Подсудность дел с участием присяжных заседателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность дел с участием присяжных заседателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование суда присяжных заседателей в России в рамках расширения его подсудности, изменения численного состава и реализации прав граждан на участие в отправлении правосудия: вопросы теории и практики
(Ильюхов А.А.)
("Администратор суда", 2021, N 3)Такое законодательное предписание вызвало неоднозначную реакцию в научной среде, притом что и ст. 19 Конституции Российской Федерации предусматривает прямой запрет на любые формы дискриминации, что также касается и реализации права на выбор суда и права на участие в отправлении правосудия. Это стало поводом обращения граждан в Конституционный Суд Российской Федерации на несоответствие п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ Конституции Российской Федерации и ограничение ею указанных выше прав граждан. Конституционный Суд Российской Федерации, формируя свое решение на Международных актах <1>, признал доводы обоснованными и положения п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ противоречащими Конституции Российской Федерации <2>. Причем расширение подсудности дел с участием присяжных заседателей на районные (городские) суды законодательные ограничения по половому признаку отчасти сняло, предоставив право женщинам на рассмотрение их дел в указанных судах, но по тем делам, по которым не предусмотрено пожизненное лишение свободы.
(Ильюхов А.А.)
("Администратор суда", 2021, N 3)Такое законодательное предписание вызвало неоднозначную реакцию в научной среде, притом что и ст. 19 Конституции Российской Федерации предусматривает прямой запрет на любые формы дискриминации, что также касается и реализации права на выбор суда и права на участие в отправлении правосудия. Это стало поводом обращения граждан в Конституционный Суд Российской Федерации на несоответствие п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ Конституции Российской Федерации и ограничение ею указанных выше прав граждан. Конституционный Суд Российской Федерации, формируя свое решение на Международных актах <1>, признал доводы обоснованными и положения п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ противоречащими Конституции Российской Федерации <2>. Причем расширение подсудности дел с участием присяжных заседателей на районные (городские) суды законодательные ограничения по половому признаку отчасти сняло, предоставив право женщинам на рассмотрение их дел в указанных судах, но по тем делам, по которым не предусмотрено пожизненное лишение свободы.
Статья: Государственная гражданская служба и муниципальная служба как основание для исключения из списков кандидатов в присяжные заседатели
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Развитие уголовно-процессуального законодательства, регулирующего подсудность уголовных дел с участием присяжных заседателей, предполагает совершенствование законодательства, регулирующего основания, в связи с которыми граждане подлежат исключению из списков кандидатов в присяжные заседатели. В настоящее время основаниями для исключения гражданина из списков кандидатов в присяжные заседатели является занятие им государственной должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, прохождение военной службы и службы в правоохранительных органах. В настоящей статье исследуется вопрос о возможности включения в этот перечень таких оснований, как государственная гражданская служба и муниципальная служба. В качестве вывода сформулировано положение о том, что прохождение гражданином государственной гражданской службы и муниципальной службы должно быть внесено в перечень обстоятельств, в связи с которыми граждане подлежат исключению из списков кандидатов в присяжные заседатели. Такой вывод соответствует правовым и социальным особенностям данных видов службы.
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Развитие уголовно-процессуального законодательства, регулирующего подсудность уголовных дел с участием присяжных заседателей, предполагает совершенствование законодательства, регулирующего основания, в связи с которыми граждане подлежат исключению из списков кандидатов в присяжные заседатели. В настоящее время основаниями для исключения гражданина из списков кандидатов в присяжные заседатели является занятие им государственной должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, прохождение военной службы и службы в правоохранительных органах. В настоящей статье исследуется вопрос о возможности включения в этот перечень таких оснований, как государственная гражданская служба и муниципальная служба. В качестве вывода сформулировано положение о том, что прохождение гражданином государственной гражданской службы и муниципальной службы должно быть внесено в перечень обстоятельств, в связи с которыми граждане подлежат исключению из списков кандидатов в присяжные заседатели. Такой вывод соответствует правовым и социальным особенностям данных видов службы.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2012 года"Согласно вынесенному Конституционным Судом решению, поскольку рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей не является обязательным условием реализации конституционного права на судебную защиту, а оспоренные заявителем законоположения, как исключающие определенные категории уголовных дел из подсудности суда с участием присяжных заседателей, не предполагают возможность их рассмотрения этим судом, постольку в целях обеспечения справедливого, всестороннего и объективного разрешения уголовного дела в том случае, когда невозможно выделить в отдельное производство уголовное дело в отношении одного или нескольких подсудимых, заявивших ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, такое уголовное дело не подсудно этому суду, а подлежит рассмотрению в отношении всех подсудимых судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, являющимся законным судом для всех подсудимых.
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.