Смена собственника частного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Смена собственника частного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 123.23 "Частное учреждение" ГК РФ
(В.Н. Трофимов)Суд указал, что требования истца были основаны на положениях ч. 3 ст. 123.21 и ч. 2 ст. 123.23 ГК РФ, согласно которым частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества. Как при этом разъяснил суд, данная норма является специальной и обусловлена особенностями правового статуса учреждения, у которого отсутствует собственное имущество, а все, что передается учреждению либо приобретается им, принадлежит собственнику имущества учреждения. Основаниями для привлечения учредителя (собственника имущества) учреждения являются два факта: отсутствие у учреждения достаточных денежных средств, а также специальный статус должника как собственника имущества учреждения. При смене собственника имущества учреждения к новому собственнику переходят все права и обязанности, включая обязанность отвечать по долгам учреждения. Лицо, которое утрачивает такой специальный статус, не может быть привлечено к субсидиарной ответственности за учреждение. Как подчеркнул суд, действующее законодательство не предусматривает ответственность собственника имущества учреждения только по таким обязательствам, которые возникли в период наличия у него статуса собственника имущества учреждения.
(В.Н. Трофимов)Суд указал, что требования истца были основаны на положениях ч. 3 ст. 123.21 и ч. 2 ст. 123.23 ГК РФ, согласно которым частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества. Как при этом разъяснил суд, данная норма является специальной и обусловлена особенностями правового статуса учреждения, у которого отсутствует собственное имущество, а все, что передается учреждению либо приобретается им, принадлежит собственнику имущества учреждения. Основаниями для привлечения учредителя (собственника имущества) учреждения являются два факта: отсутствие у учреждения достаточных денежных средств, а также специальный статус должника как собственника имущества учреждения. При смене собственника имущества учреждения к новому собственнику переходят все права и обязанности, включая обязанность отвечать по долгам учреждения. Лицо, которое утрачивает такой специальный статус, не может быть привлечено к субсидиарной ответственности за учреждение. Как подчеркнул суд, действующее законодательство не предусматривает ответственность собственника имущества учреждения только по таким обязательствам, которые возникли в период наличия у него статуса собственника имущества учреждения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право оперативного управления: пределы реализации имущественной самостоятельности учреждения
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)Казалось бы, подобный подход законодателя только усиливает, скажем так, "позиции" права оперативного управления. Однако это не совсем так, поскольку закрепление подобного права за частными учреждениями предполагает существование собственников имущества учреждений - частных лиц, которые свободно могут распорядиться путем отчуждения имуществом, закрепленным за учреждением, или могут умереть, в результате чего встанет вопрос о наследстве и о том, возможна ли смена собственника-учредителя. Как известно, законодателем не установлен запрет на распоряжение учредителем-собственником имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за частным учреждением (за исключением изъятия его у частного учреждения в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ). Согласно ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Сказанное тем не менее оставляет без ответа ряд вопросов: в какой момент происходит смена собственника частного учреждения? Каков порядок смены собственника?
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)Казалось бы, подобный подход законодателя только усиливает, скажем так, "позиции" права оперативного управления. Однако это не совсем так, поскольку закрепление подобного права за частными учреждениями предполагает существование собственников имущества учреждений - частных лиц, которые свободно могут распорядиться путем отчуждения имуществом, закрепленным за учреждением, или могут умереть, в результате чего встанет вопрос о наследстве и о том, возможна ли смена собственника-учредителя. Как известно, законодателем не установлен запрет на распоряжение учредителем-собственником имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за частным учреждением (за исключением изъятия его у частного учреждения в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ). Согласно ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Сказанное тем не менее оставляет без ответа ряд вопросов: в какой момент происходит смена собственника частного учреждения? Каков порядок смены собственника?
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)3. Обратим внимание, что понятие "учредитель" применяется и к такой организационно-правовой форме, как учреждение, и здесь учредитель не только определяет основные направления деятельности данной организации, но и является собственником имущества учреждений (которые обладают лишь правом оперативного управления), и его смена также возможна (например, в случае продажи имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления). В этой связи возникает ряд вопросов: почему законодатель не указал в Федеральном законе N 129-ФЗ на возможность, например, смены учредителя частного учреждения путем подачи заявления в налоговые органы? В этой части также возникают вопросы, не имеющие однозначного подхода к их решению. Например, если возможна смена учредителя частного учреждения, то с какого момента лицо, ставшее собственником имущества, закрепленного за частным учреждением, становится учредителем - с момента внесения записи о переходе права собственности в единый реестр недвижимости (который теперь закрыт для публичного просмотра) или с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о смене учредителя собственника? А если учредитель частного учреждения умер, то имеют ли право его наследники стать учредителями таких учреждений и с какого момента? Эти вопросы, к сожалению, остаются нерешенными и не имеющими однозначного подхода. На наш взгляд, необходимо закрепить в ГК РФ правило, согласно которому учредителем учреждения физическое лицо становится только после внесения записи в ЕГРЮЛ. Также необходимо предусмотреть в действующем законодательстве РФ порядок вступления в наследственные права наследников учредителя частного учреждения, установить порядок введения доверительного управления в отношении имущества частного учреждения до момента получения свидетельства о наследстве.
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)3. Обратим внимание, что понятие "учредитель" применяется и к такой организационно-правовой форме, как учреждение, и здесь учредитель не только определяет основные направления деятельности данной организации, но и является собственником имущества учреждений (которые обладают лишь правом оперативного управления), и его смена также возможна (например, в случае продажи имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления). В этой связи возникает ряд вопросов: почему законодатель не указал в Федеральном законе N 129-ФЗ на возможность, например, смены учредителя частного учреждения путем подачи заявления в налоговые органы? В этой части также возникают вопросы, не имеющие однозначного подхода к их решению. Например, если возможна смена учредителя частного учреждения, то с какого момента лицо, ставшее собственником имущества, закрепленного за частным учреждением, становится учредителем - с момента внесения записи о переходе права собственности в единый реестр недвижимости (который теперь закрыт для публичного просмотра) или с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о смене учредителя собственника? А если учредитель частного учреждения умер, то имеют ли право его наследники стать учредителями таких учреждений и с какого момента? Эти вопросы, к сожалению, остаются нерешенными и не имеющими однозначного подхода. На наш взгляд, необходимо закрепить в ГК РФ правило, согласно которому учредителем учреждения физическое лицо становится только после внесения записи в ЕГРЮЛ. Также необходимо предусмотреть в действующем законодательстве РФ порядок вступления в наследственные права наследников учредителя частного учреждения, установить порядок введения доверительного управления в отношении имущества частного учреждения до момента получения свидетельства о наследстве.
Нормативные акты
"Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике"
(одобрены ВС СССР 19.10.1990)Формирование свободных товаропроизводителей как важнейшего элемента рыночной экономики требует скорейшего выведения большей части предприятий из-под государственной опеки, осуществления приватизации. При этом под приватизацией понимается не обязательно переход только к частной собственности, а более общий процесс смены собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности коллективам, кооперативам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам. Эти субъекты хозяйствования наиболее полно отвечают требованиям рыночной экономики. Они не только самостоятельны в своей деятельности, но и экономически ответственны за ее результаты, причем как текущими доходами, так и своим имуществом. Это обеспечивает рациональное использование ресурсов и сдерживает их необоснованное перераспределение на потребление в ущерб совершенствованию производственного потенциала.
(одобрены ВС СССР 19.10.1990)Формирование свободных товаропроизводителей как важнейшего элемента рыночной экономики требует скорейшего выведения большей части предприятий из-под государственной опеки, осуществления приватизации. При этом под приватизацией понимается не обязательно переход только к частной собственности, а более общий процесс смены собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности коллективам, кооперативам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам. Эти субъекты хозяйствования наиболее полно отвечают требованиям рыночной экономики. Они не только самостоятельны в своей деятельности, но и экономически ответственны за ее результаты, причем как текущими доходами, так и своим имуществом. Это обеспечивает рациональное использование ресурсов и сдерживает их необоснованное перераспределение на потребление в ущерб совершенствованию производственного потенциала.
Предписание Московского УФАС России от 27.10.2015 по делу N 1-15-1384/77-15
<Об устранении нарушения законодательства Российской Федерации>1. ГКУ "И" города Москвы совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: проинформировать собственников помещений МКД о действующих частных управляющих организациях и о праве собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о выборе или смене управляющей организации в любое время на основании решения общего собрания собственников в соответствии с ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, посредством размещения объявлений на информационных досках у лифтов, на информационных стендах на внешних фасадах многоквартирного дома.
<Об устранении нарушения законодательства Российской Федерации>1. ГКУ "И" города Москвы совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: проинформировать собственников помещений МКД о действующих частных управляющих организациях и о праве собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о выборе или смене управляющей организации в любое время на основании решения общего собрания собственников в соответствии с ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, посредством размещения объявлений на информационных досках у лифтов, на информационных стендах на внешних фасадах многоквартирного дома.