ОРД Наведение справок

Подборка наиболее важных документов по запросу ОРД Наведение справок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 по делу N 77-1806/2024 (УИД 78RS0011-01-2021-004093-14)
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.
Вопреки доводам кассационных жалоб, у суда отсутствовали основания для признания недопустимыми доказательствами материалов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, поскольку каких-либо нарушений при производстве оперативно-розыскных мероприятий не допущено, они проводились в соответствии с требованиями закона для реализации целей и задач, установленных законом "Об ОРД". Изложенное относится как к результатам ОРМ, проведенным с участием П.А.С., так и к результатам ОРМ "наведение справок", в ходе которого получены выписки о движении денежных средств по счету компании "<данные изъяты>". Соответствующее ходатайство стороны защиты о признании этих документов недопустимыми в качестве доказательства рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст. 271 УПК РФ, по нему принято мотивированное решение, несогласие с которым стороны защиты основанием для признания принятого решения незаконным не является.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2023 N 77-45/2023 (УИД 26RS0013-01-2019-000471-14)
Приговор: По п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 163, ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 222.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ (вымогательство; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
Определение: Приговор изменен, исключена ссылка на показания свидетеля как на доказательство виновности осужденного.
Ссылку суда на постановления о предоставлении результатов ОРД следователю, согласно которым 8 февраля 2019 года и 10 июля 2018 года проведены ОРМ "Наведение справок" и "отождествление личности" считает незаконной, поскольку ссылки на листы дела, в которых находятся эти справки, не сделано, сами справки не являются доказательствами; по тем же основаниям незаконна ссылка на постановление о признании вещественными доказательствами изъятого из автомобиля Берсанова телефона и расписок ФИО79.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Автоматизация и дигитализация в правоприменительной практике и формирование доказательственной базы: постановка проблемы
(Маколкин Н.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)
Другой пример лежит в плоскости комплаенса. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" наведение справок, исследование предметов и документов и подобное относится к оперативно-розыскным мероприятиям, которые осуществляются оперативными подразделениями специально уполномоченных на то государственных органов. Поэтому исторически получение сведений из открытых источников вне рамок оперативно-розыскной деятельности чаще всего осуществлялось подразделениями организаций, укомплектованных бывшими сотрудниками правоохранительных органов. Особенную потребность в наведении справок подобного рода о контрагентах испытывали кредитные организации, создававшие специальные подразделения так называемой "экономической безопасности". Это обусловлено обязанностью тщательно идентифицировать клиента и выгодоприобретателя до приема на обслуживание, установленной ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". При этом в результате внесенных в данный Закон изменений в 2014, 2017 и 2019 гг. понятие идентификации клиента стало включать в себя совершение действий по установлению (а значит, и проверке) сведений о самих клиентах, их представителях, бенефициарных владельцах, конечных собственниках или контролирующих лицах, а процесс идентификации был отнесен ст. 3 данного Закона к разновидности осуществления внутреннего контроля.
Статья: Установление владельца адреса криптокошелька в практике правоохранительных органов
(Хайдаров А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 8)
Автором проанализирован правоохранительный опыт (оперативный и следственный) по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с использованием криптовалюты. В статье отмечаются сложности установления владельца адреса криптокошелька в практической деятельности оперуполномоченных и следователей. В статье рассказывается об оперативном и следственном опыте по установлению владельцев криптоадресов с помощью направления запроса на криптобиржу. В статье предлагается направлять запрос на криптобиржу в указанных целях в рамках соответствующего оперативно-разыскного мероприятия "Наведение справок" и следственного действия "Следственный эксперимент". Автор предлагает читателю ознакомиться с типовым планом проведения указанного оперативно-разыскного мероприятия. Такой же план разработан и для производства следственного действия "Следственный эксперимент". Автор сделал вывод, что формирование доказательств на предварительном расследовании происходит с помощью производства следственного действия "Следственный эксперимент", а для представления результатов оперативно-разыскной деятельности следователю оперативники проводят оперативно-разыскное мероприятие "Наведение справок". В заключение статьи автором предлагается описательная часть протокола следственного эксперимента для облегчения внедрения новых методов и техник в доказывание по уголовным делам, связанных с установлением владельца криптоадреса.

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"Об оперативно-розыскной деятельности"
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
Распоряжение Правительства РФ от 04.07.2017 N 1418-р
(ред. от 22.11.2022)
<Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации>
(вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации")
При обработке запросов, направленных в федеральный ресурс о населении в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в том числе в целях наведения справок судом (судьей), органами прокуратуры, органами дознания или следствия, органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, все такие запросы, а также цели их осуществления должны фиксироваться в федеральном ресурсе о населении.