Срок исполнения запроса следственного комитета
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок исполнения запроса следственного комитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-процессуальные механизмы возврата преступных активов из-за рубежа в страны их происхождения
(Кунев Д.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2019, N 5)Так, средний срок рассмотрения запросов о международной правовой помощи, направляемых Следственным комитетом Российской Федерации в иностранные компетентные органы, составляет от трех до шести месяцев и более. В следственной практике имелись случаи поступления ответов на соответствующие запросы спустя три и более лет после их направления <7>. В связи с этим в литературе встречаются точки зрения о необходимости установления конкретных сроков исполнения запросов. Например, В.М. Давыдова полагает достаточным 10-суточный срок с момента его получения лицом, исполняющим запрос <8>, А.В. Гриненко и С.Н. Хорьяков считают, что решением существующей проблемы послужит установление месячного срока с момента его получения в центральном компетентном органе <9>. Вместе с тем представляется, что подобные предложения не смогут способствовать ее решению. Например, в условиях разветвленной системы российских правоохранительных органов и размеров территории страны месячного срока, как правило, недостаточно даже на логистическое определение места исполнения запроса и его физическую пересылку. В зарубежных государствах длительность исполнения запросов зачастую связана с особенностью самой процедуры их рассмотрения. Например, в ходе расследования в Следственном комитете Российской Федерации трансграничных преступлений коррупционной направленности о нарушениях в сфере закупок высокотехнологичного медицинского оборудования для установления обстоятельств заключения финансовых сделок, изъятия соответствующей документации и установления движения финансовых потоков было направлено более 200 запросов об оказании международной правовой помощи в иностранные юрисдикции (Британские Виргинские острова, Республика Кипр, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Федеративная Республика Германия, Французская Республика, Королевство Нидерландов и др.). Подавляющее большинство запросов исполнено спустя более полутора лет с момента их направления. При этом увеличение таких сроков преимущественно связано с обжалованием в иностранных судах адвокатами практически каждого процессуального действия, о выполнении которого ходатайствовал запрашивающий компетентный орган, либо по причине необходимости предоставления запрашиваемому государству дополнительных сведений об обстоятельствах совершенного преступления <10>. Принимая во внимание, что соответствующие положения прямо предусмотрены в большинстве международных актов в анализируемой сфере <11>, компетентные органы различных стран пользуются этим достаточно часто. Например, в рамках расследования уголовных дел, находившихся в производстве Следственного комитета Российской Федерации, нередко констатировалась затяжная переписка с российской стороной именно вследствие необходимости получения дополнительных сведений, таких как разъяснения отдельных пунктов российского запроса либо российского законодательства <12>.
(Кунев Д.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2019, N 5)Так, средний срок рассмотрения запросов о международной правовой помощи, направляемых Следственным комитетом Российской Федерации в иностранные компетентные органы, составляет от трех до шести месяцев и более. В следственной практике имелись случаи поступления ответов на соответствующие запросы спустя три и более лет после их направления <7>. В связи с этим в литературе встречаются точки зрения о необходимости установления конкретных сроков исполнения запросов. Например, В.М. Давыдова полагает достаточным 10-суточный срок с момента его получения лицом, исполняющим запрос <8>, А.В. Гриненко и С.Н. Хорьяков считают, что решением существующей проблемы послужит установление месячного срока с момента его получения в центральном компетентном органе <9>. Вместе с тем представляется, что подобные предложения не смогут способствовать ее решению. Например, в условиях разветвленной системы российских правоохранительных органов и размеров территории страны месячного срока, как правило, недостаточно даже на логистическое определение места исполнения запроса и его физическую пересылку. В зарубежных государствах длительность исполнения запросов зачастую связана с особенностью самой процедуры их рассмотрения. Например, в ходе расследования в Следственном комитете Российской Федерации трансграничных преступлений коррупционной направленности о нарушениях в сфере закупок высокотехнологичного медицинского оборудования для установления обстоятельств заключения финансовых сделок, изъятия соответствующей документации и установления движения финансовых потоков было направлено более 200 запросов об оказании международной правовой помощи в иностранные юрисдикции (Британские Виргинские острова, Республика Кипр, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Федеративная Республика Германия, Французская Республика, Королевство Нидерландов и др.). Подавляющее большинство запросов исполнено спустя более полутора лет с момента их направления. При этом увеличение таких сроков преимущественно связано с обжалованием в иностранных судах адвокатами практически каждого процессуального действия, о выполнении которого ходатайствовал запрашивающий компетентный орган, либо по причине необходимости предоставления запрашиваемому государству дополнительных сведений об обстоятельствах совершенного преступления <10>. Принимая во внимание, что соответствующие положения прямо предусмотрены в большинстве международных актов в анализируемой сфере <11>, компетентные органы различных стран пользуются этим достаточно часто. Например, в рамках расследования уголовных дел, находившихся в производстве Следственного комитета Российской Федерации, нередко констатировалась затяжная переписка с российской стороной именно вследствие необходимости получения дополнительных сведений, таких как разъяснения отдельных пунктов российского запроса либо российского законодательства <12>.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Османкина И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 4)Предмет жалобы: положения УПК РФ, в частности статья 38, определяющая правовой статус следователя и его полномочия при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу; статья 88, содержащая правила оценки доказательств; статья 113, регулирующая привод к дознавателю, следователю или в суд обвиняемого, свидетеля и иных лиц в случае их неявки по вызову без уважительных причин; статья 125 о судебном порядке рассмотрения жалоб; часть первая статьи 152, содержащая порядок определения места предварительного расследования. Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", согласно которой требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета РФ, предъявленные при проведении следственных действий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.
(Османкина И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 4)Предмет жалобы: положения УПК РФ, в частности статья 38, определяющая правовой статус следователя и его полномочия при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу; статья 88, содержащая правила оценки доказательств; статья 113, регулирующая привод к дознавателю, следователю или в суд обвиняемого, свидетеля и иных лиц в случае их неявки по вызову без уважительных причин; статья 125 о судебном порядке рассмотрения жалоб; часть первая статьи 152, содержащая порядок определения места предварительного расследования. Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", согласно которой требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета РФ, предъявленные при проведении следственных действий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О Следственном комитете Российской Федерации"2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.
(ред. от 12.12.2023)
"О Следственном комитете Российской Федерации"2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024)6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей - пятой настоящей статьи.
(ред. от 29.05.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024)6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей - пятой настоящей статьи.