Выемка по уголовному делу
Подборка наиболее важных документов по запросу Выемка по уголовному делу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Обязанности налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неуплатой обществом сумм доначислений по требованию в течение двух месяцев с даты истечения срока его исполнения налоговый орган направил материалы проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы были направлены в следственные органы в период действия обеспечительных мер, принятых по заявлению налогоплательщика, оспорившего решение налогового органа, которым были доначислены указанные в требовании суммы. По признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ, было возбуждено уголовное дело. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по направлению материалов повторной выездной налоговой проверки в следственные органы в период действия обеспечительных мер. Суд в удовлетворении требований отказал. Суд отметил, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия решения не влечет недействительности решения и не предполагает незаконность доначислений, а сводится фактически к запрету принудительного взыскания доначисленных решением налогового органа сумм налогов и пени. При этом определение суда о принятии обеспечительных мер не содержит ограничений в отношении совершения иных действий, не связанных с взысканием доначисленных налогов и пеней, принятие обеспечительных мер в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ не исключает исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 32 НК РФ. Действия налогового органа, выраженные в передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на принудительное исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ в рамках информационного обмена. Суд также отметил, что запрет осуществления налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание указанных сумм налогов и пени, не исключает возможность добровольного погашения налогоплательщиком задолженности в случае, когда налогоплательщик хочет избежать передачи материалов проверки в следственные органы. Возбуждение уголовного дела не входит в компетенцию налогового органа, осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов, наложение ареста), не свидетельствует о том, что права общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности в результате действий налогового органа. В случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела налогоплательщик вправе его обжаловать.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неуплатой обществом сумм доначислений по требованию в течение двух месяцев с даты истечения срока его исполнения налоговый орган направил материалы проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы были направлены в следственные органы в период действия обеспечительных мер, принятых по заявлению налогоплательщика, оспорившего решение налогового органа, которым были доначислены указанные в требовании суммы. По признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ, было возбуждено уголовное дело. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по направлению материалов повторной выездной налоговой проверки в следственные органы в период действия обеспечительных мер. Суд в удовлетворении требований отказал. Суд отметил, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия решения не влечет недействительности решения и не предполагает незаконность доначислений, а сводится фактически к запрету принудительного взыскания доначисленных решением налогового органа сумм налогов и пени. При этом определение суда о принятии обеспечительных мер не содержит ограничений в отношении совершения иных действий, не связанных с взысканием доначисленных налогов и пеней, принятие обеспечительных мер в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ не исключает исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 32 НК РФ. Действия налогового органа, выраженные в передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на принудительное исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ в рамках информационного обмена. Суд также отметил, что запрет осуществления налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание указанных сумм налогов и пени, не исключает возможность добровольного погашения налогоплательщиком задолженности в случае, когда налогоплательщик хочет избежать передачи материалов проверки в следственные органы. Возбуждение уголовного дела не входит в компетенцию налогового органа, осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов, наложение ареста), не свидетельствует о том, что права общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности в результате действий налогового органа. В случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела налогоплательщик вправе его обжаловать.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-процессуальный порядок получения документов из материалов арбитражного (гражданского) дела в ходе доследственной проверки сообщения о преступлении
(Азаренок Н.В.)
("Российский следователь", 2021, N 1)На допустимость производства выемки до возбуждения уголовного дела в одном из своих решений указал Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки Э.В. Абрамовой. Так, в основу ее обвинительного приговора был положен ряд протоколов, которыми было оформлено изъятие документов, добровольно выданных очевидцами совершенных подсудимой противоправных деяний на первоначальной стадии уголовного судопроизводства. Отказывая в удовлетворении указанного обращения, Конституционный Суд РФ отметил, что данные документы были выданы очевидцами добровольно и подлинность представленных ими сведений, признанных вещественными доказательствами по уголовному делу, стороной защиты под сомнение не ставилась <7>.
(Азаренок Н.В.)
("Российский следователь", 2021, N 1)На допустимость производства выемки до возбуждения уголовного дела в одном из своих решений указал Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки Э.В. Абрамовой. Так, в основу ее обвинительного приговора был положен ряд протоколов, которыми было оформлено изъятие документов, добровольно выданных очевидцами совершенных подсудимой противоправных деяний на первоначальной стадии уголовного судопроизводства. Отказывая в удовлетворении указанного обращения, Конституционный Суд РФ отметил, что данные документы были выданы очевидцами добровольно и подлинность представленных ими сведений, признанных вещественными доказательствами по уголовному делу, стороной защиты под сомнение не ставилась <7>.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150
(ред. от 20.07.2017)
"Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов"Статья 84. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, после возбуждения уголовного дела производится не обыск, а их выемка.
(ред. от 20.07.2017)
"Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов"Статья 84. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, после возбуждения уголовного дела производится не обыск, а их выемка.
Приказ ФТС России от 21.06.2011 N 1288
(ред. от 17.01.2017)
"Об утверждении Инструкции о порядке заверения копий документов, являющихся доказательствами по делам об административных правонарушениях"1.2. Настоящая Инструкция разработана в целях соблюдения требований о допустимости доказательств по делам об административных правонарушениях и применяется при необходимости приобщения к материалам дел об административных правонарушениях копий документов, а также в случаях выемки по уголовным делам подлинников документов из дел об административных правонарушениях либо изготовления копий документов, находящихся в материалах дел об административных правонарушениях, для передачи участникам производства по делам об административных правонарушениях.
(ред. от 17.01.2017)
"Об утверждении Инструкции о порядке заверения копий документов, являющихся доказательствами по делам об административных правонарушениях"1.2. Настоящая Инструкция разработана в целях соблюдения требований о допустимости доказательств по делам об административных правонарушениях и применяется при необходимости приобщения к материалам дел об административных правонарушениях копий документов, а также в случаях выемки по уголовным делам подлинников документов из дел об административных правонарушениях либо изготовления копий документов, находящихся в материалах дел об административных правонарушениях, для передачи участникам производства по делам об административных правонарушениях.