынес решение о ее бесспорном взыскании, вы можете обжаловать данное решение в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 138 НК РФ). Однако оспорить решение налогового органа о бесспорном взыскании налога лишь на том основании, что контролерами не соблюден судебный порядок взыскания налога, удается не всегда. К такому выводу, в частности, пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.07.2013 N 3372/13. Суть его позиции сводится к следующему. Порядок взыскания налогов в судебном порядке, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, призван обеспечить судебный контроль за законностью доначисления налогов в результате изменения налоговым органом юридической квалификации сделки. Если такой контроль был осуществлен при рассмотрении спора о признании незаконным решения по проверке, которым были доначислены спорные суммы, и вступившим в силу судебным решением доначисления в результате переквалификации сделки признаны законными, то несоблюдение судебного порядка взыскания налога не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Статья: Арбитрабельность налоговых споров в Кыргызстане: использование альтернативного правосудия в публичных правоотношениях
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Предоставляя истцу-налогоплательщику в силу статьи 169 Налогового кодекса выбор на подачу иска об обжаловании решения уполномоченного органа (административного акта) в административный или в третейский суд, законодатель либо ставит знак равенства между двумя видами правосудия, построенными на кардинально разных принципах и правилах о распределении бремени доказывания, либо предполагает, что будут разработаны специальные правила рассмотрения налоговых споров по принципам Административно-процессуального кодекса.
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Предоставляя истцу-налогоплательщику в силу статьи 169 Налогового кодекса выбор на подачу иска об обжаловании решения уполномоченного органа (административного акта) в административный или в третейский суд, законодатель либо ставит знак равенства между двумя видами правосудия, построенными на кардинально разных принципах и правилах о распределении бремени доказывания, либо предполагает, что будут разработаны специальные правила рассмотрения налоговых споров по принципам Административно-процессуального кодекса.
Статья: Точечные поправки: что уточнят в Налоговом кодексе в апреле
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 6)С апреля вступают в силу точечные поправки в НК. Теперь действие решения, которое обжалуется в вышестоящем налоговом органе, можно приостановить не только полностью, но и в части. Банковские гарантии теперь преимущественно будут попадать в ИФНС в электронном виде. Обеспечительные меры налоговая будет принимать лишь в отношении имущества, о котором ей фактически известно, и сможет частично отменять или заменять их.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 6)С апреля вступают в силу точечные поправки в НК. Теперь действие решения, которое обжалуется в вышестоящем налоговом органе, можно приостановить не только полностью, но и в части. Банковские гарантии теперь преимущественно будут попадать в ИФНС в электронном виде. Обеспечительные меры налоговая будет принимать лишь в отношении имущества, о котором ей фактически известно, и сможет частично отменять или заменять их.
Готовое решение: Как обжаловать решение вышестоящего налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)Досудебный порядок при обжаловании решения вышестоящего налогового органа не обязателен (п. 2 ст. 138 НК РФ, Письма Минфина России от 22.02.2017 N 03-08-05/10443, от 15.02.2016 N 03-02-08/7996, п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). Поэтому обжаловать такое решение вы можете:
(КонсультантПлюс, 2025)Досудебный порядок при обжаловании решения вышестоящего налогового органа не обязателен (п. 2 ст. 138 НК РФ, Письма Минфина России от 22.02.2017 N 03-08-05/10443, от 15.02.2016 N 03-02-08/7996, п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). Поэтому обжаловать такое решение вы можете:
Статья: Некоторые проблемы обжалования актов органов публичной власти: теория и судебная практика
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)В соответствии с подп. 4 - 5 п. 3 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, вправе отменить обжалуемое решение налогового органа, признать оспариваемые действия или бездействие его должностных лиц незаконными и принять новое решение. Указанное решение может быть принято вышестоящим налоговым органом в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля (п. 5 ст. 140 НК РФ). Однако в случае обжалования решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения данная норма не предусматривает возможность принятия вышестоящим налоговым органом нового решения <53>. В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ высказал правовую позицию, согласно которой вышестоящий налоговый орган вправе рассмотреть указанные материалы в порядке, установленном ст. 101, 101.4 НК РФ, и вынести новое решение. Тем самым вышестоящий налоговый орган не направляет обжалуемое решение на новое рассмотрение, а сам его рассматривает <54>.
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)В соответствии с подп. 4 - 5 п. 3 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, вправе отменить обжалуемое решение налогового органа, признать оспариваемые действия или бездействие его должностных лиц незаконными и принять новое решение. Указанное решение может быть принято вышестоящим налоговым органом в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля (п. 5 ст. 140 НК РФ). Однако в случае обжалования решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения данная норма не предусматривает возможность принятия вышестоящим налоговым органом нового решения <53>. В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ высказал правовую позицию, согласно которой вышестоящий налоговый орган вправе рассмотреть указанные материалы в порядке, установленном ст. 101, 101.4 НК РФ, и вынести новое решение. Тем самым вышестоящий налоговый орган не направляет обжалуемое решение на новое рассмотрение, а сам его рассматривает <54>.