Условия и порядок вступления в силу федеральных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Условия и порядок вступления в силу федеральных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Если срочный договор банковского вклада заключен с гражданином после 01.03.1996, то условие о праве банка в одностороннем порядке уменьшать размер процентов ничтожно
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 года и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 168, п. 3 ст. 838 ГК РФПозиция ВС РФ: Если срочный договор банковского вклада заключен с гражданином после 01.03.1996, то условие о праве банка в одностороннем порядке уменьшать размер процентов ничтожно
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 года и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 168, п. 3 ст. 838 ГК РФПозиция ВС РФ: Если срочный договор банковского вклада заключен с гражданином после 01.03.1996, то условие о праве банка в одностороннем порядке уменьшать размер процентов ничтожно
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разработка регионального модельного нормативного акта о правовом информировании как направление правовой политики в сфере информационной безопасности
(Соколов А.Ю., Солдаткина О.Л.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)<6> Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
(Соколов А.Ю., Солдаткина О.Л.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)<6> Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
Статья: Легитимность и легальность как правовые категории
(Носов С.И.)
("Юрист", 2020, N 8)Отдельные аспекты проблемы легитимности правовых норм и правовых актов нашли отражение в работах отдельных российских ученых. Так, Ю.А. Тихомиров, А.В. Кашанин обращали внимание на необходимость обоснования легитимности правовых норм. При этом речь, по их мнению, должна идти об обосновании самостоятельного источника легитимности нормы права, содержащейся в акте публичной власти и в самом факте издания этого акта уполномоченным лицом <10>. Представляется, что в данном контексте речь скорее идет о легальности правового акта, содержащего правовые нормы. Отдельные правовые нормы характеризуются прежде всего с точки зрения их легальности. При этом условиями легальности правовой нормы выступают требования соблюдения установленного порядка принятия (вступления в силу, опубликования), соблюдение правил юридической техники, соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным правовым актам. Возникает вопрос: возможно ли вообще говорить о легитимности правовых норм, либо легитимность - это исключительно характеристика правового акта в целом, содержащего правовые нормы, а применительно к правовым нормам должен употребляться термин "легальность"? В большинстве случаев применительно к отдельной норме права речь идет, как представляется, все же о легальности как о соблюдении установленных требований при ее разработке и принятии, а термин "легитимность" более уместно употреблять применительно к правовому акту в целом. Представляется, что в идеале легальность юридических норм одновременно должна означать их признание легитимными. Вместе с тем могут быть выделены нормы в отдельных правовых актах, на необходимость легитимации которых законодателю следует обращать особое внимание. Речь идет прежде всего о нормах в актах конституционного характера. К числу таковых могут быть отнесены положения Конституции Российской Федерации, касающиеся, например, суверенитета, территориальной целостности государства, защиты прав и свобод человека и гражданина, порядка формирования и полномочий высших органов власти: Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, оснований прекращения полномочий высших органов государственной власти, функционирования избирательной системы и ряд других. Представляется, что применительно к нормам, регламентирующим эти и другие положения конституционного акта, в силу их важности и значимости, можно отдельно говорить об их легитимации (восприятии и оценке населением страны).
(Носов С.И.)
("Юрист", 2020, N 8)Отдельные аспекты проблемы легитимности правовых норм и правовых актов нашли отражение в работах отдельных российских ученых. Так, Ю.А. Тихомиров, А.В. Кашанин обращали внимание на необходимость обоснования легитимности правовых норм. При этом речь, по их мнению, должна идти об обосновании самостоятельного источника легитимности нормы права, содержащейся в акте публичной власти и в самом факте издания этого акта уполномоченным лицом <10>. Представляется, что в данном контексте речь скорее идет о легальности правового акта, содержащего правовые нормы. Отдельные правовые нормы характеризуются прежде всего с точки зрения их легальности. При этом условиями легальности правовой нормы выступают требования соблюдения установленного порядка принятия (вступления в силу, опубликования), соблюдение правил юридической техники, соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным правовым актам. Возникает вопрос: возможно ли вообще говорить о легитимности правовых норм, либо легитимность - это исключительно характеристика правового акта в целом, содержащего правовые нормы, а применительно к правовым нормам должен употребляться термин "легальность"? В большинстве случаев применительно к отдельной норме права речь идет, как представляется, все же о легальности как о соблюдении установленных требований при ее разработке и принятии, а термин "легитимность" более уместно употреблять применительно к правовому акту в целом. Представляется, что в идеале легальность юридических норм одновременно должна означать их признание легитимными. Вместе с тем могут быть выделены нормы в отдельных правовых актах, на необходимость легитимации которых законодателю следует обращать особое внимание. Речь идет прежде всего о нормах в актах конституционного характера. К числу таковых могут быть отнесены положения Конституции Российской Федерации, касающиеся, например, суверенитета, территориальной целостности государства, защиты прав и свобод человека и гражданина, порядка формирования и полномочий высших органов власти: Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, оснований прекращения полномочий высших органов государственной власти, функционирования избирательной системы и ряд других. Представляется, что применительно к нормам, регламентирующим эти и другие положения конституционного акта, в силу их важности и значимости, можно отдельно говорить об их легитимации (восприятии и оценке населением страны).