Обзор законопроектов
21 апреля 2023 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
В целях совершенствования законодательства РФ о выборах и референдумах подготовлены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Разработчики проекта Закона предлагают формировать экстерриториальные участковые комиссии, которые будут обеспечивать участие в выборах и референдумах лиц, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами их избирательного округа или округа референдума. Закрепляются полномочия таких комиссий.
Устанавливается, что общественные палаты будут назначать наблюдателей независимо от того, предусмотрено это региональным законодательством или нет.
Парламентарии предлагают отказаться от голосования с использованием открепительных удостоверений и развивать систему "Мобильный избиратель", благодаря которой россияне смогут голосовать независимо от местонахождения.
Кроме того, закрепляется обязанность зарегистрированного кандидата в случае появления у него судимости предоставлять в зарегистрировавшую его избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме.
Законопроектом планируется предоставить право новым субъектам РФ самостоятельно устанавливать особенности проведения голосования для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, а также реализации и защиты их избирательных прав. В частности, при проведении выборов по решению избирательной комиссии субъекта РФ для голосования избирателей могут образовываться избирательные участки за пределами территории субъекта РФ, где такие избиратели обладают активным избирательным правом. Также законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность использования помимо паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, иных документов в целях реализации активного избирательного права.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Законопроектом устанавливается ответственность за нарушение требований к производству и обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Для компаний несоблюдение правил грозит штрафом до 150 тыс. руб. с конфискацией продукции, сырья, полуфабрикатов, использованных для производства и оборота пивоваренной продукции, либо без таковой. В случае грубого нарушения максимальный штраф составит 200 тыс. руб., при этом продукцию, оборудование, сырье и транспорт могут конфисковать, а работу приостановить на 90 дней.
Также вводится ответственность за производство и оборот пивоваренной продукции без включения в реестр производителей пивоваренной продукции. В таком случае штраф для должностных лиц составит от 35 тыс. руб. до 50 тыс. руб., для юрлиц - от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота пивоваренной продукции, либо без таковой.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
В целях защиты социально-экономических прав и интересов граждан, подлежащих мобилизации, а также заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, законопроектом предлагается:
- закрепить возможность расторжения (изменения) договора о реализации туристского продукта во внесудебном порядке по инициативе туристов, пассажиров с правом получения полной стоимости ранее оплаченных ими услуг;
- расширить перечень случаев вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки, при которых ему возвращается провозная плата.
Законодатели предлагают передавать в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам земельные участки, занятые мелиоративными защитными лесными насаждениями, без проведения торгов. Это будет возможно в случае осуществления ими сельскохозяйственного производства на смежных земельных участках.
Реализация данного законопроекта, по мнению его авторов, будет способствовать снижению нагрузки на бюджетную систему в части расходов на кадастровые работы, обследование, разработку проектов мелиорации по восстановлению и закладке новых защитных лесных насаждений, а также проведению ухода за ними.
Депутаты предлагают изменить срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В настоящее время для транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, не предусмотрена возможность заключения договора ОСАГО на срок менее одного года.
В то же время, как указывают авторы законопроекта, бывают ситуации, когда полис ОСАГО нужен на более короткий срок, например для поездки или перегона машины в другой город. В этом случае водитель должен заключить договор ОСАГО на один год, а затем его расторгнуть.
В целях снижения количества случаев использования транспортных средств без заключения их владельцами договоров ОСАГО законопроектом предлагается установить срок действия договора в интервале от одного месяца до года.
СЕМЬЯ
Законопроект разработан в целях обеспечения инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях отдыха детей и их оздоровления.
В частности, закрепляется понятие инклюзивного отдыха детей-инвалидов, под которым понимается обеспечение равного доступа к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья совместно и наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья.
Предлагается ежегодно выделять места на указанные цели в размере не менее 10% от общего количества мест в детских лагерях, сведения о которых содержатся в специальном реестре.
При этом регионы смогут сами определять принцип распределения квоты между организациями с учетом наличия оборудования и условий для таких детей.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В первом чтении принято несколько законопроектов, предусматривающих введение государственного регулирования производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства и установление контроля (надзора) в указанной сфере.
В частности, законопроектом N 310882-8 вводится обязательная государственная регистрация основного технологического оборудования для производства указанной продукции.
Предусматривается использование государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ).
Также предлагается установить виды деятельности в сфере табачного рынка и рынка никотинсодержащей продукции, осуществление которых подлежит лицензированию, а также порядок получения и аннулирования действия лицензий.
В целях предотвращения незаконных производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции и сырья предусматриваются запрет розничной продажи табака и сигарет не в потребительской упаковке, отдельные ограничения по перемещению продукции и изделий, обязательное наличие сопроводительных документов при их обороте.
Закрепляются основные положения, регулирующие вопросы федерального государственного контроля (надзора). Определяются круг полномочий федерального органа по контролю и надзору в регулируемой сфере, основания для приостановления и аннулирования лицензий, а также применения иных мер воздействия по отношению к недобросовестным участникам рынка, в т.ч. изъятия или конфискации табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции и сырья, находящихся в нелегальном обороте, а также оборудования для их производства.
За нарушение новых требований предлагается установить административную или уголовную ответственность.
Так, законопроектом N 310899-8 предусматриваются административные наказания:
- за производство или оборот табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции или сырья без соответствующей лицензии;
- за использование (владение) основным технологическим оборудованием с нарушением порядка его государственной регистрации или консервации;
- за незаконные производство или оборот табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции или сырья физлицом, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Законопроектом N 310855-8 вводится уголовная ответственность за деятельность в регулируемой области без соответствующей лицензии.
Как полагают законодатели, реализация предлагаемых мер позволит установить эффективный контроль за производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции и сырья, повысить легальность рынка и создать понятные предпринимательскому сообществу условия его функционирования.
Правительство РФ выступило с законодательной инициативой о поддержке развития технопарков в сфере высоких технологий.
Разработанным законопроектом предлагается закрепить понятие "технопарк в сфере высоких технологий". Это совокупность объектов технологической, транспортной и коммунальной инфраструктуры, зданий, строений, сооружений, предназначенных для осуществления юрлицами, ИП научно-технической деятельности, инновационной деятельности или деятельности в сфере информационных технологий в целях обеспечения производства промышленной продукции и выведения на рынок новых продуктов, технологий и услуг.
К технопаркам в сфере высоких технологий утвердят требования по аналогии к индустриальным паркам и промышленным технопаркам.
Региональные органы власти наделят полномочиями по установлению дополнительных требований к технопаркам и участию в осуществлении промышленной политики в части применения мер стимулирования деятельности за счет бюджетных средств.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Стадию первого чтения прошел правительственный законопроект, совершенствующий деятельность адвокатов.
В частности, уточняются требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Они должны иметь ученую степень либо высшее образование по направлениям "Юриспруденция", "Правоведение", "Обеспечение законности и правопорядка" или по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Юриспруденция", с присвоением квалификации "юрист".
Кандидаты должны будут предоставить в квалификационную комиссию справку об отсутствии судимости и справки из наркологического и психоневрологического диспансеров.
Предлагается создать Единый государственный реестр адвокатов Российской Федерации. Порядок его ведения и состав сведений определит Минюст России.
Право осуществлять адвокатскую деятельность возникнет у адвоката только с момента внесения сведений о нем в реестр. В случае непринятия присяги в течение трех месяцев статус будет аннулирован. Сведения о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, также будут размещаться в реестре.
Устанавливаются 15-летний срок действия адвокатского удостоверения, а также обязанность сдавать его в случае приостановления или прекращения статуса адвоката.
Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ, членом которой является адвокат на основании заключения квалификационной комиссии при неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей не только перед доверителем, но и в отношении иных лиц.
Кроме того, предлагается закрепить статус Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР) как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов РФ, адвокатских образований и адвокатов, а также обеспечения информационного взаимодействия (обмена данными) и основы функционирования указанной системы, определить цели создания КИС АР, ее состав и функциональные возможности.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ