Обзор законопроектов
2 ноября 2024 года
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ЖИЛИЩЕ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- ОБОРОНА
- БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- ПРАВОСУДИЕ
- ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Региональные и муниципальные органы власти не будут штрафовать за неисполнение переданных государственных полномочий в случае нехватки средств на их реализацию. Госдума рассмотрела соответствующий законопроект в первом чтении.
Согласно документу производство по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственных полномочий указанными органами власти, будет прекращено в случае, если федеральные средства для их выполнения не были выделены или были выделены, но не в полном объеме.
Сенаторы предложили привлекать к административной ответственности лиц, виновных в пожаре, а также допустивших нарушения требований пожарной безопасности, без проведения проверок.
Сейчас сотрудники государственного пожарного надзора могут возбуждать дела по фактам пожаров на контролируемых объектах, в т.ч. земельных участках, только после проведения на объекте надзора внепланового контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом. Это влияет на эффективность применения имеющихся полномочий по профилактике административных правонарушений.
Для решения этой проблемы должностным лицам органов государственного пожарного надзора предоставят возможность возбуждать дела об административных правонарушениях без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также в случае, если выявленные нарушения допущены при проектировании систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
Кроме того, авторы проекта предлагают штрафовать за нарушение требований пожарной безопасности при проектировании систем противопожарной защиты зданий и сооружений. Проектировщикам, нарушившим требования пожарной безопасности, может грозить предупреждение или штраф в размере от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение предусматриваются повышенный размер штрафа и дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
В первом чтении принят законопроект, который направлен на установление дополнительного механизма контроля за сделками экономической концентрации, совершаемыми крупными финансовыми организациями.
Правительство РФ планирует ввести дополнительный контроль за сделками крупных финансовых организаций, стоимость активов которых превышает значения, установленные Правительством РФ, в т.ч. по согласованию с Банком России, независимо от размера активов финансовых организаций, являющихся объектом экономической концентрации.
По мнению авторов, проектируемые изменения позволят точечно контролировать сделки, совершение которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции на соответствующем рынке финансовых услуг, и применять риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией без необходимости нести дополнительные регулятивные издержки остальным участникам рынка.
Депутаты предлагают уточнить порядок приватизации государственного и муниципального имущества.
В частности, предусматривается исключение такого способа приватизации государственного и муниципального имущества, как продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе.
Уточняется способ приватизации государственного и муниципального имущества, при использовании которого решение об условиях приватизации имущества подлежит обязательному размещению в открытом доступе на официальном сайте в Интернете для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества.
Кроме того, из сферы Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предлагается исключить правоотношения по реализации древесины, полученной из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, произрастающих на земельных участках (их частях) или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
ЖИЛИЩЕ
Законопроектом устанавливается механизм, гарантирующий стабильность в осуществлении тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В частности, предусматривается заключение концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ с добросовестными концессионерами без проведения конкурсных процедур. При этом устанавливается, что концессионер должен положительно себя зарекомендовать в рамках действующего концессионного соглашения, а также соблюсти требование о минимальном объеме инвестиционных обязательств.
Закрепляется, что при наличии действующего концессионного соглашения для объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения предложение о заключении концессионного соглашения по дальнейшей модернизации коммунальных сетей и улучшению качества их работы может быть подано не ранее чем за два года до окончания срока указанного соглашения.
Устанавливаются основания для отмены уже принятого решения о заключении концессионного соглашения в случае возникновения в течение периода до окончания действия концессионного соглашения фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств по действующему концессионному соглашению или в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения, когда в течение периода до окончания действия концессионного соглашения оно будет расторгнуто на основании решения суда по требованию концедента.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Госдума приняла в первом чтении законопроект об учете периодов работы на территориях Украины, ДНР и ЛНР для определения права на страховую пенсию и исчисления ее размера.
Предлагается включать в страховой стаж периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись:
- на территории Украины с 1 января 1991 г. по 23 февраля 2022 г.;
- на территориях ДНР и ЛНР с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г.;
- на территориях Запорожской и Херсонской областей с 24 февраля 2022 г. по 29 сентября 2022 г.
Периоды работы, предлагаемые законопроектом к включению в страховой стаж, будут подтверждаться на основании документов, выданных (выдаваемых) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, либо на основании решения специальной межведомственной комиссии.
ФИНАНСЫ
Правительство РФ предлагает уточнить порядок формирования государственного реестра профессиональных коллекторских организаций.
Согласно проекту в качестве основания для уплаты госпошлины планируют установить факт принятия решения по заявлению о внесении сведений о юридическом лице в реестр. Действующий на сегодняшний день порядок ведения реестра предполагает уплату госпошлины исключительно за первичное внесение сведений в реестр.
За принятие решения по заявлению о внесении сведений в реестр коллекторов необходимо будет уплатить госпошлину в размере 100 тыс. руб.
Внесение предлагаемых изменений, как отмечают его авторы, позволит обеспечить определенность правового регулирования отношений, связанных с взиманием госпошлины.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Законопроект о размещении объектов и линий связи вдоль дорог прошел стадию первого чтения.
В целях обеспечения качественной связью, в т.ч. доступом в Интернет, водителей и пассажиров на протяжении всех автотрасс планируют пересмотреть вопросы взаимодействия операторов связи и владельцев дорог.
В настоящее время у российских операторов связи возникает ряд проблем при строительстве и размещении объектов и линий связи вдоль дорог, а также при использовании государственной и муниципальной собственности рядом с автодорогами из-за имеющихся противоречий в законодательстве.
В связи с этим авторы проекта предлагают закрепить норму, согласно которой строительство, эксплуатация, капитальный ремонт, а также перенос линий и сооружений связи в границах полос отвода автомобильных дорог будет осуществляться в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Законодатели планируют закрепить механизм предотвращения избыточной обработки персональных данных граждан в целях минимизации рисков неправомерного доступа к указанной информации.
Так, в Законе РФ "О защите прав потребителей" устанавливается требование о том, что продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе ограничивать доступ потребителя к информации о товарах (работах, услугах), предусмотренной п. 2 ст. 10 указанного Закона, в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ.
В Федеральном законе "О персональных данных" вводится требование о том, что согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных документов, в т.ч. отдельно от договоров и других согласий на обработку персональных данных, которые предоставляются в иных целях.
По мнению разработчиков, принятие проекта устранит правовую неопределенность, позволяющую недобросовестным операторам персональных данных "дезориентировать" граждан в вопросах предоставления согласия на обработку их персональных данных, определения условий и целей обработки таких данных.
ОБОРОНА
Военнослужащие, имеющие ребенка-инвалида, получат внеочередное право на обеспечение жильем (жилищной субсидией).
В настоящее время преимущественное право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения есть у отдельных категорий сотрудников силовых ведомств. Так, при наличии у сотрудника органов внутренних дел ребенка-инвалида, страдающего хроническим заболеванием, жилищная субсидия выделяется вне очереди. Законодатели предлагают распространить данное право и на военнослужащих, имеющих детей с инвалидностью.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Законопроект подготовлен в целях урегулирования деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих противофонтанные работы (далее - ПАССФ).
На Правительство РФ планируют возложить полномочия по определению порядка деятельности ПАССФ, требований к их составу и оснащенности, а также порядка расчета стоимости обслуживания ПАССФ объектов, на которых ведутся буровые работы при разведке и разработке месторождений нефти, газа и газового конденсата, и объектов, используемых при их добыче.
Как следует из пояснения к проекту, предложенные изменения позволят урегулировать деятельность ПАССФ, исключить развитие неквалифицированного формального обслуживания стратегических для экономики Российской Федерации производственных объектов и, как следствие, повысить уровень безопасности на месторождениях нефти и газа.
Законодатели планируют уточнить виды полицейского контроля в области безопасности дорожного движения.
Так, на полицию предлагают возложить полномочия по контролю за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, их должностными лицами обеспечения безопасности дорожного движения.
Контроль за реализацией региональными и местными властями обеспечения безопасности дорожного движения будет осуществляться через проверки, выездные обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований, рейдовые мероприятия на дорогах.
При осуществлении госконтроля полиция сможет выдавать предписания об устранении нарушений, выявленных в т.ч. в ходе выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований, а также рейдовых мероприятий на дорогах.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Законопроект подготовлен в целях регламентации контроля за применением принудительных мер медицинского характера, осуществляемого уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ).
Для осуществления УИИ контроля за применением принудительных мер медицинского характера в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, предлагается наделить Минюст России совместно с Минздравом России полномочиями на утверждение соответствующего порядка.
Кроме того, закрепляется возможность получения УИИ в медицинских организациях сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия указанного лица или его законного представителя.
Законопроект разработан в целях оптимизации материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, а также устранения пробелов в правовом регулировании вопросов, связанных с их вещевым обеспечением.
Так, планируется возложить на Минюст России ряд полномочий по утверждению правил и норм вещевого обеспечения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых.
В случае отсутствия на лицевом счете осужденного необходимых денежных средств в том месяце, в котором им получено вещевое имущество, предусматривается погашение в последующие месяцы задолженности за полученные осужденным одежду и обувь до полного ее погашения.
Также планируется уточнить понятие "специальное питание" и урегулировать вопросы обеспечения, выдачи и ношения обуви.
Проект Закона подготовлен в целях приведения положений УИК РФ в соответствие с Федеральным законом от 05.12.2022 N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
В частности, предлагается:
- расширить перечень организаций, которые имеют право оказывать содействие лицам, содержащимся в исправительных центрах, исправительных учреждениях, дисциплинарных воинских частях, а также администрациям исправительных центров и исправительных учреждений в целях исправления осужденных к принудительным работам и лишению свободы;
- уточнить организации, представители которых могут входить в состав попечительского совета при исправительном учреждении.
ПРАВОСУДИЕ
Участников специальной военной операции освободят от взыскания исполнительского сбора. Соответствующий проект принят в первом чтении.
На сегодняшний день исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Исполнительский сбор взыскивается с должника, который не исполнил вовремя исполнительный документ. Вместе с тем должник - участник спецоперации данный срок может пропустить, т.к. ему необходимо подать заявление о приостановлении исполнительного производства.
В связи с этим предлагается исключить необходимость представлять доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Законопроект направлен на совершенствование организации деятельности СК России и расширение перечня льгот его сотрудникам.
В этой связи уточняется круг лиц, относящихся к членам семьи сотрудников и бывших сотрудников СК России, включая лиц, находящихся у них на иждивении, имеющих право на социальные гарантии.
Кроме того, актуализируются правила назначения исполняющих обязанности по вакантным должностям, предусматривающим высшие специальные звания. Порядок назначения исполняющих обязанности будет устанавливаться Президентом РФ, а сами исполняющие обязанности получат социальные гарантии, гарантии правовой помощи, а также денежное содержание, соответствующее данным должностям.
Устанавливается право на возмещение расходов на переезд и перевозку имущества для сотрудников СК России, направленных на службу в другие регионы после окончания профильных образовательных организаций.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ