Отказ в ознакомлении с материалами доследственной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в ознакомлении с материалами доследственной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное постановление Московского городского суда от 21.12.2021 N 10-25407/2021
Процессуальные вопросы: Принято постановление об обжаловании бездействия должностных лиц при рассмотрении жалобы.
Решение: Постановление оставлено без изменения.Доводы жалобы о несвоевременном уведомлении и получении заявителем копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, поздним ознакомлением с материалами доследственной проверки, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности, вынесенного судом первой инстанции постановления.
Процессуальные вопросы: Принято постановление об обжаловании бездействия должностных лиц при рассмотрении жалобы.
Решение: Постановление оставлено без изменения.Доводы жалобы о несвоевременном уведомлении и получении заявителем копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, поздним ознакомлением с материалами доследственной проверки, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности, вынесенного судом первой инстанции постановления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судейское усмотрение: сборник статей"
(отв. ред. О.А. Егорова, В.А. Вайпан, Д.А. Фомин; сост. А.А. Суворов, Д.В. Кравченко)
("Юстицинформ", 2020)Конституционным Судом Российской Федерации в своих решениях закреплено право сторон на ознакомление с материалами доследственной проверки после принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
(отв. ред. О.А. Егорова, В.А. Вайпан, Д.А. Фомин; сост. А.А. Суворов, Д.В. Кравченко)
("Юстицинформ", 2020)Конституционным Судом Российской Федерации в своих решениях закреплено право сторон на ознакомление с материалами доследственной проверки после принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Статья: Процессуальные гарантии прав лиц, пострадавших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Какие возможности есть у участников проверки на данном этапе? Во-первых, ознакомиться с материалами проверки. отметить, что несмотря на вышеописанное регулирование данного процесса, органы дознания и предварительного расследования не всегда охотно предоставляют заинтересованным лицам материалы для ознакомления. Должностные лица, вопреки позиции Конституционного Суда РФ, нередко отказывают в реализации данного права, указывая, что оно принадлежит лишь тому лицу, на основании заявления которого была проведена проверка, либо лицу, в отношении которого проверка проводилась. Поэтому зачастую пострадавшим лицам, не имеющим статуса заявителя, в ходе доследственной проверки приходится отдельно доказывать, что проверка затрагивает их права и интересы, путем подачи жалоб на решение об отказе в ознакомлении с материалами, что, безусловно, затягивает данный процесс. Возвращаясь к вопросу о ходатайствах, добавим также, что и заявление об ознакомлении с материалами проверки рассматривается в том же порядке, что и иные обращения граждан, то есть в течение 30 суток. Таким образом, разрешение данного заявления, согласование с должностными лицами даты ознакомления с материалами и непосредственно само ознакомление могут затянуться на несколько месяцев. После ознакомления с материалами проверки пострадавшее лицо будет иметь полное представление о ходе проверки и о ее результатах; владея данной информацией, пострадавший будет иметь возможность подготовить аргументированную жалобу руководителю следственного органа, в прокуратуру или суд.
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Какие возможности есть у участников проверки на данном этапе? Во-первых, ознакомиться с материалами проверки. отметить, что несмотря на вышеописанное регулирование данного процесса, органы дознания и предварительного расследования не всегда охотно предоставляют заинтересованным лицам материалы для ознакомления. Должностные лица, вопреки позиции Конституционного Суда РФ, нередко отказывают в реализации данного права, указывая, что оно принадлежит лишь тому лицу, на основании заявления которого была проведена проверка, либо лицу, в отношении которого проверка проводилась. Поэтому зачастую пострадавшим лицам, не имеющим статуса заявителя, в ходе доследственной проверки приходится отдельно доказывать, что проверка затрагивает их права и интересы, путем подачи жалоб на решение об отказе в ознакомлении с материалами, что, безусловно, затягивает данный процесс. Возвращаясь к вопросу о ходатайствах, добавим также, что и заявление об ознакомлении с материалами проверки рассматривается в том же порядке, что и иные обращения граждан, то есть в течение 30 суток. Таким образом, разрешение данного заявления, согласование с должностными лицами даты ознакомления с материалами и непосредственно само ознакомление могут затянуться на несколько месяцев. После ознакомления с материалами проверки пострадавшее лицо будет иметь полное представление о ходе проверки и о ее результатах; владея данной информацией, пострадавший будет иметь возможность подготовить аргументированную жалобу руководителю следственного органа, в прокуратуру или суд.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 27-П
"По делу о проверке конституционности статьи 21 и статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина О.А. Лаптева"Лицо, по факту смерти близкого родственника которого проводилась доследственная проверка, и адвокат, являющийся его представителем, в случае отказа в ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении со ссылкой на наличие в них сведений, относящихся к государственной тайне, вправе добиваться принятия всех возможных мер для устранения этого препятствия и получения доступа к тем сведениям, которые свидетельствуют о наличии либо отсутствии преступления, с тем чтобы иметь возможность сформировать собственную позицию относительно законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, даже если принятие таких мер потребует со стороны должностных лиц и органов, осуществляющих доследственную проверку, дополнительных усилий, - иное противоречило бы принципам, вытекающим из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности статьи 21 и статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина О.А. Лаптева"Лицо, по факту смерти близкого родственника которого проводилась доследственная проверка, и адвокат, являющийся его представителем, в случае отказа в ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении со ссылкой на наличие в них сведений, относящихся к государственной тайне, вправе добиваться принятия всех возможных мер для устранения этого препятствия и получения доступа к тем сведениям, которые свидетельствуют о наличии либо отсутствии преступления, с тем чтобы иметь возможность сформировать собственную позицию относительно законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, даже если принятие таких мер потребует со стороны должностных лиц и органов, осуществляющих доследственную проверку, дополнительных усилий, - иное противоречило бы принципам, вытекающим из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2015 N 1275-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубкова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2, 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"Что касается права лица, заявившего о преступлении в установленном законом порядке, знакомиться со сведениями, ставшими доступными уполномоченным государственным органам (должностным лицам), то его реализация возможна в силу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 ноября 2014 года N 27-П, согласно которой лицо, по факту смерти близкого родственника которого проводилась доследственная проверка, и адвокат, являющийся представителем этого лица, в случае отказа в ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении со ссылкой на наличие в них сведений, относящихся к государственной тайне, вправе добиваться принятия всех возможных мер для устранения этого препятствия и получения доступа к тем сведениям, которые свидетельствуют о наличии (либо отсутствии) состава преступления, с тем чтобы иметь возможность сформировать собственную позицию относительно законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, даже если принятие таких мер потребует со стороны должностных лиц и органов, осуществляющих доследственную проверку, дополнительных усилий; иное противоречило бы принципам, вытекающим из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубкова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2, 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"Что касается права лица, заявившего о преступлении в установленном законом порядке, знакомиться со сведениями, ставшими доступными уполномоченным государственным органам (должностным лицам), то его реализация возможна в силу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 ноября 2014 года N 27-П, согласно которой лицо, по факту смерти близкого родственника которого проводилась доследственная проверка, и адвокат, являющийся представителем этого лица, в случае отказа в ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении со ссылкой на наличие в них сведений, относящихся к государственной тайне, вправе добиваться принятия всех возможных мер для устранения этого препятствия и получения доступа к тем сведениям, которые свидетельствуют о наличии (либо отсутствии) состава преступления, с тем чтобы иметь возможность сформировать собственную позицию относительно законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, даже если принятие таких мер потребует со стороны должностных лиц и органов, осуществляющих доследственную проверку, дополнительных усилий; иное противоречило бы принципам, вытекающим из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации.