Защита права собственности конституция
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита права собственности конституция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 129 "Оборотоспособность объектов гражданских прав" ГК РФ"Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях (Постановление от 11 марта 1998 года N 8-П; определения от 13 октября 2009 года N 1276-О-О, от 31 октября 2023 года N 2864-О и др.). Такие гарантии, по смыслу статей 128 и 129 ГК Российской Федерации, не распространяются на вещи, не являющиеся объектами гражданского оборота, а тем более на вещи, за изготовление и распространение которых установлена уголовная ответственность."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 128 "Объекты гражданских прав" ГК РФ"Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях (Постановление от 11 марта 1998 года N 8-П; определения от 13 октября 2009 года N 1276-О-О, от 31 октября 2023 года N 2864-О и др.). Такие гарантии, по смыслу статей 128 и 129 ГК Российской Федерации, не распространяются на вещи, не являющиеся объектами гражданского оборота, а тем более на вещи, за изготовление и распространение которых установлена уголовная ответственность."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие земли под дороги. Анализ споров
(Матвеева К.)
("Жилищное право", 2020, N 2)Земельный участок является самостоятельным объектом недвижимости. Конституция РФ гарантирует защиту прав собственности на земельный участок ст. 35, охраняя право частной собственности и объявляя недопустимость ее изъятия, кроме случаев, установленных законом. Казалось бы, это должно означать некую "абсолютную безусловность" права собственности, однако и Конвенция о защите прав человека допускает ограничение права собственности по определенным основаниям, если при этом преследуются общественные интересы. ЗК РФ, а именно гл. VII.1, устанавливает порядок изъятия земельного участка из частного владения в собственность государства. Подобное изъятие, фактически, ограничивает "безусловность" права частной собственности, поскольку осуществляется принудительно, без согласия владельца. При этом наличие такого признака, как "государственные и муниципальные нужды" является едва ли не самым важным условием изъятия участка из частной собственности.
(Матвеева К.)
("Жилищное право", 2020, N 2)Земельный участок является самостоятельным объектом недвижимости. Конституция РФ гарантирует защиту прав собственности на земельный участок ст. 35, охраняя право частной собственности и объявляя недопустимость ее изъятия, кроме случаев, установленных законом. Казалось бы, это должно означать некую "абсолютную безусловность" права собственности, однако и Конвенция о защите прав человека допускает ограничение права собственности по определенным основаниям, если при этом преследуются общественные интересы. ЗК РФ, а именно гл. VII.1, устанавливает порядок изъятия земельного участка из частного владения в собственность государства. Подобное изъятие, фактически, ограничивает "безусловность" права частной собственности, поскольку осуществляется принудительно, без согласия владельца. При этом наличие такого признака, как "государственные и муниципальные нужды" является едва ли не самым важным условием изъятия участка из частной собственности.
Статья: Правовая природа принудительного выкупа имущества для государственных нужд как форма законного ограничения правоспособности
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Тем не менее принудительный выкуп имущества также вызывает критику из-за возможности нарушения собственнических прав граждан. В некоторых случаях справедливая компенсация может быть подвижной и политически обусловленной, оставляя владельцев без должного возмещения за утрату имущества. Более того, процесс определения общественной потребности и оценки стоимости имущества может быть непрозрачным и подверженным коррупции, что усиливает опасения относительно правовой природы принудительного выкупа. Таким образом, правовая природа принудительного выкупа имущества для государственных нужд представляет сложную дилемму, где защита интересов общества и защита собственнических прав граждан сталкиваются. Важно найти баланс между необходимостью реализации проектов общественной значимости и защитой права собственности, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Для этого необходимо обеспечить прозрачность и справедливость в процессе определения общественной потребности и оценки стоимости имущества, а также гарантировать, чтобы компенсация была справедливой и пропорциональной потерям, понесенным собственниками. Только так можно достичь справедливого и уравновешенного применения принудительного выкупа имущества для государственных нужд.
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Тем не менее принудительный выкуп имущества также вызывает критику из-за возможности нарушения собственнических прав граждан. В некоторых случаях справедливая компенсация может быть подвижной и политически обусловленной, оставляя владельцев без должного возмещения за утрату имущества. Более того, процесс определения общественной потребности и оценки стоимости имущества может быть непрозрачным и подверженным коррупции, что усиливает опасения относительно правовой природы принудительного выкупа. Таким образом, правовая природа принудительного выкупа имущества для государственных нужд представляет сложную дилемму, где защита интересов общества и защита собственнических прав граждан сталкиваются. Важно найти баланс между необходимостью реализации проектов общественной значимости и защитой права собственности, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Для этого необходимо обеспечить прозрачность и справедливость в процессе определения общественной потребности и оценки стоимости имущества, а также гарантировать, чтобы компенсация была справедливой и пропорциональной потерям, понесенным собственниками. Только так можно достичь справедливого и уравновешенного применения принудительного выкупа имущества для государственных нужд.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)Конституцией Российской Федерации гарантирована защита права собственности и права на свободное использование имущества (статьи 34, 35 и 36). Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая конституционно-правовой смысл понятия "имущество", использованного в статье 35, пришел к выводу, что им охватываются не только право собственности, но и иные имущественные права (постановление от 16 мая 2000 г. N 8-П).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)Конституцией Российской Федерации гарантирована защита права собственности и права на свободное использование имущества (статьи 34, 35 и 36). Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая конституционно-правовой смысл понятия "имущество", использованного в статье 35, пришел к выводу, что им охватываются не только право собственности, но и иные имущественные права (постановление от 16 мая 2000 г. N 8-П).
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Закрепленные в статьях 35 и 40 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности и права на жилище предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях; самовольное же строительство представляет собой правонарушение, а обязанность по сносу самовольной постройки - санкцию за такое правонарушение, как это предусмотрено статьей 222 ГК РФ. Указанная в статье 222 ГК РФ санкция применяется с учетом характера допущенных нарушений, а сама статья направлена на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 101-О, от 24 марта 2015 г. N 658-О, от 27 сентября 2016 г. N 1748-О, от 28 марта 2017 г. N 609-О и др.).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Закрепленные в статьях 35 и 40 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности и права на жилище предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях; самовольное же строительство представляет собой правонарушение, а обязанность по сносу самовольной постройки - санкцию за такое правонарушение, как это предусмотрено статьей 222 ГК РФ. Указанная в статье 222 ГК РФ санкция применяется с учетом характера допущенных нарушений, а сама статья направлена на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 101-О, от 24 марта 2015 г. N 658-О, от 27 сентября 2016 г. N 1748-О, от 28 марта 2017 г. N 609-О и др.).