Новое в законодательстве Архангельской области

3 мая 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Консультант Норд", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В частности, внесены изменения в областной закон от 23 сентября 2008 года N 567-29-ОЗ "О наградах в Архангельской области".

Исключен из перечня наград исполнительных органов государственной власти Архангельской области диплом исполнительного органа государственной власти Архангельской области.

Внесены изменения в областной закон от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области".

В частности, уточнено, что с 01.06.2024 исполнительные органы государственной власти Архангельской области имеют гербовые печати со своим полным наименованием на русском языке.

В частности, установлено, что уведомление гражданского служащего о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, является основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Архангельской области, замещающих должности государственной гражданской службы Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов, и урегулированию конфликта интересов.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В частности, в компетенцию Правительства Архангельской области включены полномочия по определению в порядке, утвержденном в соответствии с пунктом 2 статьи 17.2 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", некоммерческой организации, осуществляющей на территории Архангельской области функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства).

Установлено, что исполнительные органы государственной власти Архангельской области в пределах своей компетенции:

предоставляют сведения для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

оказывают поддержку ресурсному центру добровольчества (волонтерства) в целях обеспечения устойчивого функционирования, создания инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая финансовое, материальное и кадровое обеспечение, а также в других предусмотренных формах;

определяют перечень мер государственной поддержки участников добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом предусмотренных форм.

Государственная поддержка участников добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти Архангельской области может осуществляться в следующих формах: финансовая поддержка, в том числе предоставление грантов и субсидий из областного бюджета; организационная поддержка; информационная поддержка; консультационная поддержка; имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений, находящихся в государственной собственности Архангельской области, в безвозмездное пользование; методическая поддержка.

Не допускается оказание финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями.

СЕМЬЯ

В частности, внесены изменения в областной закон от 29 октября 2008 года N 578-30-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области".

Компетенция органов опеки и попечительства расширена следующими полномочиями:

с 01.01.2026 осуществляют документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

с 01.01.2026 размещают в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и направляют уведомления об этом гражданам на бумажном носителе либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в форме электронного документа;

с 01.07.2024 предоставляют конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, в суд, органы прокуратуры, органы дознания или следствия, органы опеки и попечительства, исполнительные органы государственной власти Архангельской области и иных субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка, уполномоченным по правам ребенка в иных субъектах Российской Федерации по их запросам;

с 01.07.2024 осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка после передачи в семью.

ЖИЛИЩЕ

В частности, компетенция Правительства Архангельской области расширена следующими полномочиями:

устанавливает порядок проведения эксплуатационного контроля за техническим состоянием многоквартирных домов в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и Жилищным кодексом;

устанавливает порядок организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу, а также порядок учета результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу, при подготовке и утверждении региональной программы или внесении в нее изменений.

Определена компетенция органа государственного жилищного надзора.

Установлено, что обследование технического состояния многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, может быть проведено на основании распоряжения уполномоченного исполнительного органа за счет средств областного бюджета в случае, если соответствующие средства на проведение указанного обследования предусмотрены областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Результаты обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу, являются основанием для внесения изменений в региональную программу.

Определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений, расположенных в части многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы и сведения о которой отражены в этой программе при внесении в нее изменений, связанных с изменением параметров данного многоквартирного дома, возникает по истечении двух лет с даты внесения в региональную программу указанных изменений.

В случае проведения капитального ремонта многоквартирного дома в целях восстановления технического состояния этого многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома принимается без проведения общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме в порядке, установленном постановлением Правительства Архангельской области. В целях восстановления технического состояния многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, капитальный ремонт в этом многоквартирном доме проводится без включения этого многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 Жилищного кодекса и статьей 30 закона в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодном внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Просроченная кредиторская задолженность разделена на следующие группы:

кредиторская задолженность по оплате труда и иным выплатам работникам учреждения, срок погашения которой, установленный локальными актами учреждения, регулирующими трудовые отношения, и законодательством Российской Федерации, истек;

кредиторская задолженность по налоговым и иным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек;

кредиторская задолженность перед поставщиками и лицами, оказывавшими услуги, выполнявшими работы, срок погашения которой, предусмотренный заключенными контрактами (договорами) и законодательством Российской Федерации, истек;

общая кредиторская задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек.

Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по каждой из групп определяется как:

наличие кредиторской задолженности по заработной плате, срок невыплаты которой превышает два месяца с момента, установленного локальными актами учреждения, как дата выплаты заработной платы;

наличие кредиторской задолженности по налоговым и иным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;

наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и лицами, оказывавшими услуги, выполнявшими работы, срок неуплаты которой превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;

превышение величины просроченной общей кредиторской задолженности над стоимостью активов учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату.

Объем предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности учреждения определяется по каждому источнику в отдельности.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Внесены изменения в областной закон от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями".

Органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 25.1 областного закона от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области", выплат на приобретение благоустроенных жилых помещений в собственность или для полного погашения предоставленных на приобретение жилых помещений кредитов (займов) по договорам, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой.

Внесены изменения в областной закон от 29 октября 2008 года N 578-30-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области".

Установлено, что органы опеки и попечительства направляют предложения о численности кандидатов в получатели жилищного сертификата, указанного в пункте 10 статьи 25.1 областного закона от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области", в списке:

в уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области - в случае, если органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области областным законом переданы государственные полномочия Архангельской области по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 25.1 областного закона от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области", выплат на приобретение благоустроенных жилых помещений в собственность или для полного погашения предоставленных на приобретение жилых помещений кредитов (займов) по договорам, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой;

в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в случае, если органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области областным законом не переданы государственные полномочия Архангельской области по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 25.1 областного закона от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области", выплат на приобретение благоустроенных жилых помещений в собственность или для полного погашения предоставленных на приобретение жилых помещений кредитов (займов) по договорам, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой.

Внесены изменения в областной закон от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области".

В частности, компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, расширена следующими полномочиями:

осуществляет ведение реестра государственных жилищных сертификатов в случае, если органам местного самоуправления областным законом не переданы государственные полномочия по предоставлению выплат;

заключает соглашения о взаимодействии с многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг при осуществлении государственных полномочий по предоставлению выплат, определяющие порядок и сроки передачи данным многофункциональным центром принятых заявлений о предоставлении выплаты и прилагаемых к ним документов, в случае, если органам местного самоуправления не переданы государственные полномочия по предоставлению выплат;

осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, прием и рассмотрение заявлений о предоставлении выплаты и прилагаемых к ним документов в случае, если органам местного самоуправления областным законом не переданы государственные полномочия по предоставлению выплат;

формирует дела о выплатах лицам, указанным в пункте 1 статьи 25.1 настоящего закона, в случае, если органам местного самоуправления областным законом не переданы государственные полномочия по предоставлению выплат;

издает распорядительные акты (распоряжения) о предоставлении выплат или об отказе в предоставлении выплат в случае, если органам местного самоуправления областным законом не переданы государственные полномочия по предоставлению выплат;

осуществляет контроль за приобретением жилых помещений за счет выплат в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если органам местного самоуправления областным законом не переданы государственные полномочия по предоставлению выплат;

утверждает форму заявления о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения;

принимает решения о сокращении сроков действия договоров найма специализированных жилых помещений или об отказе в сокращении сроков действия таких договоров в случае, если органам местного самоуправления не переданы государственные полномочия Архангельской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

Установлено, что в целях заключения с лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора социального найма в отношении занимаемых ими жилых помещений срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен по инициативе лица, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, но не более чем на два года.

Сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения допускается при наличии по состоянию на дату подачи лицом, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, заявления о сокращении срока действия такого договора в уполномоченный орган совокупности обстоятельств, указанных в пункте 6.2 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Уточнен порядок предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.

Установлено, что преимущественное право на предоставление выплаты перед другими лицами, включенными в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, указанных в пункте 3 статьи 11 закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, имеют следующие лица:

подавшие заявление о предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, за счет выплаты и использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В частности, обновлены следующие понятия:

многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно;

члены многодетной семьи:

родители (усыновители) (при условии, что один из родителей (усыновителей) имеет гражданство Российской Федерации);

дети (рожденные, усыновленные) до достижения ими возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии их обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

Уточнен порядок регистрации многодетных семей, ведения учета многодетных семей и предоставляемых им мер социальной поддержки.

Установлено, что при определении права многодетной семьи на предоставление мер социальной поддержки в составе многодетной семьи не учитываются:

дети, в отношении которых оба родителя или единственный родитель лишены родительских прав;

дети, которые приобрели до достижения ими возраста 18 лет дееспособность в полном объеме в связи с объявлением их полностью дееспособными (эмансипацией) или вступлением в брак.

Уточнено, что многодетным семьям в качестве дополнительной меры социальной поддержки в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 30 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Архангельской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из объема фактически потребляемых услуг, но не более нормативов потребления указанных услуг. Данный абзац не применяется в случаях, предусмотренных абзацами шестым - восьмым;

платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Данный абзац не применяется в случаях, предусмотренных абзацами шестым - восьмым;

платы за коммунальные услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован:

за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, отведение сточных вод, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления указанных услуг, а при отсутствии указанных приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;

за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из объема фактически потребляемых услуг, но не более нормативов потребления указанных услуг.

Уточнено, что меры социальной поддержки семьям с тремя и более детьми, предоставляются в том числе до достижения возраста 23 года (ранее - 21 года).

Внесены изменения в дополнительный перечень услуг, предоставляемых государственными учреждениями Архангельской области и муниципальными учреждениями муниципальных образований Архангельской области, подлежащих включению в Архангельский региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) и предоставляемых в электронной форме, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 10 апреля 2012 года N 133-пп.

В частности, в дополнительный перечень включена услуга по предоставлению ежемесячной доплаты к пенсии инвалидам боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, а также гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с участием в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины.

Внесены изменения в постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 464-пп "О государственной программе Архангельской области "Социальная поддержка граждан в Архангельской области".

В частности, внесены изменения в Порядок выплаты ежемесячной доплаты к пенсии инвалидам боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе.

Наименование порядка изложено в следующей редакции: "Порядок выплаты ежемесячной доплаты к пенсии инвалидам боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, а также гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с участием в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины".

Определены порядок и условия выплаты ежемесячной доплаты к пенсии не имеющим права на пенсию по старости и имеющим место жительства (место пребывания) на территории Архангельской области:

военнослужащим и сотрудникам уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с участием в боевых действиях на территориях Афганистана и Северного Кавказа;

военнослужащим, сотрудникам федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов из числа некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, принимавшим участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины с 24 февраля 2022 года, сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выполнявшим возложенные на них задачи в ходе специальной военной операции, лицам, заключившим контракты о пребывании в добровольческих формированиях (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации) для участия в специальной военной операции, гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с участием в специальной военной операции.

Обновлена форма заявления об изменении порядка получения ежемесячной доплаты к пенсии.

ФИНАНСЫ

Обновлены основные характеристики областного бюджета на 2024 год: прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета уменьшен с 129200663203,85 рубля до 128239337063,27 рубля, общий объем расходов областного бюджета уменьшен с 144835434580,44 рубля до 143874108439,86 рубля. Дефицит областного бюджета запланирован на прежнем уровне.

Из перечня средств, подлежащих казначейскому сопровождению, исключены субсидии (гранты в форме субсидий), предоставляемые из областного бюджета (бюджетов муниципальных образований Архангельской области) на финансовое обеспечение затрат юридическим лицам (за исключением субсидий (грантов в форме субсидий) государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области (муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципальных образований Архангельской области)) и индивидуальным предпринимателям в рамках реализации государственной программы Архангельской области "Культура Русского Севера".

Исключено распределение субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на разработку проектной документации по созданию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами некапитального строительства (объекты перегрузки твердых коммунальных отходов с местом временного накопления твердых коммунальных отходов) на 2024 год.

В частности, определено, что в законе понятие "задолженность" используется в значении понятия "задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", определенного пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Установлено, что безнадежной к взысканию признается задолженность в части сумм транспортного налога в случае наличия у налогоплательщиков - физических лиц задолженности по данному налогу в сумме, не превышающей 100 рублей, со дня образования которой прошло более трех лет.

В частности, обновлена формула расчета объема субвенции местному бюджету i-го муниципального образования на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования и образовательные программы среднего общего образования.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установлено, что отношения, касающиеся организации накопления ртутьсодержащих отходов, утративших потребительские свойства, регулируются Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2314.

Обращение с отходами I и II классов опасности на территории Архангельской области осуществляет федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности, в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ.

Исключен раздел "Организация накопления ртутьсодержащих отходов и малогабаритных источников тока, утративших потребительские свойства".

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В частности, внесены изменения в областной закон от 22 июня 2005 года N 48-4-ОЗ "О предоставлении недр и пользовании недрами на территории Архангельской области".

Компетенция уполномоченного органа исполнительной власти Архангельской области в сфере регулирования отношений недропользования расширены следующими полномочиями:

представляет информацию о месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также о границах участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода, в отношении земель, земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов Архангельской области, необходимую для подготовки предусмотренных частью первой статьи 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" специальных карт (схем), уполномоченному Правительством Российской Федерации на утверждение указанных специальных карт (схем) федеральному органу исполнительной власти в электронной форме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемой к ней региональной системы межведомственного электронного взаимодействия;

создает комиссию по согласованию строительства объектов капитального строительства в границах земельных участков, расположенных в границах месторождений общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) в границах участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода, за исключением случаев, указанных в части седьмой статьи 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах".

Уточнено, что пользователь участка недр местного значения имеет право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.

Внесены изменения в областной закон от 23 июня 2005 года N 66-4-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Архангельской области".

В частности, с 01.09.2024 компетенция исполнительного органа государственной власти Архангельской области, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, расширена полномочиями по организации и проведению совместно с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, и органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области общественных обсуждений в случаях, если планируемая деятельность будет осуществляться в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также если осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности планируется на территориях двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Архангельской области.

С 01.07.2024 определено правовое положение общественного инспектора по охране окружающей среды.

Установлено, что граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, вправе осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды и оказывать содействие исполнительному органу государственной власти Архангельской области, осуществляющему государственное управление в области охраны окружающей среды.

Гражданин, подавший в исполнительный орган государственной власти Архангельской области, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, заявление о намерении осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды, обязан обладать знаниями, необходимыми для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля). Наличие этих знаний проверяется исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в форме тестирования без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по перечню вопросов, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) взаимодействуют с исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

Общественный инспектор по охране окружающей среды при осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) исполняет обязанности, указанные в статье 11 и пункте 7 статьи 68.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В частности, компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов расширена следующими полномочиями:

представление в пределах полномочий, предусмотренных статьей 34 Федерального закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, информации в государственную информационную систему управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с частью 5 статьи 37.2 Федерального закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов;

с 01.09.2025 проведение проверки знаний, входящих в охотничий минимум, и определение результатов такой проверки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

с 01.09.2025 формирование содержания тестов, используемых при проверке знаний, входящих в охотничий минимум;

представление в пределах полномочий, предусмотренных статьей 33 Федерального закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, информации в государственную информационную систему управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с частью 5 статьи 37.2 Федерального закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Документ вступает в силу с 1 января 2025 года.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Основной целью патриотического воспитания является формирование у граждан патриотического сознания, основанного на традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностях, чувства верности своему Отечеству и ответственности за его судьбу, гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Достижение цели патриотического воспитания будет осуществляется посредством решения следующих задач:

формирование и развитие духовно-нравственных ценностей граждан, формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению;

формирование традиционных семейных ценностей, положительного отношения граждан к отцовству, материнству и многодетной семье;

формирование уважения граждан к исторической памяти, преемственности поколений, культурному развитию многонационального народа России;

формирование и развитие правовой грамотности, правосознания и правовой культуры граждан;

формирование уважения граждан к государственным символам Российской Федерации и официальным символам Архангельской области;

формирование физической и моральной готовности граждан к военной службе и защите Отечества;

формирование уважения граждан к дням воинской славы и памятным датам России, праздничным дням и памятным датам в Архангельской области;

развитие и поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности;

формирование системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования специалистов, работающих в сфере патриотического воспитания;

формирование экологической культуры граждан, навыков бережного отношения к природе и окружающей среде;

популяризация отечественных научных достижений.

Выделены следующие основные направления патриотического воспитания: духовно-нравственное воспитание; гражданско-патриотическое воспитание; историко-патриотическое воспитание; военно-патриотическое воспитание.

Определены полномочия органов государственной власти в сфере патриотического воспитания.

Внесены изменения в областной закон от 21 января 1999 года N 108-20-ОЗ "О политике в сфере культуры Архангельской области и в сфере нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации на территории Архангельской области".

В частности, установлено, что с 10.06.2024 органы государственной власти Архангельской области вправе за счет средств областного бюджета оказывать мастерам народных художественных промыслов, сведения о которых включены в региональный реестр мастеров народных художественных промыслов, финансовую, информационную, консультационную, организационную поддержку, иные меры поддержки, установленные Федеральным законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, областным законом от 17 декабря 2012 года N 589-36-ОЗ "О народных художественных промыслах в Архангельской области", другими областными законами.

Уточнено, что поддержка народных художественных промыслов в Архангельской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" и областным законом от 17 декабря 2012 года N 589-36-ОЗ "О народных художественных промыслах в Архангельской области".

Внесены изменения в областной закон от 16 декабря 2011 года N 405-27-ОЗ "О музеях и музейном деле в Архангельской области".

Исключено положение, в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в пределах своих полномочий осуществляли мероприятия по обеспечению физической сохранности и безопасности музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на постоянном хранении в фондах муниципальных музеев.

Внесены изменения в областной закон от 17 декабря 2012 года N 589-36-ОЗ "О народных художественных промыслах в Архангельской области".

В частности, компетенция Архангельского областного Собрания депутатов расширена полномочиями по установлению с учетом Федерального закона от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" порядка отнесения изделий, изготовляемых на территории Архангельской области, к изделиям народных художественных промыслов.

Установлено, что органы местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа Архангельской области вправе в пределах своей компетенции оказывать мастерам народных художественных промыслов, сведения о которых включены в региональный реестр мастеров народных художественных промыслов, финансовую, информационную, консультационную, организационную поддержку, иные меры поддержки, установленные Федеральным законом "О народных художественных промыслах", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, настоящим законом, другими областными законами, уставами муниципальных образований Архангельской области.

Органам государственной власти Архангельской области предоставлено право в пределах своей компетенции оказывать мастерам народных художественных промыслов, сведения о которых включены в региональный реестр мастеров народных художественных промыслов, финансовую, информационную, консультационную, организационную поддержку, иные меры поддержки, установленные Федеральным законом "О народных художественных промыслах", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, настоящим законом, другими областными законами.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

В частности, внесены изменения в областной закон от 29 ноября 1995 года N 22-18-ОЗ "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов".

В частности, установлено, что депутат Архангельского областного Собрания депутатов освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в порядке, установленном приложением N 3 к областному закону от 29 ноября 1995 года N 22-18-ОЗ.

Внесены изменения в областной закон от 27 сентября 2006 года N 222-12-ОЗ "О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области".

Установлено, что муниципальный служащий освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Внесены изменения в областной закон от 26 ноября 2008 года N 626-31-ОЗ "О противодействии коррупции в Архангельской области".

В частности, установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, лицо, замещающее должность главы местной администрации, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от них обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в порядке, установленном приложением N 2 к областному закону от 26 ноября 2008 года N 626-31-ОЗ.

В частности, установлено, что постановление Правительства Архангельской области, регулирующее вопросы оказания государственной поддержки общественным объединениям пожарной охраны, работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, предусматривает случаи и порядок осуществления работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными деятельности в составе добровольного пожарного подразделения.

Уточнено, что имущество общественных объединений пожарной охраны формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом соответствующего общественного объединения пожарной охраны, взносов его учредителей, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с указанным уставом, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Архангельской области, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара).

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

В частности, установлено что уполномоченный по правам человека в Архангельской области является участником государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Архангельской области и содействует оказанию бесплатной юридической помощи в пределах своей компетенции в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" и областным законом от 15 июля 1997 года N 34-10-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области".

Уточнено, что государственное юридическое бюро при осуществлении своей деятельности вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи на основании соглашений, указанных в частях 5 и 5.1 статьи 18, части 2 статьи 26 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Соглашения, указанные в частях 5 и 5.1 статьи 18, части 2 статьи 26 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", заключаются на основании решения Правительства Архангельской области о привлечении к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокатов и участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи, принимаемого не позднее чем до 1 ноября текущего финансового года в случае, если в проекте областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусмотрены бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий, связанных с оплатой труда адвокатов и участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи.