Смена учредителя АНО
Подборка наиболее важных документов по запросу Смена учредителя АНО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 N 11АП-10942/2023 по делу N А55-14658/2022
Требование: О признании недействительным решения учреждения о назначении нового единоличного исполнительного органа и применении последствий недействительности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Приведенный апеллянтами довод о неприменении судом аналогии закона к правоотношениям сторон и обязательность нотариального удостоверения решения о смене решения единственного учредителя АНО "КИЦ СО" N 2 от 24.11.2021 несостоятелен и не принимается во внимание.
Требование: О признании недействительным решения учреждения о назначении нового единоличного исполнительного органа и применении последствий недействительности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Приведенный апеллянтами довод о неприменении судом аналогии закона к правоотношениям сторон и обязательность нотариального удостоверения решения о смене решения единственного учредителя АНО "КИЦ СО" N 2 от 24.11.2021 несостоятелен и не принимается во внимание.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Стоит обратить внимание, что суды до 2016 г. (до момента внесения изменений в законодательство РФ, связанных с возможностью смены учредителя некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций) четко стояли на позиции, что в унитарных организациях смена учредителя невозможна. Так, Президиум ВАС в своем Постановлении от 13 декабря 2011 г. N 11453/11 <7> указал, что из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен. Обратим внимание, что современный подход судей к пониманию учредителя автономной некоммерческой организации во многом формируется на основании указанного Постановления Президиума ВАС (см., например: решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 февраля 2020 г. по делу N А14-15249/2019 <8>).
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Стоит обратить внимание, что суды до 2016 г. (до момента внесения изменений в законодательство РФ, связанных с возможностью смены учредителя некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций) четко стояли на позиции, что в унитарных организациях смена учредителя невозможна. Так, Президиум ВАС в своем Постановлении от 13 декабря 2011 г. N 11453/11 <7> указал, что из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен. Обратим внимание, что современный подход судей к пониманию учредителя автономной некоммерческой организации во многом формируется на основании указанного Постановления Президиума ВАС (см., например: решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 февраля 2020 г. по делу N А14-15249/2019 <8>).
Статья: Отдельные вопросы оптимизации правового статуса некоммерческих организаций в законодательстве Российской Федерации
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Почему же возникает такая необходимость в разграничении указанных понятий? Потому что в ряде случаев сам законодатель, например в ФЗ об НКО, считает возможным смену учредителя после уже создания НКО. Еще в 2016 г. Минюст в своем письме от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации" дал следующее разъяснение: изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) невозможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом - статьей 15 Закона о некоммерческих организациях. Статья 15 ФЗ об НКО допускает смену учредителя в отношении некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Но по факту речь идет о членах (применительно к некоммерческим корпорациям) и участниках (к унитарным организациям). Поэтому справедливо высказывание С.Д. Могилевского применительно к автономным некоммерческим организациям о том, что "круг учредителей формируется при учреждении автономной некоммерческой организации и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен" <8>. Считаем необходимым сохранять единый подход законодателя к пониманию этих терминов, который должен быть единым для системы НКО и юридических лиц в целом.
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Почему же возникает такая необходимость в разграничении указанных понятий? Потому что в ряде случаев сам законодатель, например в ФЗ об НКО, считает возможным смену учредителя после уже создания НКО. Еще в 2016 г. Минюст в своем письме от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации" дал следующее разъяснение: изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) невозможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом - статьей 15 Закона о некоммерческих организациях. Статья 15 ФЗ об НКО допускает смену учредителя в отношении некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Но по факту речь идет о членах (применительно к некоммерческим корпорациям) и участниках (к унитарным организациям). Поэтому справедливо высказывание С.Д. Могилевского применительно к автономным некоммерческим организациям о том, что "круг учредителей формируется при учреждении автономной некоммерческой организации и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен" <8>. Считаем необходимым сохранять единый подход законодателя к пониманию этих терминов, который должен быть единым для системы НКО и юридических лиц в целом.