Новое в законодательстве Ленинградской области
18 октября 2024 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "КАДИС", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Областной закон Ленинградской области от 10.03.2009 N 17-оз приведен в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Исключены положения о предоставлении сведений, содержащихся в регистре муниципальных нормативных правовых актов региона, а также об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в указанном регистре, Правительством Ленинградской области.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Расширены полномочия Правительства Ленинградской области в сфере регулирования отношений недропользования, закрепленные областным законом Ленинградской области от 16.05.2022 N 54-оз.
Определено, в частности, что высший исполнительный орган Ленинградской области устанавливает порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами в отношении участков недр местного значения; представляет в электронной форме информацию о месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также о границах участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода, в отношении земель, земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, необходимую для подготовки предусмотренных Законом РФ "О недрах" специальных карт (схем), уполномоченному Правительством РФ на утверждение указанных специальных карт (схем) федеральному органу исполнительной власти; а также создает комиссию в целях принятия решения о согласовании либо об отказе в согласовании строительства объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах месторождений общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и(или) в границах участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода, за исключением случаев, указанных в части 7 статьи 25 Закона РФ "О недрах".
В связи с утверждением перечней должностных лиц контрольного комитета Губернатора Ленинградской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, признан утратившим силу приказ контрольного комитета Губернатора Ленинградской области от 30.03.2022 N 1 "Об утверждении Перечня должностных лиц Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (с внесенными изменениями).
СЕМЬЯ
Изменениями, внесенными в областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 N 72-оз, установлена новая мера социальной поддержки многодетных семей и многодетных приемных семей. Указанные семьи независимо от места жительства или места пребывания имеют право на бесплатное посещение государственных музеев Ленинградской области, парков культуры и отдыха, находящихся в ведении региона, иных государственных учреждений культуры области и проводимых ими выставок на территории Ленинградской области в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Ленинградской области.
Определено, что право на получение перечисленных мер социальной поддержки многодетные семьи и многодетные приемные семьи сохраняют в случае, если достигшие совершеннолетия дети обучаются по очной форме обучения, но не более достижения ими возраста 23 лет.
Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
В соответствии с изменениями, внесенными в областной закон Ленинградской области от 18.04.2012 N 29-оз, право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области дополнительно предоставлено гражданам, проживающим на территории Ленинградской области, и гражданам без определенного места жительства, имевшим последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области, отнесенных к категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также граждан, отнесенных в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 к категории граждан из подразделений особого риска.
Установлена денежная компенсация расходов на техническое обслуживание внутриквартирного (внутридомового) газового оборудования в многоквартирном доме (жилом доме).
Предусмотрено, в частности, что денежная компенсация предоставляется один раз в календарном году, а правом на ее получение обладают собственники жилых помещений (жилых домов) и наниматели жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и жилищного фонда социального использования, средний денежный доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ленинградской области, из числа инвалидов I группы, а также лиц, достигших возраста 80 лет.
Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Установлено ежемесячное пособие на второго ребенка в возрасте от полутора до трех лет в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Определены требования для назначения пособия, основания для отказа в назначении пособия либо прекращении его предоставления. Урегулированы вопросы перерасчета размера пособия.
Кроме того, предусмотрено, что ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка в случае его рождения начиная с 1 октября 2024 года при достижении им возраста полутора лет устанавливается также в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей.
Закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Уточнено, что от налогообложения освобождаются организации, заключившие концессионные соглашения с Ленинградской областью и(или) Российской Федерацией, в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории Ленинградской области, являющегося объектом этих концессионных соглашений на период их действия.
Закон вступает в силу с 1 января 2025 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
В соответствии с изменениями, внесенными в областной закон от 21.06.2013 N 41-оз, указанный закон теперь регулирует правоотношения по установлению дополнительных оснований признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов.
Кроме того, в частности, к дополнительным основаниям признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов и повлекшей формирование отрицательного сальдо единого налогового счета отнесена невозможность взыскать задолженность по транспортному налогу умерших (погибших) при исполнении обязанностей военной службы в ходе проведения специальной военной операции граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, граждан, заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ, в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, граждан, находившихся на военной службе в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", граждан, призванных на военную службу в Вооруженные Силы РФ по мобилизации, граждан, непосредственно выполнявших задачи по охране государственной границы РФ на участках, примыкающих к районам проведения СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины, если по истечении двух лет с даты открытия наследства наследники имущества умершего (погибшего) должника не вступили в права наследования.
Из перечня дополнительных оснований признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов исключено наличие задолженности по отмененным до 1 января 2010 года региональным налогам в отношении юридических лиц, не находящихся в процедурах, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве).
Изменения также коснулись перечней документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежной к взысканию задолженности по каждому из дополнительных оснований.
Ставка налога на имущество организаций в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении жилых помещений, на 2024 год установлена в размере 1,5 процента вместо установленных ранее 2 процентов.
Определено, что налоговая ставка в отношении указанных объектов недвижимого имущества в 2025 году и последующие годы составляет 2 процента.
Изменение коснулось категории граждан, освобождаемых от уплаты транспортного налога за одно транспортное средство (легковой автомобиль с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил включительно), зарегистрированное на граждан указанной категории.
Теперь от уплаты налога освобождается один из родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет или в возрасте до 23 лет при условии обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.
Согласно внесенным изменениям постановление "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на финансовое обеспечение затрат, связанных с их развитием и оказанием безвозмездных информационно-консультационных и образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, в рамках государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" теперь не регулирует правоотношения по определению объема предоставляемых субсидий.
В качестве основания для отмены отбора на предоставление субсидий определено уменьшение лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных комитету по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка на их предоставление.
Изменения также коснулись максимального размера субсидии на одного получателя по отдельным направлениям затрат.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям, эксплуатирующим объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности Ленинградской области, и субсидий государственным унитарным предприятиям, осуществляющим свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в рамках государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области" изложен в новой редакции.
В частности, изменения коснулись перечня мероприятий, на реализацию которых предоставляются субсидии.
Так, теперь ресурсоснабжающим организациям, эксплуатирующим объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в областной собственности, не предоставляются субсидии на содержание объектов нецентрализованной системы водоснабжения и на выполнение работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту пожарных гидрантов.
Вместе с тем установлено, что субсидии государственным унитарным предприятиям, осуществляющим свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предоставляются в том числе на техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Категории участников отбора, дополнительные документы, подтверждающие право на участие в нем, а также результаты предоставления субсидий и его характеристики конкретизированы по каждому целевому направлению предоставления субсидий.
Определено, что положения, предусматривающие организацию проведения отбора на предоставление субсидий и представление необходимых документов посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", вступают в силу с 1 января 2025 года.
В соответствии с изменениями, внесенными в Порядок, в частности, установлено, что санкционирование оплаты денежных обязательств по источникам финансирования дефицита областного бюджета осуществляется автоматически программными средствами информационной системы "Управление бюджетным процессом Ленинградской области" в соответствии с общими требованиями, установленными Порядком исполнения областного бюджета Ленинградской области по источникам финансирования дефицита областного бюджета Ленинградской области, если иное не предусмотрено отдельными правовыми актами Ленинградской области.
Порядок дополнен Справочником типовых причин отказа санкционирования оплаты денежных обязательств.
Установлено, что для санкционирования расходов субсидий на иные цели и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Ленинградской области или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность государственного автономного учреждения региона по возмещению расходов со счета, открытого ему в кредитной организации на выплаты по соглашению о предоставлении субсидии на иные цели, при соблюдении условия, что перечисление субсидии на иные цели не поступило, учреждению необходимо вместе с заявкой на выплату представить копию отчета, утвержденного соответствующим учредителем по прилагаемой форме.
Скорректирована информация, необходимая для формирования государственными бюджетными и автономными учреждениями Ленинградской области электронного документа для проведения расходов и санкционирования указанных субсидий.
Введена форма отчета о произведенных перечислениях, источником финансового обеспечения которых должны являться субсидии на иные цели и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Ленинградской области или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, полученные государственными автономными учреждениями Ленинградской области.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Перечислены категории физических и юридических лиц, являющихся заявителями, имеющими право на получение государственной услуги.
Государственную услугу бесплатно предоставляет комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в срок не более 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности и расположенном на территории Ленинградской области (за исключением установленных случаев).
Определены исчерпывающие перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, оснований для отказа в их приеме, а также оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности их выполнения в электронной форме и в МФЦ.
Установлены формы контроля за исполнением административного регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц, государственных служащих.
Приведены формы используемой документации.
Признан утратившим силу с внесенными изменениями приказ Комитета от 18.04.2019 N 5, ранее утверждавший аналогичный административный регламент.