Заявление об ускорении рассмотрения дела в суде общей юрисдикции
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление об ускорении рассмотрения дела в суде общей юрисдикции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новый этап судебной реформы: конституционные возможности и вызовы
(Андреева Т.К., Улетова Г.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 2)Ликвидация ВАС РФ в 2014 г. и объединение арбитражных судов и судов общей юрисдикции под руководством ВС РФ стали объективным основанием для отказа от подведомственности. Важнейшим последствием отказа от подведомственности дел стало введение правила о передаче дел из одного вида судов в другой по аналогии с передачей дел по подсудности. Передача дел способна повысить уровень доступности судебной защиты. Истцу нет необходимости вновь подавать исковое заявление в надлежащий суд, оплачивать государственную пошлину. В то же время ускоряется рассмотрение дела ввиду устранения промежуточных процессуальных действий. В ГПК РФ также предусмотрена возможность передачи дела в арбитражные суды даже на предварительном судебном заседании (ч. 3 ст. 33, ч. 4.1 ст. 152). Вступив в эпоху унификации судопроизводственных правил, подчеркивает докладчик, мы вправе ожидать как дальнейшего заимствования процессуальных институтов, так и создания новых процессуально-правовых механизмов. В настоящее время, несмотря на очевидную унификацию процессуального законодательства, сохраняются отличия, правда их становится все меньше.
(Андреева Т.К., Улетова Г.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 2)Ликвидация ВАС РФ в 2014 г. и объединение арбитражных судов и судов общей юрисдикции под руководством ВС РФ стали объективным основанием для отказа от подведомственности. Важнейшим последствием отказа от подведомственности дел стало введение правила о передаче дел из одного вида судов в другой по аналогии с передачей дел по подсудности. Передача дел способна повысить уровень доступности судебной защиты. Истцу нет необходимости вновь подавать исковое заявление в надлежащий суд, оплачивать государственную пошлину. В то же время ускоряется рассмотрение дела ввиду устранения промежуточных процессуальных действий. В ГПК РФ также предусмотрена возможность передачи дела в арбитражные суды даже на предварительном судебном заседании (ч. 3 ст. 33, ч. 4.1 ст. 152). Вступив в эпоху унификации судопроизводственных правил, подчеркивает докладчик, мы вправе ожидать как дальнейшего заимствования процессуальных институтов, так и создания новых процессуально-правовых механизмов. В настоящее время, несмотря на очевидную унификацию процессуального законодательства, сохраняются отличия, правда их становится все меньше.
Статья: О критериях разграничения административного и гражданского судопроизводств: вопросы теории и практики
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)Однако произошло все ровно наоборот - понятие подведомственности исключено из норм действующего законодательства и заменено термином "компетенция". Само по себе изменение терминологии не несет рисков, однако отказ от подведомственности повлек исключение из оснований для отказа в принятии искового заявления нарушение правил обращения за судебной защитой (требований подведомственности дела). На сегодняшний день при предъявлении в суд общей юрисдикции административного искового заявления, содержащего требование, подлежащее рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, суд решает вопрос о возбуждении производства по делу на основании норм гражданско-процессуального законодательства (ст. 16.1 КАС РФ). Аналогичное правило закреплено в ст. 33.1 ГПК РФ. Конечно, с одной стороны, такой алгоритм существенно облегчает и ускоряет доступ к правосудию. Но с другой - защита права производится не в том процессуальном порядке, на который рассчитывал заявитель. Если рассмотрение дела в порядке административного судопроизводства предполагает ряд "процессуальных льгот" для граждан: активную роль суда, который вправе выходить за пределы требований и доводов сторон, особое распределение обязанностей по доказыванию, в соответствии с которым орган публичной власти обязан доказать законность и обоснованность своих действий, решений, сокращенные сроки рассмотрения дел и проч., то исковый порядок в гражданском процессе основан на жесткой состязательности сторон: каждая из них должна самостоятельно доказать основания своих требований или возражений. Поэтому процессуальная форма рассмотрения и разрешения дела имеет принципиальное и во многом определяющее значение для исхода дела.
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)Однако произошло все ровно наоборот - понятие подведомственности исключено из норм действующего законодательства и заменено термином "компетенция". Само по себе изменение терминологии не несет рисков, однако отказ от подведомственности повлек исключение из оснований для отказа в принятии искового заявления нарушение правил обращения за судебной защитой (требований подведомственности дела). На сегодняшний день при предъявлении в суд общей юрисдикции административного искового заявления, содержащего требование, подлежащее рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, суд решает вопрос о возбуждении производства по делу на основании норм гражданско-процессуального законодательства (ст. 16.1 КАС РФ). Аналогичное правило закреплено в ст. 33.1 ГПК РФ. Конечно, с одной стороны, такой алгоритм существенно облегчает и ускоряет доступ к правосудию. Но с другой - защита права производится не в том процессуальном порядке, на который рассчитывал заявитель. Если рассмотрение дела в порядке административного судопроизводства предполагает ряд "процессуальных льгот" для граждан: активную роль суда, который вправе выходить за пределы требований и доводов сторон, особое распределение обязанностей по доказыванию, в соответствии с которым орган публичной власти обязан доказать законность и обоснованность своих действий, решений, сокращенные сроки рассмотрения дел и проч., то исковый порядок в гражданском процессе основан на жесткой состязательности сторон: каждая из них должна самостоятельно доказать основания своих требований или возражений. Поэтому процессуальная форма рассмотрения и разрешения дела имеет принципиальное и во многом определяющее значение для исхода дела.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2013 N 14-П
"По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1, пункта 1 части 1, частей 6 и 7 статьи 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", частей первой и четвертой статьи 244.1 и пункта 1 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.Е. Поповой"1. Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" определяется круг лиц, которые при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Как следует из его статьи 3, если требование о присуждении компенсации вызвано длительным судебным разбирательством в суде общей юрисдикции, длительным досудебным производством по уголовным делам, соответствующее заявление может быть подано в суд общей юрисдикции в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство (пункт 1 части 1 и часть 6); в случае, когда продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано до прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда, если подозреваемые или обвиняемые по данному уголовному делу установлены (часть 7).
"По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1, пункта 1 части 1, частей 6 и 7 статьи 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", частей первой и четвертой статьи 244.1 и пункта 1 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.Е. Поповой"1. Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" определяется круг лиц, которые при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Как следует из его статьи 3, если требование о присуждении компенсации вызвано длительным судебным разбирательством в суде общей юрисдикции, длительным досудебным производством по уголовным делам, соответствующее заявление может быть подано в суд общей юрисдикции в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство (пункт 1 части 1 и часть 6); в случае, когда продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано до прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда, если подозреваемые или обвиняемые по данному уголовному делу установлены (часть 7).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.06.2021 N 124
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"3.7.1. Показатели раздела характеризуют применение судами общей юрисдикции норм Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и отражают сведения о числе поданных в отчетном периоде заявлений об ускорении рассмотрения дела в гражданском и административном судопроизводстве, уголовном производстве, в том числе досудебном, в порядке производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанным законом, и рассмотрение административных исковых заявлений о присуждении компенсации за нарушение разумных сроков рассмотрения и исполнения дел по всем видам указанных производств.
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"3.7.1. Показатели раздела характеризуют применение судами общей юрисдикции норм Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и отражают сведения о числе поданных в отчетном периоде заявлений об ускорении рассмотрения дела в гражданском и административном судопроизводстве, уголовном производстве, в том числе досудебном, в порядке производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанным законом, и рассмотрение административных исковых заявлений о присуждении компенсации за нарушение разумных сроков рассмотрения и исполнения дел по всем видам указанных производств.