Порядок проведения орм проверочная закупка
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения орм проверочная закупка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 74 "Доказательства" УПК РФ"В нарушение требований ст. ст. 74, 307 УПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 55 "О судебном приговоре" о том, что суд в описательно-мотивировочной части приговора не вправе ограничиться перечислением доказательств или указанием на протоколы процессуальных действий и иные документы, в которых они отражены, а должен раскрыть их основное содержание, сославшись на показания свидетелей ФИО9 и ФИО8, данные ими в ходе предварительного расследования и оглашенные в судебном заседании в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ (лд 186, 188 т. 2), постановление о проведении ОРМ "Проверочная закупка" (лд 188 т. 2), суд в приговоре ограничился перечислением этих доказательств, не раскрыв их содержание."
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2023 по делу N 77-4315/2023 (УИД 42RS0016-01-2022-000657-12)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Судебные акты оставлены без изменения.При этом судебная коллегия отмечает, что о несостоятельности доводов кассационной жалобы, сводящихся фактически к отсутствию у оперативных сотрудников информации о незаконной деятельности К.Н. в сфере незаконного оборота наркотических средств, свидетельствуют собственно сами материалы и результаты оперативно - розыскного мероприятия, в ходе проведения которого данная информация нашла свое полное подтверждение. Отсутствие указания на конкретные сведения об оперативных источниках информации, от кого и когда данная информация была получена сотрудниками правоохранительных органов, о чем адвокат в указанном контексте ссылается в кассационной жалобе, не свидетельствует о незаконности оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия "Проверочная закупка", как и самого проведенного ДД.ММ.ГГГГ оперативно-розыскного мероприятия, результаты которого в установленном законом порядке были рассекречены (постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну от ДД.ММ.ГГГГ на N) и переданы следственным органам (постановление о предоставлении результатов ОРМ от ДД.ММ.ГГГГ N).
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Судебные акты оставлены без изменения.При этом судебная коллегия отмечает, что о несостоятельности доводов кассационной жалобы, сводящихся фактически к отсутствию у оперативных сотрудников информации о незаконной деятельности К.Н. в сфере незаконного оборота наркотических средств, свидетельствуют собственно сами материалы и результаты оперативно - розыскного мероприятия, в ходе проведения которого данная информация нашла свое полное подтверждение. Отсутствие указания на конкретные сведения об оперативных источниках информации, от кого и когда данная информация была получена сотрудниками правоохранительных органов, о чем адвокат в указанном контексте ссылается в кассационной жалобе, не свидетельствует о незаконности оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия "Проверочная закупка", как и самого проведенного ДД.ММ.ГГГГ оперативно-розыскного мероприятия, результаты которого в установленном законом порядке были рассекречены (постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну от ДД.ММ.ГГГГ на N) и переданы следственным органам (постановление о предоставлении результатов ОРМ от ДД.ММ.ГГГГ N).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обоснование прокурором законности проверочной закупки наркотиков в суде первой инстанции
(Курченко В.Н.)
("Законность", 2023, N 7)Оперативно-разыскная деятельность не предполагает государственного принуждения, при ее осуществлении не возникают отношения власти и подчинения. Государственное регулирование ОРД заключается в установлении системы гарантий законности, соблюдения прав граждан при проведении ОРМ <4>. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, проведение в установленном порядке проверочной закупки (которая схожа с договором купли-продажи, где одна сторона - продавец - передает другой стороне предмет закупки, а другая сторона принимает его, оплачивая обозначенную продавцом сумму), опирающейся на обоснованные предположения о наличии признаков противоправного деяния и относительно его субъектов, исходя из целей, задач и существа оперативно-разыскной деятельности и содержания этого ОРМ, которое предполагает активную форму поведения его участника в качестве закупщика, испрашивающего у продавца закупаемый предмет (средство, вещество), не может расцениваться как провокация преступления - запрещенное законом подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к его совершению (Определения от 24 апреля 2018 г. N 918-О, от 29 мая 2018 г. N 1398-О, от 17 июля 2018 г. N 2022-О и др.). Не образует провокацию преступления и проведение проверочной закупки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, - на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, вынесение которого служит условием обеспечения законности и обоснованности указанного ОРМ <5>.
(Курченко В.Н.)
("Законность", 2023, N 7)Оперативно-разыскная деятельность не предполагает государственного принуждения, при ее осуществлении не возникают отношения власти и подчинения. Государственное регулирование ОРД заключается в установлении системы гарантий законности, соблюдения прав граждан при проведении ОРМ <4>. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, проведение в установленном порядке проверочной закупки (которая схожа с договором купли-продажи, где одна сторона - продавец - передает другой стороне предмет закупки, а другая сторона принимает его, оплачивая обозначенную продавцом сумму), опирающейся на обоснованные предположения о наличии признаков противоправного деяния и относительно его субъектов, исходя из целей, задач и существа оперативно-разыскной деятельности и содержания этого ОРМ, которое предполагает активную форму поведения его участника в качестве закупщика, испрашивающего у продавца закупаемый предмет (средство, вещество), не может расцениваться как провокация преступления - запрещенное законом подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к его совершению (Определения от 24 апреля 2018 г. N 918-О, от 29 мая 2018 г. N 1398-О, от 17 июля 2018 г. N 2022-О и др.). Не образует провокацию преступления и проведение проверочной закупки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, - на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, вынесение которого служит условием обеспечения законности и обоснованности указанного ОРМ <5>.
Статья: Когда компания может быть оштрафована за нарушение правил применения ККТ
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 17-18)Отклонил суд и довод компании о том, что должностное лицо инспекции не имело полномочий на проведение оперативно-разыскного мероприятия. Он указал, что согласно Федеральному закону от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных данным Законом. Налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия. Однако из положений названного Закона следует, что оперативно-разыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений. Положения п. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ позволяют налоговым органам проводить контрольную закупку. Следовательно, приобретение товара сотрудником налогового органа при проведении проверки не свидетельствует о нарушении действующего законодательства. Покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения ККТ, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона N 54-ФЗ и не является оперативно-разыскным мероприятием, поэтому налоговый орган может ее проводить самостоятельно. Судом также отмечено, что данный вывод соответствует правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в постановлениях от 11.05.2012 N 45-АД12-4 и от 29.07.2009 N 41-АД-09-3.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 17-18)Отклонил суд и довод компании о том, что должностное лицо инспекции не имело полномочий на проведение оперативно-разыскного мероприятия. Он указал, что согласно Федеральному закону от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных данным Законом. Налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия. Однако из положений названного Закона следует, что оперативно-разыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений. Положения п. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ позволяют налоговым органам проводить контрольную закупку. Следовательно, приобретение товара сотрудником налогового органа при проведении проверки не свидетельствует о нарушении действующего законодательства. Покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения ККТ, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона N 54-ФЗ и не является оперативно-разыскным мероприятием, поэтому налоговый орган может ее проводить самостоятельно. Судом также отмечено, что данный вывод соответствует правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в постановлениях от 11.05.2012 N 45-АД12-4 и от 29.07.2009 N 41-АД-09-3.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"Об оперативно-розыскной деятельности"В случае получения сообщения о без вести пропавшем лице на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем лице, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. При получении сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем либо лице, признанном в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, получение соответствующей информации осуществляется при наличии письменного согласия законного представителя такого без вести пропавшего лица. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
(ред. от 29.12.2022)
"Об оперативно-розыскной деятельности"В случае получения сообщения о без вести пропавшем лице на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем лице, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. При получении сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем либо лице, признанном в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, получение соответствующей информации осуществляется при наличии письменного согласия законного представителя такого без вести пропавшего лица. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Решение Верховного Суда РФ от 18.05.2023 N АКПИ23-241
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 9, 10 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утв. Приказом МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013>Пункты 9 и 10 Инструкции определяют круг должностных лиц, имеющих право утверждать постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу, и о проведении ряда оперативно-розыскных мероприятий (проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения).
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 9, 10 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утв. Приказом МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013>Пункты 9 и 10 Инструкции определяют круг должностных лиц, имеющих право утверждать постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу, и о проведении ряда оперативно-розыскных мероприятий (проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения).