Новое в законодательстве Орловской области

24 мая 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Кредитал+", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Уточнены полномочия органов местного самоуправления города Орла по решению вопросов местного значения.

Орловский городской Совет народных депутатов также учреждает сетевое издание для обнародования муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Орла официальной информации; устанавливает правила использования водных объектов для рекреационных целей.

Мэр города Орла: ежегодно до 15 января информирует орган исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления Орловской области, об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления города Орла и о результатах осуществления таких связей в предыдущем году; ежегодно до 15 января направляет в уполномоченный орган перечень соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления, включая в него соглашения, заключенные и утратившие силу в предыдущем году.

Администрация города Орла наделена полномочиями по участию в реализации молодежной политики, разработке и реализации мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи, разработке и реализации муниципальных программ по основным направлениям реализации молодежной политики, организации и осуществлению мониторинга реализации молодежной политики в городе Орле; по осуществлению международных и внешнеэкономических связей.

Установлено, что официальное обнародование муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, осуществляется путем его официального опубликования.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В перечень показателей для оценки деятельности глав городских, муниципального округов и муниципальных районов вместо показателя "Развитие учреждений культуры" включен показатель "Прирост числа посещений культурных мероприятий к предыдущему году".

Изменениями, внесенными в постановления Правительства Орловской области от 26.12.2014 N 423 "Об утверждении Положения о Департаменте финансов Орловской области" и от 01.03.2019 N 112 "Об утверждении Положения об отделе правового обеспечения Департамента финансов Орловской области", исключены положения, согласно которым указанные органы осуществляли правовое обеспечение деятельности Департамента государственного регулирования цен и тарифов Орловской области, обеспечивали защиту в судах прав и законных интересов Департамента.

Уточнен круг полномочий Департамента, в него включены в том числе: контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; разработка и реализация в пределах компетенции Департамента мер, а также государственных программ Орловской области в области минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма; участие в организации поддержания в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, предназначенных для минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Скорректирован перечень основных функций Управления. В частности, к функциям Управления дополнительно отнесено: участие в предоставлении лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, включенным в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой; участие в осуществлении контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

В состав Департамента входят Управление региональной политики и развития местного самоуправления и Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества.

Основными задачами Управления региональной политики и развития местного самоуправления являются: осуществление выработки системы мер по реализации региональной политики на территории Орловской области; осуществление на территории Орловской области государственной политики по реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления на территории Орловской области; нормативное правовое регулирование и правоприменительная деятельность в сфере развития местного самоуправления в Орловской области.

Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества реализует следующие задачи: обеспечивает взаимодействие Управления с политическими партиями, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества; обеспечивает организацию осуществления мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, достижение межнационального и межконфессионального согласия.

Руководство деятельностью управлений осуществляют заместители руководителя Департамента - начальники управлений.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Отчет составляется Учреждением в валюте Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, и представляется на согласование в Департамент не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Показатели отчета, формируемые в денежном выражении, должны быть сопоставимы с показателями, включаемыми в состав бюджетной отчетности казенных учреждений и бухгалтерской отчетности автономных учреждений.

Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления отчета несут руководители учреждений.

Согласованный Департаментом отчет в течение 3 рабочих дней со дня его согласования размещается на официальном сайте www.bus.gov.ru в сети "Интернет", а также подлежит опубликованию не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газете "Орловская правда".

Приведена форма отчета о результатах деятельности учреждения.

Уточнено, что очередность участия заявителей в жеребьевке определяется также с учетом предоставления земельных участков во внеочередном порядке ветеранам боевых действий, награжденным за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, семьям ветеранов боевых действий, награжденных за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции.

Структурное подразделение администрации города Орла, в ведении которого находится муниципальное бюджетное, казенное учреждение согласовывает также передачу недвижимого имущества муниципального учреждения в залог на основании постановления администрации города Орла.

СЕМЬЯ

Установлен порядок предоставления меры социальной поддержки по оплате стоимости питания детей в лагерях с дневным пребыванием в каникулярное время.

Мера социальной поддержки предоставляется Управлением образования, спорта и физической культуры администрации города Орла в размере 306,06 рублей в день на одного обучающегося на смены в лагерях с дневным пребыванием детей в течение летних каникул продолжительностью 18 рабочих дней, в течение зимних каникул продолжительностью 10 рабочих дней, в течение весенних, осенних каникул продолжительностью 7 рабочих дней следующим категориям обучающихся муниципальных бюджетных образовательных организаций города Орла в возрасте от 6 до 17 лет включительно: детям из семей, вынужденно покинувших место жительства в зоне проведения СВО и прибывших на территорию Орловской области; детям, полнородным, неполнородным братьям и сестрам, детям супругов граждан РФ, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ или направленных военными комиссариатами субъектов РФ для прохождения военной службы по контракту для участия в СВО с 24 февраля 2022 года; детям, полнородным, неполнородным братьям и сестрам, детям супругов сотрудников органов внутренних дел РФ и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ, участвующих (участвовавших) в СВО с 24 февраля 2022 года; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям из многодетных семей; детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Мера социальной поддержки также предоставляется Управлением обучающимся муниципальных бюджетных образовательных организаций города Орла в возрасте от 6 до 17 лет включительно в размере 214,24 рубля в день на одного обучающегося (при условии платы родителей (законных представителей) в размере 91,82 рубля в день) на смены в лагерях с дневным пребыванием детей в течение летних каникул продолжительностью 18 рабочих дней, в течение зимних каникул продолжительностью 10 рабочих дней, в течение весенних, осенних каникул продолжительностью 7 рабочих дней.

Родителям (законным представителям) детей, имеющих право на получение меры социальной поддержки по нескольким основаниям, меру социальной поддержки представляют по одному из оснований, выбранному родителем.

Приведены формы заявлений на оказание мер социальной поддержки.

ЖИЛИЩЕ

Сметная стоимость работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую, определенная соответствующей проектной документацией на выполнение таких работ, не должна превышать плановую (предельную) стоимость капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и плановую стоимость капитального ремонта отдельных видов работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определяемые в соответствии с областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 N 482.

В случае несоответствия сметной стоимости работ по капитальному ремонту крыши указанным требованиям орган исполнительной власти специальной компетенции, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в срок не позднее 15 мая текущего года информирует соответствующий орган местного самоуправления о необходимости представления документов, подтверждающих наличие дополнительных источников финансирования работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую в части превышения размера сметной стоимости работ.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников бюджетных учреждений Орловской области в сфере информатизации и развития информационных технологий, включая предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Вместо должности "главный инженер по мобилизационной работе, ГО и ЧС" в учреждениях введена должность "главный специалист по защите государственной тайны, мобилизационной работе, ГО и ЧС".

Государственное учреждение Орловской области, подведомственное Управлению ветеринарии Орловской области, представляет в Управление заявку о предоставлении субсидии из областного бюджета на иные цели в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении выплаты молодому ветеринарному специалисту.

Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на иные цели заключается между Управлением и учреждением в порядке, установленном Правительством Орловской области.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Право на ежегодное получение единовременного пособия в размере 4000 рублей на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, расположенной на территории Орловской области, имеет один из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей) по их выбору, единственный родитель (усыновитель, опекун (попечитель), приемный родитель) многодетной семьи.

Для получения пособия необходимо в течение III квартала календарного года обратиться с заявлением в учреждение социальной защиты населения по месту жительства. К заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность и место жительства заявителя; копия документа, содержащего сведения о счете заявителя в кредитной организации; справка из общеобразовательной организации, расположенной на территории Орловской области, об обучении в ней ребенка. Заявление и необходимые документы могут быть поданы в учреждение социальной защиты населения заявителем лично, посредством МФЦ, в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Утверждена форма заявления о назначении выплаты.

Указ вступает в силу со дня вступления в силу положений указа Губернатора Орловской области от 29.03.2024 N 152 "О реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", устанавливающих право на получение соответствующей меры социальной поддержки.

Внесены изменения в ряд постановлений Правительства Орловской области, регулирующих порядок назначения и выплаты отдельных пособий, связанные с использованием для автоматизации процессов предоставления мер социальной защиты ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", а не Единой государственной информационной системы социального обеспечения, как было предусмотрено ранее.

Скорректирован перечень документов, необходимых для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта. В него включены, в частности, сведения о размерах получаемых доходов и выплат.

Документы (сведения) компетентного органа иностранного государства, подтверждающие размер доходов, полученных заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации, а также документы о регистрации записи акта гражданского состояния и об установлении опеки (попечительства) представляются заявителем с заверенным переводом на русский язык. В случае постоянного проживания на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных территорий документы представляются лично в орган социальной защиты населения, в том числе без перевода на русский язык.

С целью уточнения среднедушевого дохода семьи заявитель вправе представить документы, подтверждающие сумму: дохода от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и доходы от занятия частной практикой в период; дохода по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности; грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства; доходов в виде процентов по номинальным счетам (вкладам) в банках, открытым на детей в возрасте до 18 лет, находящихся под опекой (попечительством).

Также уточнены основания для отказа в предоставлении государственной услуги в случае обращения за оказанием государственной социальной помощи; порядок регистрации документов, связанных с предоставлением государственной услуги, в автоматизированной системе "Адресная социальная помощь".

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Уточнено, что получателем субсидии является некоммерческая организация "Фонд развития промышленности Орловской области", выполняющая функции регионального фонда развития промышленности. Способом предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат.

В случае реорганизации получателя субсидии в форме слияния, присоединения или преобразования в соглашение о предоставлении субсидии вносятся изменения путем заключения дополнительного соглашения; в форме разделения, выделения, а также при ликвидации получателя субсидии соглашение расторгается с формированием акта об исполнении обязательств по соглашению с отражением информации о не исполненных получателем субсидии обязательствах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и возврате неиспользованного остатка субсидии в областной бюджет.

Департамент промышленности и торговли Орловской области осуществляет проверку и принятие отчетов о расходах и о достижении значений результатов предоставления субсидии в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня их представления. В случае выявления в отчете недостоверных сведений отчет не принимается и возвращается получателю субсидии на доработку с письменным уведомлением о причинах возврата. Откорректированный отчет должен быть представлен в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его возврата на доработку.

Уточнено, что при расчете в бюджетах поселений доли дотаций из вышестоящих бюджетов не учитываются дотации местным бюджетам, предоставленные в целях содействия достижению, и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в том числе показателей социально-экономического развития муниципальных образований, и (или) поощрения за лучшие практики деятельности органов местного самоуправления.

Установлено, что со дня заключения соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов муниципальное образование Орловской области ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области: отчет о выполненных работах и об осуществлении расходов бюджета муниципального образования; конъюнктурный обзор выполненных строительно-монтажных работ.

Заявка на финансирование направляется муниципальным образованием в Департамент в течение 1 рабочего дня со дня возникновения расходного обязательства, а не в течение 3 рабочих дней, как было установлено ранее.

Утверждены формы отчета о выполненных работах и об осуществлении расходов бюджета муниципального образования по объекту; конъюнктурного обзора выполненных строительно-монтажных работ.

Из перечня исключены здания по адресам: Покровский район, д. Тимирязево; Ливенский район, с. Успенское, ул. Павлова, д. 50а; г. Орел, ш. Кромское, д. 33; г. Орел, ул. Красноармейская, д. 2; Новодеревеньковский район, пгт. Хомутово, ул. Кооперативная, д. 21; г. Орел, ул. Курская 3-я, д. 56, а также помещение по адресу: г. Орел, ул. Привокзальная, д. 10, пом. 128.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Парковки создаются в целях организованной стоянки транспортных средств с учетом необходимости сохранения и увеличения пропускной способности автомобильных дорог, повышения безопасности дорожного движения.

Парковки размещаются в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Орловской области и обозначаются путем установки соответствующих дорожных знаков и (или) нанесения разметки.

Парковки являются общедоступными и могут использоваться пользователями парковок при наличии свободных парковочных мест, транспортные средства размещаются на парковке пользователями самостоятельно.

Решение о создании и об использовании (о прекращении такого использования) на платной основе парковок принимается Правительством Орловской области в форме распоряжения.

Дополнительные требования в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет средств государственного имущества Орловской области и средств областного бюджета устанавливаются также в отношении технопарков в сфере высоких технологий, управляющих компаний технопарков в сфере высоких технологий.

Для подтверждения соответствия технопарка в сфере высоких технологий, его управляющей компании дополнительным требованиям управляющая компания технопарка представляет в Департамент промышленности и торговли Орловской области непосредственно или по почте заказным письмом (с описью вложения) следующие документы: заявление; копию выписки из реестра технопарков в сфере высоких технологий и управляющих компаний технопарков; копии учредительных документов управляющей компании; копию выписки из ЕГРЮЛ; справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; справку, содержащую информацию о соответствии технопарка и управляющей компании технопарка дополнительным требованиям, по форме, утвержденной Департаментом.

Уточнено, что применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет государственного имущества Орловской области и средств областного бюджета осуществляется при условии, что у управляющей компании, у специализированной организации промышленного кластера на едином налоговом счете отсутствует или не превышает 30 тыс. рублей задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Ранее для получения мер поддержки неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов должны была полностью отсутствовать.

В рамках регионального проекта "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы планируется также осуществить закладку питомников (кроме виноградных).

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Созданы охранные зоны следующих памятников природы регионального значения: "Исток Оки", "Дикое поле", "Луговая степь у реки Озерка", "Озеро Индовище", "Участок степной растительности", "Балка Непрец", "Остатки разнотравной типчаковой степи с ковылем", "Урочище Апушкина гора", "Урочище Кузилинка", "Участок дубравы и луговой кошеной степи", "Участок разнотравной степи (Подмаслова Гора)", "Участок разнотравной степи и обнажения девонских известняков".

Охранные зоны установлены в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы.

Земельные участки, которые включены в границы охранных зон, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением особого правового режима, установленного для таких земельных участков.

В границах охранных зон устанавливается режим охраны и использования земельных участков, в соответствии с которым запрещается любая деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы памятников природы.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Установлено, что обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области пожарной безопасности проходят осуществляющие трудовую и служебную деятельность в органах исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, общественных объединениях, организациях: лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности; руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица; ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, определяемые руководителем организации; лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа; лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике; иные лица, определяемые руководителем организации.

Противопожарные инструктажи проводятся лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность в организации, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность", либо прошедшими процедуру независимой оценки квалификации, в период действия свидетельства о квалификации.

К проведению противопожарных инструктажей на основании гражданско-правового договора могут привлекаться лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо лица, имеющие образование пожарно-технического профиля, либо лица, прошедшие процедуру независимой оценки квалификации, в период действия свидетельства о квалификации.