Подтверждение факта постоянного проживания
Подборка наиболее важных документов по запросу Подтверждение факта постоянного проживания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Основные понятия" Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации""Поскольку регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции."
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2022 N 5-КГ22-93-К2
Требование: Об установлении факта проживания, о восстановлении права на получение статуса малоимущей семьи, выплате пособия на ребенка, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По мнению истицы, отсутствие у нее и ее ребенка постоянной регистрации по месту жительства при наличии регистрации по месту пребывания не может служить основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как требования разрешены судами при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела; в судебных актах не отражены мотивы, по которым отклонены представленные истицей доказательства, по мнению истицы, свидетельствующие о ее постоянном проживании на территории г. Москвы.В обоснование вывода об отсутствии оснований для признания подлежащими удовлетворению заявленных Рудаковой Д.Г. требований об установлении факта ее проживания в г. Москве, о предоставлении Рудаковой Д.Г. меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного Законом г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", суды первой и апелляционной инстанций сослались на отсутствие доказательств, подтверждающих факт того, что Рудакова Д.Г. имеет место жительства в г. Москве, и указали, что свидетельство о регистрации Рудаковой Д.Г. по месту пребывания постоянный характер ее проживания в г. Москве не подтверждает.
Требование: Об установлении факта проживания, о восстановлении права на получение статуса малоимущей семьи, выплате пособия на ребенка, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По мнению истицы, отсутствие у нее и ее ребенка постоянной регистрации по месту жительства при наличии регистрации по месту пребывания не может служить основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как требования разрешены судами при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела; в судебных актах не отражены мотивы, по которым отклонены представленные истицей доказательства, по мнению истицы, свидетельствующие о ее постоянном проживании на территории г. Москвы.В обоснование вывода об отсутствии оснований для признания подлежащими удовлетворению заявленных Рудаковой Д.Г. требований об установлении факта ее проживания в г. Москве, о предоставлении Рудаковой Д.Г. меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного Законом г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", суды первой и апелляционной инстанций сослались на отсутствие доказательств, подтверждающих факт того, что Рудакова Д.Г. имеет место жительства в г. Москве, и указали, что свидетельство о регистрации Рудаковой Д.Г. по месту пребывания постоянный характер ее проживания в г. Москве не подтверждает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок установления факта постоянного проживания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Вместе с тем требование вида на жительство в подтверждение факта постоянного проживания на территории РФ не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных тому оснований (Решение Верховного Суда РФ от 18.01.2005 N ГКПИ2004-1491).
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Вместе с тем требование вида на жительство в подтверждение факта постоянного проживания на территории РФ не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных тому оснований (Решение Верховного Суда РФ от 18.01.2005 N ГКПИ2004-1491).
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Сам по себе механизм признания граждан Украины гражданами Российской Федерации представлял упрощенную по своей сути процедуру. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что достаточным для приобретения российского гражданства являлся факт постоянного проживания, который не может определяться исключительно на основании формальной регистрации гражданина Украины на соответствующей территории. При этом правоприменительные органы были ориентированы на необходимость учета совокупности обстоятельств, которые могут быть связаны, в частности, с наймом жилья или постоянной работой на территории Крыма или Севастополя. Эти обстоятельства, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, должны подтверждать, что гражданин избрал соответствующие территории местом приоритетных каждодневных жизненных интересов и стремится к установлению реальной, а не только формальной связи с ними. Кроме того, уполномоченные органы во всяком случае не вправе не учитывать решение суда, которым подтверждается факт постоянного проживания гражданина на территории Крыма или Севастополя. Иначе это приводило бы к тому, что имеющий обязательное значение судебный акт преодолевался решением административного органа.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Сам по себе механизм признания граждан Украины гражданами Российской Федерации представлял упрощенную по своей сути процедуру. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что достаточным для приобретения российского гражданства являлся факт постоянного проживания, который не может определяться исключительно на основании формальной регистрации гражданина Украины на соответствующей территории. При этом правоприменительные органы были ориентированы на необходимость учета совокупности обстоятельств, которые могут быть связаны, в частности, с наймом жилья или постоянной работой на территории Крыма или Севастополя. Эти обстоятельства, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, должны подтверждать, что гражданин избрал соответствующие территории местом приоритетных каждодневных жизненных интересов и стремится к установлению реальной, а не только формальной связи с ними. Кроме того, уполномоченные органы во всяком случае не вправе не учитывать решение суда, которым подтверждается факт постоянного проживания гражданина на территории Крыма или Севастополя. Иначе это приводило бы к тому, что имеющий обязательное значение судебный акт преодолевался решением административного органа.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"6. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, указанное в частях 4 и 5 настоящей статьи, подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с указанным заявлением представляются документы, подтверждающие наличие гражданства Украины. Граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, представляют также документы, подтверждающие факт их постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
(ред. от 10.07.2023)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"6. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, указанное в частях 4 и 5 настоящей статьи, подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с указанным заявлением представляются документы, подтверждающие наличие гражданства Украины. Граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, представляют также документы, подтверждающие факт их постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Указ Президента РФ от 26.12.2022 N 951
"О некоторых вопросах приобретения гражданства Российской Федерации"15. В случае отсутствия у заявителя или недееспособного лица предусмотренных настоящим Порядком документов, удостоверяющих гражданство и личность или подтверждающих факт регистрации по месту жительства, МВД России или его территориальный орган, в который подается заявление, проводит процедуру установления личности заявителя или недееспособного лица в порядке и сроки, которые установлены статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с подтверждением факта постоянного проживания (регистрации по месту жительства) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в любой период до 30 сентября 2022 г. Заключение об установлении личности с подтверждением факта постоянного проживания (регистрации по месту жительства) может быть представлено заявителем вместо соответствующих документов.
"О некоторых вопросах приобретения гражданства Российской Федерации"15. В случае отсутствия у заявителя или недееспособного лица предусмотренных настоящим Порядком документов, удостоверяющих гражданство и личность или подтверждающих факт регистрации по месту жительства, МВД России или его территориальный орган, в который подается заявление, проводит процедуру установления личности заявителя или недееспособного лица в порядке и сроки, которые установлены статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с подтверждением факта постоянного проживания (регистрации по месту жительства) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в любой период до 30 сентября 2022 г. Заключение об установлении личности с подтверждением факта постоянного проживания (регистрации по месту жительства) может быть представлено заявителем вместо соответствующих документов.